30.03.2015
<-назад в раздел
Знаешь ли, что бедствия находят на человека соответственно его грехам?
«Имеются три вида благочестия: первый состоит в том, чтобы не согрешать; второй – в том, чтоб, согрешивши, терпеливо переносить приключающиеся скорби; третий – в том, чтоб плакать о недостатке терпения, если не переносим скорби с должным терпением.
Если мы здесь не совершим примирения с Богом, установленными от Него средствами, то это по необходимости навлекает на нас подсудимость на будущем суде: разве только Бог, увидев, что мы смирились и плачем, изгладит, как Сам ведает, грехи наши всесильною благодатью Своею. Если же мы не только не смиримся и не восплачем о нерадении в исполнении вышеупомянутых видов благочестия, но и еще будем защищать себя словами мирской премудрости (учености) и ею превозноситься над благоговейными, то как будем помилованы, действуя противоположно условиям помилования?»
«Когда преподобный беседовал так, один из учеников его, уповавший на воздержание свое и по этой причине пребывавший вне познания истины, покушавшийся претерпевать все скорбное, но неправильно, думая о себе, что страдает как мученик, возразил старцу: где говорит Писание, что по вине каждого и по праведному суду Божию находят бедствия на человеков?»
«Старец отвечал:
возлюбленный! Найдешь это во многих местах Писания, как в Ветхом, так и в Новом Завете. Впрочем, и мы укажем тебе некоторые из таких мест, если желаешь того. Уразумев истину, отвергни высокомудрие; мало этого, отвергни зломудрие и приобрети смирение, заимствовав его от Бога, Который сказал: возмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь, и смирен сердцам, и обрящете покой душам, вашим»(Мф. 11;29).
«Ученик остановил преподобного на этом слове и сказал ему:
если каждый из нас подражает смирению Христову тем, что признает постигающие его скорби должным себе воздаянием, как сказано тобою, то из этого очевидно явствует, что и Христос, пострадав, исполнил долг свой. Но я считаю такое мнение богохульством.
Авва отвечал:
скажи мне, возлюбленный, берущие в заем деньги при поруке поручителей, одни ли должники? или одинаково с ними должники и поручившиеся за них?
Ученик:
очевидно, что и поручившиеся.
На это старец:
будь же убежден со всею достоверностью, что Христос, восприняв нас, соделал Себя должником, как и Божественное Писание свидетельствует о Нем: Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин. 1;29), быв по нас клятва (Гал. 3;13). Он восприял смерть за всех нас; Он умер за всех нас: тебя ли одного не восприял Он? объясни это искренно.
Ученик, припав к ногам старца, сказал:
я согрешил, как младенец, сказав в неведении сказанное мною; но отнюдь не отрекаюсь Избавителя и Восприемника всех верующих в Него. Знаю, что, кроме Него, нет иной надежды человекам на спасение, как говорит апостол: вси согрешиша и лишени суть славы. Божия, оправдаеми туне благодатию Его (Рим. 3;23,24).
Братия, присутствовавшие тут, получили пользу, увидев, что брат познал истину и покаялся.
Старец продолжал:
теперь остается нам показать из Писания, что из случающегося с каждым из нас печального ничто не случается несправедливо, все по праведному суду Божию. Иные страдают за свое зло, а иные за ближних. По этой причине сказано: или будет зло во граде, еже Господь не сотвори? (Амос. 3;6). И: еже сеет кождо, сие и пожнет (Гал. 6:7). И: аще неправда наша Божию правду составляешь, что речем? еда ли не праведен Бог, наводяй гнев? да не будет (Рим. 3;5,6).
И три отрока, ввергнутые в разженную печь, учат нас этому образу мыслей, сказав, что они ввергнуты по своей вине и по Божию повелению, хотя они восприняли лице согрешивших соотечественников, будучи сами невинны (Ср: Дан. 3; 28, 31). И святый Давид, оскорбляемый Семеем, исповедует, что подвергается оскорблениям по повелению Божию и за свою вину (Ср: 2 Цар. 16;11). И Исаия, и Иеремия, и Иезекииль, и Даниил, и другие пророки предвещали народу израильскому и народам языческим, что их постигнут скорби, соответственно грехам, совершенным каждым народом.
