Особая духовная связь существовала у архимандрита Софрония с преподобным Серафимом Саровским, которого он считал образцом монашеского делания. Старец всегда призывал в своих молитвах его святое имя и благословлял своих духовных чад ездить в Саровскую пустынь на поклонения мощам новопрославленного угодника Божия. Подвижник был извещен преподобным Серафимом Саровским о времени своей кончины: посетив наяву одну из сестер Софрониевой пустыни и обратившись к ней по имени, преподобный назвал ее лесной жилянкой и сказал, что в день его памяти в пустыни будет великое торжество, соберется множество духовенства и запоют «Во блаженном успении…»
С тех пор я здесь живу уже тринадцатый год; и не скоро я достиг покоя. Годами боролся я со страстями и телесными помыслами, ведя жизнь строгую, удручая свое тело сначала только постом и бодрствованием; потом, не будучи в состоянии побороть плотской страсти, я решил жить нагим; я повесил на свое тело тяжелые вериги, и так с тех пор и поныне я изнуряю себя холодом и тяжестью железа. Однако когда и этого всего бывало недостаточно, я выкопал глубокую яму, по самые плечи мне. Когда настали дни Великого поста, я влез в яму и засыпал всего себя землей, так что у меня остались свободными только руки и голова, и так я пробыл под тяжестью земли весь пост, не будучи в состоянии двинуть ни одним суставом; но и от этого не прекратилась жгучая плотская страсть моя.
Благодаря своей духовности и высокой жизни он имел огромное влияние на весь местный край, и его благоговейно чтили еще при его жизни.Тогда настоятель Соловецкого монастыря был лицом, весьма значительным для целого северного края. На него возлагалась защита севера от шведов и датчан. Хотя со шведами заключен был мир, но на них нельзя было полагаться; а датчане, увлекаясь надеждою на счастие шведов, потребовали от России, чтобы отдана им была вся Лапландия (земля лопарей), и приготовились поддерживать требование свое морскою войною.
Но важнейшим служением отца Иоанна в Московских Духовных школах стало духовничество. Помещение перед ризницей, где он трудился, никогда не пустовало. Имя батюшки, как опытнейшего наставника, передавалось из уст в уста. Все более и более расширялся круг лиц, просивших его духовного совета и руководства: монахи и монахини, священники, известные ученые, рабочие, деревенские жители, студенты, школьники, врачи, учителя… Бесед со священником искали и епископы, и министры. А у него для каждого находилось соответствующее душеполезное слово.
В декабре 1920 г. советско-финскую границу в районе пролива перешла босая женщина в драном пальтишке. Услышав шум, она решила, что это погоня. Оказалось, сзади прошел ледокол «Ермак». Еще чуть-чуть — и побег был бы невозможен. Эти «чуть-чуть» преследовали Анну. Все 5 раз, что она сидела в тюрьме, фрейлина оказывалась между жизнью и смертью. Первый раз ее арестовал «маленький бритый человек» — Керенский. В камере с нее содрали цепочку вместе с православным крестом. Били кулаком в лицо, плевали в миску с бурдой — единственной едой. Солдаты, срывавшие с Анны драгоценности, возмущались, что «колечки дешевые».
По дороге в город автомобиль, на котором везли подвижницу, дважды ломался, но в конце концов прибыл на место назначения. Из Касимова ее вскоре увезли в Рязань, а оттуда – в Москву, где угодница Божия пробыла около года. Предположительно, она находилась в Бутырской тюрьме, но недолго, поскольку почти все заключенные стали почитать ее как святую. Арестанты обращались к вере, пели акафисты и молились, и власти решили изолировать Матронушку. По другим данным, подвижница исцелила безнадежно больную мать следователя, который вел ее дело, и тот сумел добиться ее освобождения как умирающей, после чего мученицу поместили в дом престарелых.
