02.10.2015
Житие святого благоверного князя Феодора Смоленского и Ярославского и чад его Давида и Константина
Огромное влияние, которое святой Федор приобрел в Орде, он использовал во славу Русской земли и Русской Церкви. Православие все более укреплялось среди татар, ордынцы усваивали русские обычаи, нравы и благочестие. Русские купцы, зодчие, мастера несли русскую культуру на берега Дона, Волги, Урала и дальше до самой Монголии. Так начиналось великое миссионерское движение Русской Церкви на Восток, просвещение светом Евангельской истины всех племен до Великого океана.
Желавшим вступить в брак старец советовал, чтобы брак совершался не иначе, как с согласия и благословения родителей, или старших в семействе, но чтобы не было и со стороны старших принуждения; чтобы вступающие в брак один другому нравились и при выборе жениха или невесты внимание обращалось не на капитал, а на то, чтобы брачующиеся и их родители были благочестивы и хорошей нравственности. Тогда, говорил старец, можно надеяться на счастье новобрачных. Не одобрял старец большое неравенство лет, от которого могут потом возникать скорби.
01.10.2015
Житие преподобного Илариона Оптинского
Так еще в миру, преп. Иларион, тогда Родион Пономарев, вступил в противораскольническую миссию – православное братство, созданное при содействии Саратовского Преосвященного. Так как Саратов, куда он переехал вместе семьей, был густо населен разными беглыми преступниками, а также раскольниками. Раскольничьи секты враждовали между собой, но в одном все они были единодушными – в ненависти к Православию и православным, которых было меньшинство. Здесь преподобный претерпел много скорбей от ложных доносов и клеветы. Порою братчики подвергались даже смертельной опасности со стороны сектантов и раскольников.
Мать, приняв ее тело, положила его во гроб вместе с телами Веры и Надежды и, украсив тела их как должно, отвезла их из города и с честью похоронила дочерей на высоком холме, плача от радости. Находясь на могиле их три дня, она усердно молилась Богу и сама почила о Господе. Верующие погребли ее там же вместе с дочерьми. Так и она не лишилась с ними участия в Царстве Небесном и мученического венчания, потому что если не телом, то сердцем своим и она страдала за Христа.
30.09.2015
Два пастырских течения
Отец Феопист был совершенно иным человеком. Глубоко переживая судьбы Церкви Христовой, он тоже стремился как-либо помочь делу: он мирил враждующих, помогал неимущим, утешал скорбящих, горячо молился за весь бедствующий мир, даже часто плакал о том, что все человечество изолгалось, исстрадалось, измучилось в войнах, кровопролитиях, устроении лучшей жизни. И отцу Феописту было жалко весь мир, всю нашу бедную малую планету. Он всем хотел помочь, обо всех слезно помолиться, всем стремился дать какое-то, хоть малое, утешение в жизни. И все это отец Феопист делал у себя дома. Он никуда не рвался ехать. Церковные заграничные поездки и всякие делегации в этом роде казались ему фальшивыми, трафаретными, показными и совершенно безблагодатными.
В 1375 году возобновилась вражда Литвы и Москвы. Литовский князь Ольгерд потребовал от Константинопольского Патриарха рукоположить отца Киприана в митрополита Литовского, угрожая стать католиком, если Западная Русь и Литва не приобретут отдельного митрополита. Чтобы сохранить Литву в лоне Православия и, с другой стороны, сберечь единство Русской Церкви, которое немыслимо было без единого управления, Патриарх Филофей предпринял сложный ход: хиротонисал Киприана в митрополита «Киевского, Русского и Литовского» с тем, чтобы по смерти святителя Алексия святитель Киприан объединил обе части митрополии, став митрополитом Киевским и всея Руси.
28.09.2015
Страдания святого великомученика Никиты
Тогда Святой Никита, распаляемый ревностью к Богу, вышел на борьбу с обоими врагами, невидимым и видимым: борьбу против невидимого врага он вел, обращая неверных в Истинную Веру и предуготовляя верующих к мученическому подвигу; борьбу же с видимым врагом он вел, обличая мучителя Афанариха и укоряя его за его безбожие и безчеловечность. Различные муки, коими у доброго страдальца Христова хотели вынудить отречение от Христа, были безсильны: мучимый страшными муками Никита все сильнее исповедовал Веру Христову и молился Богу с благодарностью.