Пророки объявляли вместе и вины, и наведения за эти вины: за это именно, предрекали пророки, за то, что провозглашалось в среде народа то и то, делалось то и то, за это постигнет их то и то. Объясняя это же, блаженный Давид говорит в псалмах своих: разумех Господи, яко правда судьбы Твоя, и воистину смирил мя еси (Пс. 118;75). И еще: поношение безумному дал мя еси. Онемех и не отверзох уст моих, яко ты сотворил еси (Пс. 38; 9, 10).
Эти слова Давида и мы должны произносить к Богу, когда подвергнемся укоризнам от кого-либо, и благодарить Бога за то, что Он послал обличителя сокровенных в нас лукавых мыслей, послал с тою целию, чтоб мы, рассмотрев мысли наши с достоверностью, исправили себя.
Большей части наших греховных недугов мы не знаем! потому что только мужу совершенному свойственно содержать в памяти свои недостатки. Если и явные нарушения закона духовного неудобопонятны, тем неудобопонятней нарушения его, совершаемые в области мыслей. Но мы, не ведая большей части греховности нашей, смущаемся от наведений.
Поймем же, как благоразумные, что Господь наводит искушения для пользы нашей и посредством их делает нам много добра:
во-первых, посредством их открываем присутствие в себе злых мыслей, сокровенно обладающих нами;
по открытии их подается нам истинное, непритворное смиренномудрие;
потом избавление от суетного возношения и обнаружение разнообразной злобы, таившейся внутри нас, как говорит Писание:
проникоша вси делающее беззаконие, яко да потребятся в век века (Пс. 91;8).
Братия! Наверно знайте следующее: если не будем переносить наведений с терпением, верою и благодарением, то никогда не возможем открыть злобу, сокровенную внутри нас. Если же не откроем ее, то не возможем ни отразить и прочих злых помыслов, борющих нас, ни взыскать очищения от впечатлений, произведенных прежде соделанными грехами, ниже получить твердой уверенности относительно будущего».
Если мы здесь не совершим примирения с Богом, установленными от Него средствами, то это по необходимости навлекает на нас подсудимость на будущем суде: разве только Бог, увидев, что мы смирились и плачем, изгладит, как Сам ведает, грехи наши всесильною благодатью Своею. Если же мы не только не смиримся и не восплачем о нерадении в исполнении вышеупомянутых видов благочестия, но и еще будем защищать себя словами мирской премудрости (учености) и ею превозноситься над благоговейными, то как будем помилованы, действуя противоположно условиям помилования?»
«Когда преподобный беседовал так, один из учеников его, уповавший на воздержание свое и по этой причине пребывавший вне познания истины, покушавшийся претерпевать все скорбное, но неправильно, думая о себе, что страдает как мученик, возразил старцу: где говорит Писание, что по вине каждого и по праведному суду Божию находят бедствия на человеков?»
«Старец отвечал:
возлюбленный! Найдешь это во многих местах Писания, как в Ветхом, так и в Новом Завете. Впрочем, и мы укажем тебе некоторые из таких мест, если желаешь того. Уразумев истину, отвергни высокомудрие; мало этого, отвергни зломудрие и приобрети смирение, заимствовав его от Бога, Который сказал: возмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь, и смирен сердцам, и обрящете покой душам, вашим»(Мф. 11;29).
«Ученик остановил преподобного на этом слове и сказал ему:
если каждый из нас подражает смирению Христову тем, что признает постигающие его скорби должным себе воздаянием, как сказано тобою, то из этого очевидно явствует, что и Христос, пострадав, исполнил долг свой. Но я считаю такое мнение богохульством.
Авва отвечал:
скажи мне, возлюбленный, берущие в заем деньги при поруке поручителей, одни ли должники? или одинаково с ними должники и поручившиеся за них?
Ученик:
очевидно, что и поручившиеся.