Совершенно изменился князь Владимир после Крещения: из буйного и гневного стал кротким и тихим, из жестокого и кровожадного обратился в милостивого и смиренного. Кончились пиры, прекратилось пьянство и распутство, перестал он жить для себя и стал заботиться о других – о своих близких, о своих подданных, стал щедрым на милостыню нищим, на жертвы храмам, стал богомольным и трудолюбивым. Он сам говорил о себе: «Был я прежде как скот, жил я хуже всякого зверя, пока не узнал Бога истинного». <…>
Тогда судья приказал сильно бить святую, а Кирик, видя страдания матери, плакал и вырывался из рук державших его, чтобы пойти к ней. Нечестивый судья взял мальчика, посадил к себе на колени и стал утешать его, гладить по голове, целовать и говорить ласковые слова, но ребенок не соблазнился лживыми ласками. Он смотрел на страдающую Иулитту, плакал и кричал: «Я – христианин! Пусти меня к матери!»
В 1783 году преподобный Никодим принял схиму и шесть лет пребывал в совершенном безмолвии. Когда на Афон вновь прибыл митрополит Коринфский Макарий, он возложил на преподобного Никодима новое послушание – редактирование творений преподобного Симеона Нового Богослова. Преподобный Никодим оставил подвиг молчальничества и опять занялся литературной работой. С того времени до самой своей кончины он продолжал ревностно трудиться на этом поприще.
К лету 1944 года он сбил 9 немецких самолётов, 5 раз сбивали его. 13 июля 1944 года в воздушном бою под Львовом был сбит, ранен. В последний момент покинул падающий истребитель с парашютом. Тяжело раненый, попал в плен к немцам. Девятаеву сразу предложили служить фюреру, т. е. изменить Родине. Но он с возмущением ответил: «Среди летчиков предателей не найдёте”. После первой попытки бегства из Лодзинского лагеря был переведен в лагерь смертников Заксенхаузен. Уделом сюда попавших была только смерть. Михаил Девятаев вспоминает в своей книге”Побег из ада”: «как выжил, не знаю.
В правление Михаила Феодоровича была предпринята попытка создания регулярных воинских частей.Укрепление армии было необходимо, поскольку во внешней политике Россия в 1610–1620-е гг. фактически находилась в недружественной изоляции. Чтобы выйти из нее, была сделана попытка женить молодого Царя на датской принцессе. Но переговоры о женитьбе успехом не увенчались. Тогда Михаила Феодоровича попытались женить на шведской королевне, но при этом потребовали от шведской принцессы перехода в Православие и тоже получили отказ.
Это был прямой вызов христианина обычаям и верованиям язычников. Вооруженной толпой язычники ринулись к Феодору, разнесли его двор, окружили дом. Феодор, по словам летописца, «стоял на сенях с сыном своим», мужественно, с оружием в руках, встречал врагов. Он спокойно смотрел на бесновавшихся язычников и говорил: «Если они боги, пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына». Видя, что в честном бою им не одолеть Феодора и Иоанна, храбрых искусных воинов, осаждавшие подсекли столбы галереи, и когда те обрушились, навалились толпой на исповедников и убили их...
В конце жизни блаженная Ольга претерпела много скорбей. Святослав, не принявший святое Крещение, покинул престарелую мать и переселился в город Переяславец на Дунае. Кроме того, он мешал ее мероприятиям по утверждению Христианства на Руси. В 968 году Киев осадили печенеги. Святая княгиня с внуками, в числе которых был князь Владимир, оказались в смертельной опасности. Когда весть об осаде достигла Святослава, он поспешил на помощь, и печенеги были обращены в бегство. Святая княгиня, будучи уже тяжело больной, просила сына не уезжать до ее кончины. Она не теряла надежды обратить сердце сына к Богу и на смертном одре не прекращала проповеди.
Основатель Киево-Печерской лавры преподобный Антоний Киево-Печерский родился в 983 году недалеко от Чернигова, в местечке Любече. С юных лет, имея страх Божий, он желал облечься в иноческий образ. Придя в возраст, он отправился странствовать и, достигнув Афона, возгорелся желанием подражать подвигам его святых насельников. Приняв здесь постриг, юный инок во всем благоугождал Богу и, подвизаясь на пути добродетели, особенно преуспевал в покорности и послушании, так что все монахи радовались, глядя на его святую жизнь.