28.09.2015
Житие священномученика Иакова Леоновича
К 1936 году руководители советского государства выяснили, что после восемнадцати лет гонений и террора по отношению ко всему населению страны действовала и противостояла безбожию только Русская Православная Церковь, сохранившая около 25 тысяч храмов, имевшая тысячи священников-подвижников, сотни тысяч православных подвижников-мiрян, которые ни при каких обстоятельствах не желали отрекаться от веры. На них не действовали и не могли сломить их воли те преследования, которым подвергали их власти, – отобрание имущества, непосильные налоги, голод, аресты, ссылки, заключения в лагеря, где они были обречены на каторжный труд, – все это только укрепляло их в вере. С ними расправиться можно было только убив их.
Когда закончился колокольный звон и пальба, Император встал с трона, отдал скипетр и державу, преклонил колена, митрополит и все присутствовавшие также преклонили колена и сотворили молитву. После этой молитвы митрополит Платон с амвона произнес речь, напоминая о преданности народа своему Государю и о том, что знаки его власти – символы служения: «Сей венец на главе твоей есть слава наша; но твой подвиг. Сей скипетр есть наш покой; но твое бдение. Сия держава есть наша безопасность; но твое попечение. Вся сия утварь царская есть наше утешение, но тебе бремя».
Я знал одного 23-летнего юношу, которому далеко было до безстрастия. Но он искренно стремился ко Христу своим сердцем и имел детскую простую веру. Однажды его позвали к женщине, умиравшей от кровотечения из носа, помолиться за нее. Уже второй таз наполнялся кровью. Женщина стала терять сознание, и лицо ее сделалось белым, как снег. Юноша подбежал к умирающей, осенил ее лицо крестным знамением, и в тот же момент кровотечение остановилось, и женщина быстро выздоровела.
Будем, мои возлюбленные о Христе чада, смиряться и как можно чаще прибегать к силе Креста и Крестному знамению в своих молитвах.
Будем, мои возлюбленные о Христе чада, смиряться и как можно чаще прибегать к силе Креста и Крестному знамению в своих молитвах.
Если вы внимательно вслушаетесь и вникнете в молитвы и песнопения в честь Креста, вы непременно увидите, как часто и усиленно всюду в них проводится именно эта мысль о Кресте как о державе Царей; вы увидите, как с мыслию о Кресте соединяется постоянно моление о Царе «крестоносном» и о царстве – моление о даровании Царям победы, мира, ограждения, благопоспeшения в их царственном деле, а царству их, как «достоянию» и «жительству» Господню, – сохранения свыше. Чтобы видеть это, вспомните хотя бы только эту общеизвестную и ныне так часто повторяемую молитву – тропарь Кресту, этот истинно народно-христианский гимн: «Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое…»
26.09.2015
Житие священномученика Корнилия сотника
Однажды, молясь Богу в своем доме, этот богобоязненный муж, увидел Ангела Божиего, который возвестил ему, что его молитвы и милостыни приняты Богом. Ангел повелел ему послать в Иоппию за Симоном, называемым Петром, и исполнить то, что тот ему скажет. Он тотчас послал с мольбой звать Петра. В то время, как посланные Корнилия шли в Иоппию, Петр взошел на верх дома, в шестом часу дня, помолиться. Он чувствовал в это время голод, и вот перед ним явилось видение, внушавшее ему, чтобы он не гнушался идти к необрезанному иноплеменнику, – ибо евреи не входили в общение с язычниками и гнушались ими.
Подвижник никогда не оставался праздным. Он хорошо умел шить шубы и, обходя села, работал в домах у крестьян, не принимая за труды никакого вознаграждения. Чтобы избежать похвал за свою работу, праведный Симеон оставлял ее незавершенной и уходил от заказчиков. За это ему приходилось переносить оскорбления и даже побои, но он принимал их со смирением и молился о своих обидчиках. Так он достиг совершенного смирения и нестяжательства. Много молился святой Симеон об укреплении в вере новопросвещенных жителей Сибири.
