Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
Память преподобноисповедника Сергия (Серебрянского) 05.04.2015

Память преподобноисповедника Сергия (Серебрянского)

Преподобноисповедник Сергий (в миру Митрофан Васильевич Серебрянский) родился 1 августа 1870 года в Воронежской губернии в семье священника. Как и большинство детей духовенства, он закончил Духовную семинарию и в 1893 году вступил на поприще пастырского служения в качестве священника 47-го драгунского Татарского полка.
   В сентябре 1897 года отец Митрофан был переведен в г. Орел и назначен настоятелем Покровского храма 51-го драгунского Черниговского полка, шефом которого была Ее Императорское Высочество Великая Княгиня Елизавета Феодоровна. Здесь он всего себя отдал служению Богу и пастве.
   Отец Митрофан был утешителем многих и прекрасным проповедником. Все получаемые от благотворителей средства он жертвовал на храм, школу и библиотеку, которые были созданы при приходе его усилиями. При церкви было открыто общество трезвости. Отец Митрофан вносил пожертвования и в Орловский Дом трудолюбия. Он проводил беседы религиозно-нравственного содержания с чинами полка в казарме, благодаря чему в полку не было тяжелых пороков и преступлений.
   Летом 1903 года в Сарове состоялось прославление преп. Серафима. На этих торжествах отец Митрофан был представлен Великой Княгине Елизавете Феодоровне и произвел на нее самое благоприятное впечатление – своей искренней верой, смирением, простотой и отсутствием лукавства.
   В 1904 году началась русско-японская война. 11 июня 51-й драгунский Черниговский полк выступил в поход на Дальний Восток. Вместе с войском отправился и отец Митрофан. У него не было ни тени сомнений, он и не думал уклоняться от исполнения своего долга. За семь лет служения полковым священником он настолько сжился со своей паствой, что она стала для него настоящей семьей, с которой он разделял все тяготы походной жизни. Вместе с полком батюшка участвовал в сражениях. Когда представлялась возможность, он ставил походную церковь, подаренную Великой Княгиней, и служил.
   «Во всех сражениях под огнем неприятеля совершал богослужения, напутствовал раненных и погребал убитых», – кратко записано в служебном формуляре отца Митрофана. За выдающиеся пастырские заслуги, проявленные во время войны, 12 октября 1906 года он был возведен в сан протоиерея и награжден наперсным крестом.
   В 1908 году Великая Княгиня Елизавета пригласила его на место духовника и настоятеля храма в Марфо-Мариинской обители. Поначалу отец Митрофан хотел отказаться от предложения Елизаветы Феодоровны – он знал, как о нем будет скорбеть осиротевшая паства, и ему было жалко оставлять ее. Но в том момент, когда он подумал об отказе, почувствовал, что у него отнялась правая рука, – так Господь видимо наказал за сопротивление Его святой воле. Отец Митрофан взмолился Господу о прощении, пообещав, если исцелится, принять предложение.
   Понемногу рука обрела чувствительность, и в 1909 году отец Митрофан переехал в Москву, сразу же принявшись за дело устроения монастыря, отдавшись ему всей душой. Он часто служил, не жалея сил наставлял тех, еще немногочисленных сестер, которые пришли жить в обитель. Несмотря на новизну предпринятого дела, обитель, благословением Божиим, развивалась и расширялась. В 1910 году в ней было 97 сестер, она имела больницу на 22 кровати, амбулаторию для бедных, приют для 18 девочек-сирот, воскресную школу для девушек и женщин, работающих на фабрике, в которой обучались 75 человек, библиотеку в две тысячи томов, столовую для бедных женщин, кружок для детей и взрослых, занимающихся рукоделием.
   Отец Митрофан вместе с Великой Княгиней Елизаветой трудился в обители вплоть до ее закрытия после революции 1917 года. В это время для отца Митрофана и его супруги Ольги разрешился вопрос об их монашестве. Много лет живя в супружестве, они воспитали троих племянниц-сирот и желали иметь своих детей, но Господь не давал исполниться их желанию. Увидев в этом волю Божию, призывающую их к особому христианскому подвигу, Митрофан и Ольга дали обет воздержания от супружеской жизни. На протяжении многих лет они тайно уже несли этот подвиг, но когда произошла революция и наступило время гонений на Православную Церковь, супруги решили принять монашеский постриг. Постриг был совершен по благословению Святейшего Патриарха Тихона. Отец Митрофан был пострижен с именем Сергий, а его супруга Ольга – с именем Елизавета. Вскоре после этого Патриарх Тихон возвел отца Сергия в сан архимандрита.

