17.04.2013
<-назад в раздел
ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМО СОБЛЮДАТЬ ПОСТ?
О необходимости соблюдения постов нам известно из Евангелия и, во-первых, из примера Самого Господа, постившегося сорок дней в пустыне, хотя Он был Бог и не имел нужды в этом; во-вторых, на вопрос учеников Своих, почему они не могли изгнать беса из человека, Господь отвечал: по неверию вашему, – а потом прибавил: сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17; 20, 21). Кроме того, есть в Евангелии указание и на то, что мы должны соблюдать пост в среду и пятницу. В среду Господь предан был на распятие, а в пятницу был распят... Пища же скоромная не есть скверна. Она не оскверняет, а утучняет тело человека. А святой апостол Павел говорит: если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня па день обновляется (2 Кор. 4; 16). Внешним человеком он назвал тело, а внутренним – душу... Всякое лишение и всякое понуждение ценится пред Богом, по сказанному в Евангелии: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11; 12). А дерзновенно и самовольно нарушающие правило поста называются врагами креста, имже Бог чрево, и слава в студе (стыде) их (Флп. 3; 19). И в псалмах сказано: заблудиша от чрева (Пс. 57; 4). Разумеется, иное дело, если кто нарушает пост по болезни и немощи телесной. А здоровые от поста бывают здоровее и добрее, и, сверх того, долговечнее бывают, хотя на вид и тощими кажутся. При посте и воздержании и плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются... Итак, если по милости Божией у вас проявилось благое желание очиститься от внутренних пороков, то да будет вам известно, что сей род ничем же не может быть изъят, как только усердною молитвою и постом, впрочем, постом благоразумным. А то у нас тут был один пример неблагоразумного поста. Один помещик, проводивший жизнь в неге, захотел вдруг соблюсти суровый пост: велел себе во весь Великий пост толочь конопляное семя и ел его с квасом, и от такого крутого перехода от неги к посту так испортил свой желудок, что доктора в продолжение целого года не могли поправить его. Впрочем, есть и святоотеческое слово, что мы должны быть не убийцами тела, а убийцами страстей.
Преподобный Амвросий Оптинский