Шел однажды по лесу бедный крестьянин Лука и увидел на дереве икону Божией Матери (1413 г.). Помолился он перед образом, облобызал его и отнес в селение Колоча, к себе домой, где лежал у него один расслабленный. Как только тот приложился к иконе, тотчас стал здоров. Жители Колочи, узнав об этом, принесли в дом Луки и других больных, и все они исцелились.
Весть о новоявленной чудотворной иконе разлетелась по окрестностям, и Лука, взяв икону, пошел с ней в Можайск. Тамошний Князь Андрей Димитриевич и жители города радостно и торжественно встретили икону; и от нее совершилось много чудес.
Безвластие в стране позволило шведам взять Новгород, а полякам – Москву. Осквернялись храмы и монастыри. Земля не давала плодов, и начался такой мор, что некому было хоронить усопших. Патриарх Гермоген призвал русский народ ко всеобщему покаянию. В это же время простому торговцу Кузьме Минину явился во сне преподобный Сергий Радонежский и повелел начать сбор денег на войско, чтобы идти освобождать Москву. Церковь благословила возглавить это войско князя Димитрия Пожарского. В Нижний Новгород стали стекаться ополченцы с разных городов. Пришли и казанцы со своей святыней.
Незадолго до кончины св. Прокопий стал проповедовать покаяние. Народ внял его проповеди и исправил свою жизнь. Вскоре зловещие черные тучи сгустились над городом. Народ в ужасе столпился в соборе. Блаженный Прокопий стоял в напряженной молитве перед особо чтимой им иконой Благовещения Пресвятой Богородицы (впоследствии она находилась под именем Устюжской в московском Успенском соборе). Слезы текли по его лицу. И вдруг, как бы в ответ на молитву его, от святой иконы истекло мvро. Все присутствовавшие почувствовали облегчение.
Святость преподобной Евфросинии удостоверена чудесными знамениями милости Божией, совершавшимися на ее гробнице в течение нескольких столетий. Много раз видели, что у гроба святой Евфросинии сама возгоралась свеча. И в XIX веке здесь совершилось несколько чудесных исцелений. Так, в 1869 году, приложившись к гробнице с мощами преподобной, исцелился одержимый отрок. В 1870 году преподобная Евфросиния явилась во сне парализованной девице и вернула ей здоровье. Неизлечимо больной был возвращен к жизни через возложение на него пелены с гробницы святой Евфросинии.
Был у сего преподобного отца ученик Аполлос. По силе вражьего коварства в числе прочих пожеланий и искушений у него явилось желание священнического сана. В сновидениях ему являлись бесы в образе святителей, хиротонисавшие его во епископа. Пробудившись от сна, он начал упрашивать старца, дабы тот приказал идти ему в город к архиерею принять рукоположение во священника. Но старец воспрещал ему сие и, поучая его, вразумлял не искать сана выше своего достоинства. Огорчившись постоянным поучением и наставлением старца, Аполлос тайно бежал от него и удалился к родственникам в Александрию, дабы при содействии последних скорее получить пресвитерский сан.
Действительно, как у Господа все делается по-иному, не как у людей! Его планы и мысли совсем другие, не такие, как у нас. Вот, например, и здесь. Чтобы возбудить Русь к новой жизни, чтобы дать русскому народу новые силы, Господь промыслительно направляет преподобного Сергия не в столицу Руси, а, наоборот, – в дремучие леса; не на кипучую деятельность, а на тихое молитвенное дело. Этим Господь показывает, что всякое народное, государственное или церковное дело устраивается не по лицемерным дипломатическим каналам и лживым взаимоконтактам, а по скромному молитвенному подвигу святых людей, находящихся далеко-далеко от кипучей мирской суеты.
Новости
2841 - 2860 из 5562
Начало
|
Пред.
|
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
|
След. |
Конец