Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
Житие преп. Макария, игумена Калязинского, чудотворца 30.03.2015

Житие преп. Макария, игумена Калязинского, чудотворца

В 1400 году в селе Гритково (позднее Кожино) близ города Кашина в семье боярина Василия Кожина и его жены Ирины родился сын Матфей. Семья была боголюбивой, строго чтившей заповеди Господни, поэтому с детства мальчик воспитывался в вере и богопочтении. С юности Матфей стремился к монашеству, но исполняя заповедь Божью о послушании воле родителей, молодой человек женился на благородной и благочестивой девушке – Елене Яхонтовой. Господь так устроил, что этому браку не суждено было стать долгим. Через год после свадьбы сына его родители скончались, еще через два года умерла и жена Матфея.

А еще на заре своей супружеской жизни молодые люди договорились: если кто из них умрет, другой уйдет в монастырь. Сразу же после погребения жены, даже не заходя домой, он удалился в располагавшийся поблизости Кашинский Клобуков монастырь. Там он принял постриг, получив имя Макарий, и начал свой строгий подвиг. Через некоторое время у него появилось сильное желание удалиться в пустыню и предаться полному безмолвию и уединению. Игумен монастыря благословил его на этот новый подвиг.

Отправившись в близлежащие леса на поиск безлюдных мест, Макарий нашел такое в 18 верстах от Кашина на левом берегу Волги. Здесь он водрузил крест и поставил келью. Долго жил в ней отшельник в непрерывном посте и упорных молитвах. Слава о его подвигах и святости со временем начала расходиться по округе, и к нему устремились многие приверженцы иноческой жизни. Так основался Троицкий Калязинский мужской монастырь, игуменом которого стал Макарий. Очевидцем и свидетелем богоугодной жизни Макария и строгости его устава был знаменитый подвижник монашества того времени – святой преподобный Иосиф Волоцкий.

В 1400 году в селе Гритково (позднее Кожино) близ города Кашина в семье боярина Василия Кожина и его жены Ирины родился сын Матфей. Семья была боголюбивой, строго чтившей заповеди Господни, поэтому с детства мальчик воспитывался в вере и богопочтении. С юности Матфей стремился к монашеству, но исполняя заповедь Божью о послушании воле родителей, молодой человек женился на благородной и благочестивой девушке – Елене Яхонтовой. Господь так устроил, что этому браку не суждено было стать долгим. Через год после свадьбы сына его родители скончались, еще через два года умерла и жена Матфея.

А еще на заре своей супружеской жизни молодые люди договорились: если кто из них умрет, другой уйдет в монастырь. Сразу же после погребения жены, даже не заходя домой, он удалился в располагавшийся поблизости Кашинский Клобуков монастырь. Там он принял постриг, получив имя Макарий, и начал свой строгий подвиг. Через некоторое время у него появилось сильное желание удалиться в пустыню и предаться полному безмолвию и уединению. Игумен монастыря благословил его на этот новый подвиг.

Отправившись в близлежащие леса на поиск безлюдных мест, Макарий нашел такое в 18 верстах от Кашина на левом берегу Волги. Здесь он водрузил крест и поставил келью. Долго жил в ней отшельник в непрерывном посте и упорных молитвах. Слава о его подвигах и святости со временем начала расходиться по округе, и к нему устремились многие приверженцы иноческой жизни. Так основался Троицкий Калязинский мужской монастырь, игуменом которого стал Макарий. Очевидцем и свидетелем богоугодной жизни Макария и строгости его устава был знаменитый подвижник монашества того времени – святой преподобный Иосиф Волоцкий.

По мере укрепления обители (сер. XV в.), и особенно после возведения деревянного храма во имя Живоначальной Троицы, против Макария стали выступать соседние бояре. Например, Иван Коляга (считается, что от его имени и произошло название города Калязина) так встревожился за свои земли, что решил убить Преподобного. Но Господь не допустил этого. Коляга был наказан: внезапно от какой-то болезни умерли все члены его семьи, а вскоре и сам он серьезно занемог. Считая все эти напасти наказанием Господним за свой злой умысел, Коляга велел отнести себя, больного, в монастырь к Макарию и исповедовался ему во всем, со слезами прося прощения. Конечно же, он был прощен. Более того, под воздействием проповедей Макария Коляга отрекся от мира и сам принял постриг, подарив монастырю все свои земли...

Преподобный Макарий Калязинский был великим чудотворцем, прозорливцем, обладал даром исцеления больных и умиротворения страждущих, он также удостоился особенной благодати Господней: как Божий человек, стал покорять себе силы природы. Много стяжал преподобный добродетелей. Особо украшен он был беззлобием. Милосердие показывал он одинаково всем, но более своим врагам, которые творили ему пакости. Миловал их, как родных детей.

