Скончался первый Царь Династии Романовых – Михаил Феодорович. О БЛАГОЧЕСТИИ МОСКОВСКОЙ РУСИ
В ночь с 12 на 13 июля (с 25 на 26 июля по нов. ст.) 1645 г. скончался первый Царь Династии Романовых – Михаил Феодорович.
Михаил Феодорович Романов (12.12.1596 – 13.07.1645) царствовал в 1613–1645 гг. Сын боярина Федора Никитича Романова (впоследствии – Московского Патриарха Филарета) и боярыни Ксении Ивановны Романовой (урожденной Шестовой, в иночестве Марфы). 21 февраля 1613 после изгнания польских интервентов из Москвы 16-летний Михаил был избран Земским собором на царский трон как ближайший родственник угасшей династии Рюриковичей.
В царствование Михаила Феодоровича происходит постепенное восстановление народного хозяйства, потерпевшего большой урон в Смутное время. Однако положение нередко осложнялось. В 1616 г. произошли волнения, в которых приняли участие крестьяне, холопы и нерусские народности Поволжья. Причиной были меры по восстановлению крепостной дисциплины, нарушенной Смутным временем.
В правление Михаила Феодоровича была предпринята попытка создания регулярных воинских частей.Укрепление армии было необходимо, поскольку во внешней политике Россия в 1610–1620-е гг. фактически находилась в недружественной изоляции. Чтобы выйти из нее, была сделана попытка женить молодого Царя на датской принцессе. Но переговоры о женитьбе успехом не увенчались. Тогда Михаила Феодоровича попытались женить на шведской королевне, но при этом потребовали от шведской принцессы перехода в Православие и тоже получили отказ.
Поляки не признали прав Михаила на русский трон. Сын Сигизмунда III Владислав величал себя «русским царем». Потому поляки предприняли еще два похода на Москву. Но в марте 1634 г. был заключен Поляновский мирный договор между Россией и Польшей. Владислав IV наконец-то отказался от претензий на русский трон и признал Михаила русским Царем.
В царствование царя Михаила территория России значительно увеличилась за счет присоединения новых земель в Сибири. Были основаны города Красноярск, Енисейск, Олекминск, Вилюйск, Якутск. Мореходец Стадухин, на далеком севере, проплыл вдоль берегов Северного Ледовитого океана из устья Лены в устье Колымы. В это же время Поярков, другой русский землепроходец, закрепил за Россией земли у Амура, проплыл по нему в Охотское море, которое уже до него было открыто другим русским землепроходцем, Москвитиным.
Использованы материалы:
http://www.hrono.info/biograf/mihail.html
О благочестии Московской Руси
О жизни русских людей того времени оставил воспоминания архидиакон Антиохийской Церкви Павел Алеппский, побывавший на Руси в 1654–1656 гг.
«Какая эта благословенная страна, чисто Православная! ...Гордость им совершенна чужда, и гордецов они в высшей степени ненавидят. Так мы видели и наблюдали, Бог Свидетель, что мы вели себя среди них как святые, как умершие для мiра, отказавшиеся от всяких радостей, веселья и шуток, в совершеннейшей нравственности, хотя по нужде, а не добровольно...
Все жители в течение ее [первой седмицы Великого поста] не производят ни купли, ни продажи, но неопустительно присутствуют за богослужениями в своих церквах. Царские ратники обошли питейные дома, где продают вино, водку и прочие опьяняющие напитки, и все их запечатали, и они оставались запечатанными в течение всего поста. Горе тому, кого встречали пьяным или с сосудом хмельного в руках! Его обнажали в этот сильный холод и скручивали ему руки за спиной: палач шел позади него, провозглашая совершенное им преступление и стегая его по плечам и спине длинной плетью из бычьих жил: как только она коснется тела, тотчас же брызнет кровь...
Мы заметили, что они казнят смертью без пощады и помилования за четыре преступления: за измену, убийство, святотатство и лишение девицы невинности без ее согласия...
Больше всего мы дивились их чрезвычайной скромности и смирению и их частым молениям с утра до вечера пред всякой встречной иконой. Каждый раз, когда они увидят издали блестящие кресты церкви, то хотя бы было десять церквей одна близ другой, они обращаются к каждой и молятся на нее, делая три поклона...
Московиты множеством своих молитв превосходят, быть может, самих святых, и не только простолюдины, бедняки, крестьяне, женщины, девицы и малые дети, но и визири, государственные сановники и их жены...
У всякого в доме имеется безчисленное множество икон, украшенных золотом, серебром и драгоценными камнями, и не только внутри домов, но и за всеми дверями, даже за воротами домов; и это бывает не у одних бояр, но и у крестьян в селах, ибо любовь их к иконам и вера весьма велики. Они зажигают перед каждой иконой по свечке утром и вечером; знатные же люди зажигают не только свечи, но и особые светильники...
У всех них на дверях домов и лавок и на улицах выставлены иконы, и всякий входящий и выходящий обращается к ним и делает крестное знамение... Равно и над воротами городов, крепостей и укреплений непременно бывает икона Владычицы внутри и икона Господа снаружи в заделанном окне, и пред нею ночью и днем горит фонарь... Так же и на башнях они водружают кресты. Это ли не благословенная страна? Здесь, несомненно, христианская вера соблюдается в полной чистоте... Исполать им! О, как они счастливы!..
Что сказать о твердом и неослабном исполнении ими всех религиозных обязанностей! Что сказать о самых этих обязанностях, которых достаточно для того, чтобы волоса дитяти поседели, и которые однако тщательно выполняются и Царем, и Патриархом, и боярами, и боярынями, и царевнами! Разве они не чувствуют усталости? Разве они железные, что могут жить без еды и выстаивать длинные службы на морозе, не обнаруживая утомления? Без сомнения эти русские – все святые, ибо превосходят своим благочестием даже пустынных отшельников. Богу угодно было сделать этот народ Своим – и он стал Божиим – и все его действия от Духа, а не от плоти...
Все это происходит оттого, что они знают о случившемся с греками и о потере ими Царства...
Что за благословенная страна! Она населена только христианами, в ней нет ни одного жида, ни армянина, ни невера какой бы то ни было секты: здесь даже не имеют понятия о них».
Святая Русь. Исторический календарь-альманах