Такою своею смелостью и мужеством он привел в изумление не только бывших при правителе, но и самого правителя. Правитель велел взять святого и заключить в темницу, причем темничному стражу было приказано строго охранять его. По прошествии нескольких дней правитель повелел привести святого из темницы к себе и стал убеждать его отречься от Христа и принести жертву идолам. Но святой Мануил и слушать правителя не хотел, а, напротив, сам старался отклонить его от почитания идолов
Стоим мы ныне пред тайною из тайн, воспоминая великий день Великого Четверга, – тот день, когда установлено было Таинство Святого Причащения. Воистину, это – тайна, к которой и Ангелы с трепетом приникнути желают, но к которой всякое грубое прикосновение испытующего и исследующего ума является оскорблением Святыни. Так именно и случилось с евреями, когда пред ними впервые Иисус Христос провозгласил Свое слово о тайне Причащения. Оно не вместилось в грубый разум, как не вместится океан в сосуд, сделанный руками человека; оно казалось кощунством и хулою на Бога; оно объявлено было даже безумием. И как навеки верно слово Христово: Дух есть, иже животворит, плоть же не пользует ни мало (Ин. 6, 63)!
Однажды в гостинице Григорий нашел дорогой пояс, оброненный дочерью хозяина. Движимый благим намерением продать его, а деньги раздать нищим, он утаил находку. Однако по пути домой, вместе с другою ношею, потерял ее. Во сне Григорий получил вразумление от святого Василия, показавшего ему разбитый горшок со словами: «Если кто украдет даже такую негодную вещь, будет наказан вчетверо. Ты утаил чужой пояс и будешь осужден как вор. Ты должен возвратить найденное».
Владыку Ермогена определили сначала в Одесский Успенский монастырь, а затем в Жировицкую обитель в Белоруссии. Пребывая на покое, исповедник Христов продолжал бороться против врагов Церкви. В 1962 году он направил Хрущеву письмо, в котором опроверг обвинения властей в отношении духовенства и со ссылками на советское законодательство, с приведением конкретных примеров доказал, что уполномоченные по делам РПЦ и другие официальные лица несопоставимо чаще нарушают законы СССР и постановления партии. Письмо получило широкую огласку. Прочитав его, «русский Афанасий Великий» святитель Афанасий (Сахаров) сказал: «Почему у нас только один исповедник? Где же остальные архиереи, почему они молчат?»
Это было очень тяжелое для Церкви и всего народа время. Большевики, захватившие в ноябре 1917 года власть, помимо многих других преступлений, закрывали храмы и монастыри; убивали, мучили, сажали в тюрьмы священников. Держали под арестом и много раз допрашивали как преступника и Патриарха Тихона. Он пытался увещевать нечестивых правителей, но они не слушали его, а еще больше озлоблялись. Однажды ночью подосланные ими разбойники ворвались к Патриарху и хотели застрелить его, но верный келейник заслонил собой святителя и вместо него принял мученическую смерть.
Блаженный Иаков был из числа его учеников. После изгнания преп. Феодора за святые иконы, многие из его учеников были взяты на мучения; блаженный Иаков тоже был захвачен и предан всевозможным терзаниям. Когда же нечестивый Лев был убит, святой Иаков, как и прочие исповедники Христовы, был освобожден из заключения и, прибывши еле живым в Студийский монастырь, что в Царьграде, вскоре скончался и достойным образом был погребен.
Во имя неверно понимаемой любви, пренебрегая истиной, экуменизм пытается объединить православных не только с представителями т. н. «христианских» еретических конфессий, но и с иноверцами. Еще в 1938 году в Афинах крупный экуменический деятель Поль Андерсон заявил: «Мы не настолько ограничены, чтобы объединять только христиан разных исповеданий. Сейчас мы объединяемся вокруг идеи единобожия вообще, поэтому в экуменизм войдут иудеи, магометане и проч.». Это вполне логично с точки зрения экуменистов, не дорожащих догматами и канонами и разумеющих понятие «вселенскость» не в духовном, а в сугубо географическом смысле. Будучи порождением масонства, экуменизм осуществляет его планы.
В 1904 году началась русско-японская война. 11 июня 51-й драгунский Черниговский полк выступил в поход на Дальний Восток. Вместе с войском отправился и отец Митрофан. У него не было ни тени сомнений, он и не думал уклоняться от исполнения своего долга. За семь лет служения полковым священником он настолько сжился со своей паствой, что она стала для него настоящей семьей, с которой он разделял все тяготы походной жизни. Вместе с полком батюшка участвовал в сражениях. Когда представлялась возможность, он ставил походную церковь, подаренную Великой Княгиней, и служил.
Присмотримся к самой жизни языческих мудрецов, почитаем сочинения известных писателей, живших в то самое время. Что же, слышим ли мы гимны жизни, видим ли, что ею дорожат? Напротив, слышим – вопль безотрадного отчаяния несется по всему миpy, слышим признания, что не стоит жить. «Дверь открыта из жизни, – в самоубийстве лучший исход», – пишет один. Другой, видный и влиятельный философ, рассуждает: «Видишь ли ты эту гору? Оттуда вниз головой – твое спасение. Видишь ли это дерево? На нем повеситься – вот спасение. Видишь ли это море, реку, этот колодезь? Там, на дне их живет твое счастье, там спасение от жизни».
Дочь императора Траяна, Дросида, узнав об этом, в одну ночь, когда все бывшие при ней, слуги объяты были глубоким сном, пришла к этим девственницам, имея при себе драгоценную одежду, и просила их позволить ей идти вместе с ними для того, чтобы и она могла взять честное тело святого мученика. Между тем некий Андриан, жених Дросиды и близкий друг императора, дал ему такой совет:
– Самодержавной владыка! повели поставить воинов для охранения преданных смерти христиан, чтобы узнать, кто похищает тела их.
