Страдания святых мучениц Веры, Надежды и Любови и матери их Софии
В царствование императора Адриана жила в Риме вдова по имени София, что в переводе значит премудрость. Живя в честном супружестве, родила трех дочерей: первую дочь назвала Верой, вторую – Надеждой, а третью – Любовью. Вскоре после рождения третьей дочери София лишилась супруга. Оставшись вдовой, она продолжала жить благочестиво; дочерей приучала проявлять и в жизни те христианские добродетели, имена которых они носили.
По мере того как дети росли, возрастали в них и добродетели. Повинуясь Богомудрой матери, они преуспевали во всем и восходили от силы в силу. Они были очень красивы и благоразумны, и на них все начали обращать внимание. Слух об их премудрости и красоте распространился по всему Риму. Услыхал о них и начальник области Антиох и пожелал их видеть. Как только он увидел их, тотчас же убедился, что они – христианки; ибо они не желали скрывать своей веры во Христа, не сомневались в надежде на Него и не ослабевали в своей любви к Нему, гнушаясь идолами языческими.
Антиох известил о них царя Адриана, и тот не замедлил послать слуг своих, чтобы они привели девиц к нему. Слуги пришли в дом Софии и объявили ей, что царь зовет ее с дочерьми к себе. Сотворив молитву Богу, все четверо – мать и дочери, взяв друг друга за руки, пошли к царю. Когда подошли они ко дворцу, то осенили себя крестным знамением, говоря: «Помоги нам, Боже, Спаситель наш, прославления ради Твоего святого Имени».
Представ перед царем, они воздали ему подобающую честь, но стояли пред ним без всякой боязни, с мужеством в сердце и радовались, как будто бы они призваны были на пир. Царь стал спрашивать, какого они рода, как их зовут и какова их вера.
– Я христианка, – отвечала мать, – вот то драгоценное имя, которым я могу похвалиться.
И дочерей своих обручила Христу, дабы нетленную свою чистоту они сохранили для нетленного Жениха – Сына Божия.
Царь начал говорить им:
– Дети! Видя вашу красоту и молодость, я советую вам, как отец: поклонитесь богам, властителям вселенной: и вы от всех будете пользоваться почетом и похвалой, и я назову вас своими детьми.
Но девы единодушно отвечали ему:
– Отец наш – Бог, на небесах живущий. Он промышляет о нас и нашей жизни и милует наши души; мы хотим быть Им любимыми и желаем называться Его истинными детьми. Поклоняясь Ему и храня Его заповеди, на твоих богов плюем, а твоей угрозы не боимся.
Услыхав такой ответ, царь спросил мать Софию, как зовут ее дочерей и сколько им лет. София отвечала:
– Имя первой моей дочери Вера, ей 12 лет; вторая – Надежда – ей 10 лет, а третья – Любовь, которой всего 9 лет.
Царь был удивлен, что в юном возрасте они обладают мужеством и разумом и могут так отвечать ему. Он начал принуждать каждую из них к нечестию своему и обратился к старшей сестре Вере, говоря:
– Принеси жертву великой богине Артемиде.
Но Вера отказалась. Царь велел раздеть ее донага и бить. Она молча терпела страдания. Не достигнув успеха, мучитель повелел отрезать ее девические сосцы. Но из ран вместо крови потекло молоко. Все смотревшие на мучение Веры дивились этому чуду и терпению мученицы. После этого была принесена железная решетка и поставлена на сильном огне. Когда она раскалилась и от нее летели искры, то положили на нее девицу Веру. Два часа лежала она на решетке, взывая к Господу своему, нимало не спалилась, что всех привело в изумление. Затем ее посадили в котел, стоящий на огне и наполненный кипящей смолой и маслом, но, сидя в нем, как бы в прохладной воде, Вера воспевала Бога. Мучитель, не зная, что еще сделать с ней, чем бы он мог ее отвратить от веры Христовой, приговорил ее к усечению мечом.