Священник Митрофан Серебрянский
с женой Ольгой Владимировной

   За активную поддержку Патриарха Тихона отец Сергий в 1923 году был арестован и выслан в город Тобольск. После возвращения из ссылки в 1925 году на основании ложного доноса он вновь подвергся аресту и был заключен в Бутырскую тюрьму. «Крепкая вера и святые принципы – Вера, Царь, Святая Родина» – стали главным в обвинении священника. «Не будем не только слушаться крамольников, но постараемся образумить их, обличить, привлечь к послушанию к Богу и Царю, а если не пожелают – без послабления отдать их в руки правосудия», – писал в своем дневнике архимандрит Сергий.
   За то время, пока отец Сергий был в заключении, Марфо-Мариинскую обитель закрыли. Батюшка и матушка Елисавета выехали в село Владычня Тверской области, где отец Сергий с 1927 года стал служить в Покровском храме. Среди окружающих он вскоре приобрел славу молитвенника, духовника и проповедника, человека святой жизни. В 1931 году по доносу ненавидевших батюшку людей он был вновь арестован и приговорен к пяти годам ссылки в северный край.
   Ссыльные священники работали здесь на тяжелых работах – лесозаготовках и сплаве, отцу Сергию тогда шел уже седьмой десяток, и после нескольких тюремных заключений, ссылки, этапов он тяжело болел миокардитом. Но несмотря на это старец с помощью Божией выполнял норму, данную начальством. Через два года ссылки власти решили освободить отца Сергия, и в 1933 году он вернулся во Владычню.
   Во время Отечественной войны, когда немцы захватили Тверь, во Владычне расположилась воинская часть, многие жители из-за опасности возможных сильных боев покинули село, а Батюшка с матушкой остались, и, несмотря на то, что каждый день над Владычней летали вражеские самолеты, ни одна бомба не попала ни на храм, ни на село. У всех, в том числе и у военных, было ощущение, что село находится под чьей-то молитвенной защитой.
   Благодаря своей подвижнической жизни, духовным советам и умению утешать страждущих, отец Сергий стал известен как глубоко духовный старец, наделенный за праведную жизнь ангельской чистотой и безстрастием, дарами прозорливости и исцеления. «Он в миру вел жизнь пустынника, – рассказывал о батюшке последний его духовник, прот. Квинтилиан Вершинский. – Как-то он заметил мне: „Плохих людей нет, есть люди, за которых особенно нужно молиться“. В беседах его не было даже тени неприязни к людям, хотя он много страдал от них. Не менее поразительным было и смирение его. С людьми он был необыкновенно кроток и ласков».
   Батюшка почил 23 марта / 5 апреля 1948 года. На похороны собралось множество народа. Когда пришли на кладбище, поставили гроб на землю, хлынула толпа, чтобы попрощаться с дорогим батюшкой. Целовали руки старцу, многие прикладывали белые платки, полотенца, маленькие иконки к его телу и потом бережно убирали их в карман. Когда гроб опускали в могилу, люди запели «Свете тихий». И в это время произошло чудо: чрезвычайно низко, над самой могилкой закружился спустившийся с небесной выси жаворонок и залился своими звонкими трелями.
   Еще при жизни отец Сергий говорил: «Не плачьте обо мне, когда я умру. Вы придете ко мне на могилку и скажете, что нужно, и я, если буду иметь дерзновение у Господа, помогу вам».
   После кончины архимандрита Сергия, почитание его как подвижника и молитвенника еще возрасло. А спустя два года после его преставления, когда в ту же могилу опускали гроб с телом его матушки – монахини Елизаветы, крышка гроба с телом отца Сергия сдвинулась, приоткрыв нетленные мощи Святого.
   На Архиерейском соборе Русской Православной Церкви, в августе 2000 года, в Москве, архимандрит Сергий (Серебрянский) был прославлен в лике святых как преподобноисповедник.

По книге «Православному воинству
во Христе посвящается». Можайск, 2004.


Пророческий сон

   Незадолго до революции прот. Митрофану Серебрянскому приснился сон, яркий и явно пророческий, но он не знал как его истолковать. Сон был цветным: четыре картины, сменяющие друг друга. Первая: стоит прекрасная церковь. Вдруг со всех сторон появляются огненные языки, и вот весь храм пылает – зрелище величественное и страшное. Вторая: изображение Императрицы Александры Феодоровны в черной рамке, вдруг из краев этой рамки начинают вырастать побеги, на которых раскрываются белые лилии, цветы все увеличиваются в размере и закрывают изображение. Третья: Архангел Михаил с огненным мечом в руке. Четвертая картина: преподобный Серафим Саровский стоит коленопреклоненный на камне с молитвенно воздетыми руками.
   Взволнованный этим сном, отец Митрофан рано утром, еще до начала Литургии рассказал о нем Великой Княгине. Св. Елисавета сказала, что ей понятен этот сон. Первая картина означает, что в России скоро будет революция, начнется гонение на Церковь Русскую, и за грехи наши, за неверие страна наша окажется на грани погибели. Вторая картина означает, что сестра Елисаветы Феодоровны и вся Царская Семья примут мученическую кончину. Третья картина означает, что и после того ожидают Россию большие бедствия. Четвертая картина означает, что по молитвам преп. Серафима и других святых и праведников земли Российской и заступничеством Божией Матери страна и народ наш будут помилованы.

Из жития святой преподобномученицы
Великой Княгини Елисаветы


<-назад в раздел

Русский календарь