Когда человеческая душа исходит из тела, совершается некое великое таинство. Ибо если она виновна в грехах, то приходят полчища демонов, злые ангелы и темные силы, берут эту душу и увлекают ее на свою сторону. Этому никто не должен удивляться, ибо если человек, еще будучи жив, в этом мире покорился, предался и поработился им, то не будут ли они еще более обладать им и порабощать его, когда он выйдет из этого мира? Что касается другой, лучшей части людей, то с ними происходит иное.
Не было бы скорбей, не было бы и спасения, сказали Святые Отцы; от скорбей две пользы: первая – усердие к Богу и благодарность от всей души. Вторая – избавляет от суетных попечений и забот. Из святоотеческих писаний видно; они подобно нам тоже унывали и малодушествовали, даже испытывали то, что не пожелали предать Писанию, чтобы нас, неопытных в духовной жизни, не смутить и не привести в отчаяние. Конечно, Господь попускает быть скорбям, соразмерно нашим силам, кто какие может понести.
Во время патриаршества святого Фомы в Галатийской стране (Малая Азия) явилось грозное знамение. Тяжелые кресты, которые несли во время крестного хода, стали без видимой причины колебаться, ударяться друг о друга и разламываться. Вызванный Патриархом известный прозорливец старец преподобный Феодор Сикеот (пам. 22 апреля) разъяснил смысл знамения. По его словам, Церковь ожидали раздоры и беды, а государство стояло накануне разорения от варварского нашествия. Услышав это, святитель ужаснулся и попросил преподобного Феодора Сикеота помолиться о нем, чтобы Бог взял его душу раньше, чем случится предсказанное разорение.
После ее достали из колодца и заточили в темницу, где она и пробыла двадцать дней. Приказав затем привести ее к себе, Нерон спросил ее, не покорится ли она ему теперь и, раскаявшись в своем упорстве, не принесет ли жертвы идолам. Тогда святая Фотина плюнула ему в лицо и, посмеявшись над его безумием и глупым разумом, сказала: – О нечестивейший слепец, заблуждающийся и безумный человек! Неужели ты считаешь меня столь неразумною, чтобы я согласилась отречься от Владыки моего Христа и принесла жертву подобным тебе слепым идолам!?
Здесь они водрузили крест, выкопали колодец и поставили себе келлии отдельно, по образцу скитских пустынножителей. С большим трудом на болотистой местности была устроена церковь. Отшельники вели суровую жизнь.
Предвидя свое преставление, преподобный Нил послал святого Иннокентия на реку Нурму и предсказал ему: "Бог тебя прославит там. и обитель у тебя будет общежительная, моя же пустыня после смерти моей останется такой же, как при моей жизни, и братия по одному будут жить в своих келлиях".
Рождение первого наследника династии предрек святой преп. Елеазар Анзерский, Соловецкий чудотворец (память 13 / 26 января). Слава о его духовных подвигах достигла Москвы, и Царь Михаил Феодорович Романов вызвал Соловецкого Старца к себе и просил молитв о даровании сына. Преподобный исполнил просимое Государем. По рождении наследника, в благодарность за молитвы, Царь содействовал преп. Елеазару в устроении на Анзерском острове каменного храма во имя Пресвятой Троицы.
Михаил Никитич был дядей первого Царя из Дома Романовых – Михаила Феодоровича. Царь Борис Годунов, желая избавиться от возможных соискателей Престола, воспользовавшись ложным обвинением, подверг братьев Романовых опале. Филарет Никитич, отец Царя-родоначальника Михаила, был пострижен в монахи, его братья Василий и Иоанн – сосланы в Сибирь, в Пелымский край. Наиболее тяжкая участь ожидала «могутного» (сильного, крепкого. – Примеч. ред.) Михаила Никитича. Его сослали в Приуральский Чердынский край, в Пермь Великую, в погост Ныроб, для содержания его с особенной предосторожностью, «чтобы он не утек».
Хотя О... о твоем отце духовном говорит справедливо, что он человек многогрешный, но тебе слушать это молча не должно. Феодор Едесский пишет: "Всякого хулящего твоего отца духовного заусти", то есть всякому такому заграждай уста; пусть так толкует где хочет и с кем хочет, но ты сего толковать перед тобою не попускай, повторяя: "Толкуйте об этом, где хотите, но предо мною неприлично вам этого говорить, да и вам самим это без душевного вреда и ответственности не обойдется".
«Имеются три вида благочестия: первый состоит в том, чтобы не согрешать; второй – в том, чтоб, согрешивши, терпеливо переносить приключающиеся скорби; третий – в том, чтоб плакать о недостатке терпения, если не переносим скорби с должным терпением.
Если мы здесь не совершим примирения с Богом, установленными от Него средствами, то это по необходимости навлекает на нас подсудимость на будущем суде: разве только Бог, увидев, что мы смирились и плачем, изгладит, как Сам ведает, грехи наши всесильною благодатью Своею.
Например, Иван Коляга (считается, что от его имени и произошло название города Калязина) так встревожился за свои земли, что решил убить Преподобного. Но Господь не допустил этого. Коляга был наказан: внезапно от какой-то болезни умерли все члены его семьи, а вскоре и сам он серьезно занемог. Считая все эти напасти наказанием Господним за свой злой умысел, Коляга велел отнести себя, больного, в монастырь к Макарию и исповедовался ему во всем, со слезами прося прощения. Конечно же, он был прощен. Более того, под воздействием проповедей Макария Коляга отрекся от мира и сам принял постриг, подарив монастырю все свои земли...
Новости
3041 - 3060 из 5562
Начало
|
Пред.
|
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
|
След. |
Конец