Преподобный никогда не переставал помнить, что он только «пресельник на земле оной и пришлец». Поэтому он непрестанно имел в сердце печаль по Боге и воздыхал к Нему от всей души. Памятуя всегда об исходе из сего видимого мира к иному, невидимому, преподобный Макарий, дожив до глубокой старости, предощущал свою кончину. Он мирно почил о Господе в лето от Рождества Христова 1483, 17-й день марта месяца. Последние слова его были: «Слава Богу о всем! Аминь».

Макарий Калязинский был погребен возле построенной им деревянной церкви. Когда же храм обветшал, жертвователи решили вместо него поставить новую, каменную церковь. Когда рыли рвы под фундамент, был обретен гроб Преподобного. От его нетленных мощей исходило благоухание, седины старца были чистые, и даже риза не истлела. Произошло это 26 мая 1521 года. Множество исцелений больных с тех пор происходило при мощах Макария Калязинского.

В 1547 году на Московском Соборе преподобный Макарий был причислен к лику святых Божьих угодников и наименован великим чудотворцем. Преподобный Макарий стал сорок шестым канонизированным русским святым. Его память было постановлено праздновать во всех церквах по всей России: 17 / 30 марта (день его кончины) и 26 мая / 8 июня (день обретения святых мощей).

Рака с мощами Преподобного была вскрыта в 1919 году. Мощи были переданы первому директору Калязинского краеведческого музея Ивану Федоровичу Никольскому, который намеренно не вписал их в инвентарные книги. Благодаря этому власти забыли о них. В 1982 году о мощах снова вспомнили. Местные верующие обратились с просьбой вернуть их Церкви. Городские власти создали комиссию, которая дала заключение о том, что хранящиеся мощи Макария Калязинского якобы таковыми не являются, а есть кости неизвестного происхождения. Было дано распоряжение сжечь мощи. Но молодой директор музея – ему был только 21 год – спрятал святыню. В 1988 году нетленные мощи преподобного Макария Калязинского официально возвращены Церкви. Ныне они покоятся в Твери, в кафедральном соборе Белая Троица.

С. В. Кустов, «Жития Калязинских святых». Тверь, 2002

Преподобный Макарий Калязинский был великим чудотворцем, прозорливцем, обладал даром исцеления больных и умиротворения страждущих, он также удостоился особенной благодати Господней: как Божий человек, стал покорять себе силы природы. Много стяжал преподобный добродетелей. Особо украшен он был беззлобием. Милосердие показывал он одинаково всем, но более своим врагам, которые творили ему пакости. Миловал их, как родных детей.

Преподобный никогда не переставал помнить, что он только «пресельник на земле оной и пришлец». Поэтому он непрестанно имел в сердце печаль по Боге и воздыхал к Нему от всей души. Памятуя всегда об исходе из сего видимого мира к иному, невидимому, преподобный Макарий, дожив до глубокой старости, предощущал свою кончину. Он мирно почил о Господе в лето от Рождества Христова 1483, 17-й день марта месяца. Последние слова его были: «Слава Богу о всем! Аминь».

Макарий Калязинский был погребен возле построенной им деревянной церкви. Когда же храм обветшал, жертвователи решили вместо него поставить новую, каменную церковь. Когда рыли рвы под фундамент, был обретен гроб Преподобного. От его нетленных мощей исходило благоухание, седины старца были чистые, и даже риза не истлела. Произошло это 26 мая 1521 года. Множество исцелений больных с тех пор происходило при мощах Макария Калязинского.

В 1547 году на Московском Соборе преподобный Макарий был причислен к лику святых Божьих угодников и наименован великим чудотворцем. Преподобный Макарий стал сорок шестым канонизированным русским святым. Его память было постановлено праздновать во всех церквах по всей России: 17 / 30 марта (день его кончины) и 26 мая / 8 июня (день обретения святых мощей).

Рака с мощами Преподобного была вскрыта в 1919 году. Мощи были переданы первому директору Калязинского краеведческого музея Ивану Федоровичу Никольскому, который намеренно не вписал их в инвентарные книги. Благодаря этому власти забыли о них. В 1982 году о мощах снова вспомнили. Местные верующие обратились с просьбой вернуть их Церкви. Городские власти создали комиссию, которая дала заключение о том, что хранящиеся мощи Макария Калязинского якобы таковыми не являются, а есть кости неизвестного происхождения. Было дано распоряжение сжечь мощи. Но молодой директор музея – ему был только 21 год – спрятал святыню. В 1988 году нетленные мощи преподобного Макария Калязинского официально возвращены Церкви. Ныне они покоятся в Твери, в кафедральном соборе Белая Троица.

С. В. Кустов, «Жития Калязинских святых». Тверь, 2002


<-назад в раздел

Русский календарь