На это старец:
будь же убежден со всею достоверностью, что Христос, восприняв нас, соделал Себя должником, как и Божественное Писание свидетельствует о Нем: Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин. 1;29), быв по нас клятва (Гал. 3;13). Он восприял смерть за всех нас; Он умер за всех нас: тебя ли одного не восприял Он? объясни это искренно.
Ученик, припав к ногам старца, сказал:
я согрешил, как младенец, сказав в неведении сказанное мною; но отнюдь не отрекаюсь Избавителя и Восприемника всех верующих в Него. Знаю, что, кроме Него, нет иной надежды человекам на спасение, как говорит апостол: вси согрешиша и лишени суть славы. Божия, оправдаеми туне благодатию Его (Рим. 3;23,24).
Братия, присутствовавшие тут, получили пользу, увидев, что брат познал истину и покаялся.
Старец продолжал:
теперь остается нам показать из Писания, что из случающегося с каждым из нас печального ничто не случается несправедливо, все по праведному суду Божию. Иные страдают за свое зло, а иные за ближних. По этой причине сказано: или будет зло во граде, еже Господь не сотвори? (Амос. 3;6). И: еже сеет кождо, сие и пожнет (Гал. 6:7). И: аще неправда наша Божию правду составляешь, что речем? еда ли не праведен Бог, наводяй гнев? да не будет (Рим. 3;5,6).
И три отрока, ввергнутые в разженную печь, учат нас этому образу мыслей, сказав, что они ввергнуты по своей вине и по Божию повелению, хотя они восприняли лице согрешивших соотечественников, будучи сами невинны (Ср: Дан. 3; 28, 31). И святый Давид, оскорбляемый Семеем, исповедует, что подвергается оскорблениям по повелению Божию и за свою вину (Ср: 2 Цар. 16;11). И Исаия, и Иеремия, и Иезекииль, и Даниил, и другие пророки предвещали народу израильскому и народам языческим, что их постигнут скорби, соответственно грехам, совершенным каждым народом.
Пророки объявляли вместе и вины, и наведения за эти вины: за это именно, предрекали пророки, за то, что провозглашалось в среде народа то и то, делалось то и то, за это постигнет их то и то. Объясняя это же, блаженный Давид говорит в псалмах своих: разумех Господи, яко правда судьбы Твоя, и воистину смирил мя еси (Пс. 118;75). И еще: поношение безумному дал мя еси. Онемех и не отверзох уст моих, яко ты сотворил еси (Пс. 38; 9, 10).
Эти слова Давида и мы должны произносить к Богу, когда подвергнемся укоризнам от кого-либо, и благодарить Бога за то, что Он послал обличителя сокровенных в нас лукавых мыслей, послал с тою целию, чтоб мы, рассмотрев мысли наши с достоверностью, исправили себя.
Большей части наших греховных недугов мы не знаем! потому что только мужу совершенному свойственно содержать в памяти свои недостатки. Если и явные нарушения закона духовного неудобопонятны, тем неудобопонятней нарушения его, совершаемые в области мыслей. Но мы, не ведая большей части греховности нашей, смущаемся от наведений.
Поймем же, как благоразумные, что Господь наводит искушения для пользы нашей и посредством их делает нам много добра:
во-первых, посредством их открываем присутствие в себе злых мыслей, сокровенно обладающих нами;
по открытии их подается нам истинное, непритворное смиренномудрие;
потом избавление от суетного возношения и обнаружение разнообразной злобы, таившейся внутри нас, как говорит Писание:
проникоша вси делающее беззаконие, яко да потребятся в век века (Пс. 91;8).
Братия! Наверно знайте следующее: если не будем переносить наведений с терпением, верою и благодарением, то никогда не возможем открыть злобу, сокровенную внутри нас. Если же не откроем ее, то не возможем ни отразить и прочих злых помыслов, борющих нас, ни взыскать очищения от впечатлений, произведенных прежде соделанными грехами, ниже получить твердой уверенности относительно будущего».
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Выписка из творений преподобного Марка Подвижника
Выписка из творений преподобного Марка Подвижника