25.09.2015
Память мученика Алексия Ворошина
«Все говорят, что ты святой, – начал он, – а ты сам о себе что скажешь?» – «Ну, какой я святой? Я – грешный, убогий человек». – «Это правильно. У нас святых не сажают. Святые преступлений не совершают, а если посадили, так значит – есть за что. Тебя за что посадили?» – «Так Богу угодно», – кротко ответил мученик. Наступило молчание, которое сам же Алексей Иванович прервал: «Что ты со мной говоришь, когда у тебя дома несчастье?!» Начальник тюрьмы удивился, но не поспешил в свое жилище, а когда пришел туда, то увидел, что его жена повесилась. С этого времени он стал искать удобного случая отпустить блаженного на свободу.
24.09.2015
Преп. Силуан Афонский
С детства Симеон трудился вместе со старшими, помогая отцу и братьям. Он был вынужден оставить сельскую школу, проучившись только две зимы, но стремление к знанию было присуще преподобному всегда. Жизнь набожной семьи Антоновых была неразрывно связана с храмом, посещение которого прививало Симеону чувство благоговения перед словом Божиим. В храме он постигал церковную грамоту, учился молитве, внимал чтению житий святых. Спустя несколько лет юноша пожелал удалиться в монастырь и принять постриг в Киево-Печерской лавре, однако отец настоял на поступлении его на воинскую службу.
Юный князь Роман, сын кн. Олега Дорогобужского, был немым от рождения; приложась к мощам блаженного Иоасафа, стал говорить свободно. Мария, женщина из богатого дома, долго была слепою и при мощах князя инока прозрела. В 1472 г. Спасский Каменский монастырь опустошен был пожаром, и после того только остатки мощей князя собраны в ковчег, но они продолжали источать исцеления. После вторичного опустошения обители пожаром, св. мощи перенесены в Вологодский Духов монастырь, где находятся доселе. Церковная служба св. князю известна по рукописям ХVI века.
23.09.2015
Память мученицы Татианы Гримблит
В 1923 году Татьяна повезла передачи заключенным в тюрьму в город Иркутск. Здесь ее арестовали, предъявив обвинение в контрреволюционной деятельности, которая заключалась в благотворительности узникам, но через четыре месяца освободили. В 1925 году ОГПУ снова арестовало Татьяну Николаевну за помощь заключенным, на этот раз ее освободили через семь дней, и она по-прежнему продолжала помогать заключенным. К этому времени она познакомилась со многими выдающимися архиереями и священниками Русской Православной Церкви, томившимися в тюрьмах Сибири.
22.09.2015
«ХРИСТИАНАМ ПОДОБАЕТ ОСУЖДАТЬ И ПРОКЛИНАТЬ ЕРЕТИКОВ И ОТСТУПНИКОВ» Слово преп. Иосифа Волоцкого
Если пастыри увидят неверного или еретика, который не приносит верным никакого душевного вреда, то пусть и они, поучаясь в лугах книжных повестей, наставляют неверных еретиков со смирением и кротостью. Если же увидят, что окаянные еретики, которые злее всяких волков, хотят Христово стадо погубить и растлить еретическими учениями, – тогда подобает им проявить всяческую ревность и заботу о том, чтобы не был похищен зверями ни один ягненок из Христова стада; тогда подобает не только ненавидеть их или осуждать, но и проклинать, и наносить богохульникам раны, освящая тем свою руку. Так говорит святой Златоуст.
22.09.2015
Житие и страдание святого мученика Севериана
Только жена одного из рабов Севериана осталась дома, плача над телом своего мужа: он только что умер и лежал еще дома не погребенным. И рыдала она над ним, говоря ему как живому: «Вот, господин наш приближается к дому, и все вышли встречать его, один только ты не вышел, да я из-за тебя. Итак, встань навстречу господину своему». Только что она проговорила это, мертвый тотчас встал как бы от сна, пошел навстречу к несущим святые мощи и, припавши к нем, с радостью лобызал тело господина своего. Люди же все, видя, что умерший, с принесением святого тела в их селение, воскрес, пораженные сим чудом, прославили Господа и стали еще с большим усердием лобызать честные мощи.
Такими духовно безплодными остаются и доселе народы, не уверовавшие во Христа, как, например, японцы, которые, восприняв у европейских народов образ христианской добродетели, не приносят действительного духовного плода в самой жизни, так как, имея одинаковые по видимости с христианскими народами добродетели, остаются внутренно чуждыми последним и только ради тщеславной похвалы пред европейскими народами, которым хотят казаться народом цивилизованным, стараются быть подобными им в христианском образе жизни.
Новости 2741 - 2760 из 5562
Начало | Пред. | 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 | След. | Конец