Мать же нисколько не скорбела о дочери своей, ибо любовь к Богу победила в ней сердечную печаль и материнскую жалость к детям. Она, обняв многострадальное тело ее и целуя его, славила Христа Бога, принявшего дочь ее Веру в небесный Свой чертог.
Тогда нечестивый царь поставил пред собой Надежду и сказал ей:
– Дитя! Поклонись Артемиде, чтобы не погибнуть тебе, как старшая сестра.
Надежда отвечала:
– Царь! Я росла вместе с нею и от одних и тех же книг и от одного наставления матери научилась веровать в Бога и Господа нашего Иисуса Христа и Ему Одному поклоняться. Не медли, но приступи к делу и ты увидишь мое единомыслие с сестрой.
Раздев ее донага, как и Веру, слуги царские долго били ее безжалостно, – пока не устали. Но она молчала, как бы совсем не чувствуя боли, и только смотрела на мать свою, которая стояла, мужественно взирая на страдания своей дочери и моля Бога о том, чтобы Он даровал ей крепкое терпение. По повелению царя Надежду бросили в огонь и, оставшись невредимою подобно трем отрокам, она прославляла Бога. После этого ее подвесили и строгали железными когтями: тело ее падало кусками и кровь лилась потоком, но от ран исходило чудное благоухание, и на лице ее, сияющем благодатью Святого Духа, была улыбка. Он приказал наполнить котел смолою и маслом, поджечь его и бросить в него святую. Но когда хотели бросить святую в кипящий котел, он как воск растопился, а смола и масло разлились и опалили окружающих. Так чудодейственная сила Божия не оставила Надежду. Гордый мучитель, осмеянный малой отроковицей, испытывал великий стыд. Не желая переносить такой позор, он осудил Надежду на усечение мечом. Взяв тело ее, мать прославляла Бога, радуясь мужеству дочерей, и побуждала к терпению и младшую дочь.
Мучитель призвал отроковицу Любовь и старался ласками склонить ее, чтобы она поклонилась Артемиде. Но напрасны были старания обольстителя. Царь приказал, растянув ее по колесу, бить палкой. А растянута она была так, что члены тела ее отделились от составов своих и она, будучи ударяема палкою, покрылась, как багряницей, кровью. Потом была разожжена печь. И Любовь сама поспешила войти в нее и, будучи невредимой, ходила по средине ее, как бы в прохладном месте, поя и благословляя Бога, и радовалась. В то же время из печи вылетело пламя на неверных, окружающих печь, и некоторых пожгло в пепел, а иных опалило и, достигнув до царя, обожгло и его, так что он далеко бежал. Когда погасла печь, мученица Христова вышла из нее здравой и веселой. Тогда мучители, провертели члены ее железными буравами. Кто бы мог претерпеть таковые мучения и не умер бы мгновенно?! Однако возлюбленный Жених, Иисус Христос, подкреплял святую, чтобы как можно более посрамить нечестивых, а ей воздать большую награду. Разболевшийся от обжога мучитель повелел, наконец, усекнуть святую мечом.
Мать, приняв ее тело, положила его во гроб вместе с телами Веры и Надежды и, украсив тела их как должно, отвезла их из города и с честью похоронила дочерей на высоком холме, плача от радости. Находясь на могиле их три дня, она усердно молилась Богу и сама почила о Господе. Верующие погребли ее там же вместе с дочерьми. Так и она не лишилась с ними участия в Царстве Небесном и мученического венчания, потому что если не телом, то сердцем своим и она страдала за Христа.
О, святая и праведная София! Поистине ты мать, достойная удивления и доброй памяти; так как, смотря на страшные муки и смерть возлюбленных своих чад, ты не только не скорбела, но, утешаемая благодатью Божьей, больше радовалась. Сама умоляла дочерей не жалеть временной жизни и без пощады пролить кровь свою за Христа.
«Жития святых» Свт. Димитрия Ростовского