После разрушения храма в Иклинском, 1-го марта 1942 года отца Амвросия назначили священником в Преображенскую церковь села Спас-Прогнань близ станции Балабаново, где он служил до самой своей кончины, 36 лет. На приходе он во всем старался следовать духовным обычаям и традициям Оптиной Пустыни и Пафнутиева Боровского монастыря. В руководстве пасомых держался умеренного пути: не благословлял на чрезмерные духовные подвиги, но вместе с тем обличал нерадивых, после каждой исповеди говорил о необходимости исправления.
Праведный флотоводец был сторонником суворовской школы воспитания защитников Отечества. Русский народ знал: где Ушаков – там победа. Как и легендарный генералиссимус, он стал символом несокрушимой мощи нашего воинства. «Жизнь – Родине, душа – Богу», – эти слова наиболее точно характеризуют житие и деяния адмирала Ушакова. Выйдя в отставку, в 1810 году он переехал в деревню Алексеевку неподалеку от Санаксарского монастыря, где проводил внимательную духовную жизнь и занимался благотворительностью, оказывая помощь обездоленным. Святой часто подолгу оставался в обители своего дяди, неукоснительно посещая все монастырские богослужения.
Дева и ныне, и сегодня – предстоит в церкви и с ликами святых за нас невидимо молится Богу...» Не видим мы этого телесными очами, но видим очами веры.
Они возненавидели Романа и стали строить ему козни. Однажды, в навечерие праздника Рождества Христова, когда в церковь пришел Царь, а Роман в это время ставил светильники, клирики, схватив его, вытолкнули на амвон, говоря: «Ты получаешь равную с нами часть – пой же, как и мы, на амвоне хвалебную песнь Богу!» Так поступили они по зависти, желая посрамить его, ибо знали, что он не разумеет Писания и не может сего исполнить. Претерпев такое унижение от клириков при Царе и при всем народе, бывшем в церкви, Роман, почувствовав стыд, заплакал. По окончании службы, когда все вышли из церкви, он с молитвой и горькими слезами пал ниц пред иконою Пресвятой Богородицы. Проведши так долгое время, святой Роман встал и пошел в дом свой и, не вкусив от печали пищи, забылся сном.
И каялся Царь перед народом, и исповедовал Единого Истинного Бога. Вся Армения обратилась ко Христу, народ перестал чтить идолов, разрушил бесовские капища и воздвиг храмы Божии. А Григорий поехал в Кесарию Каппадокийскую и был рукоположен во епископа. Он вернулся в Армению со множеством духовенства и крестил Царя и народ. Переходя из города в город, он освящал храмы, поставлял священников и устраивал церковные школы и монастыри. А Царь Тиридат жил воздержанно и добродетельно, во всем помогая Святому.
Кириак показал себя готовым на всякие труды и пребывал на поварне, рубил дрова, носил воду и приготовлял кушанья; вообще всякое послушание исполнял он с благодарностью, не давая себе покоя, и тем самым утруждал свое тело. Ибо днем он работал со всем усердием для монастыря, а ночь стоял на молитве, лишь иногда на некоторое время забываясь сном; постился же он так строго, что только чрез два дня вкушал хлеб и воду. Когда же, по обычаю, соблюдавшемуся в праздники, ему случалось вкусить немного вина, то он сначала разбавлял его водою, а равно и в елей вливал сок укропа.
Тело же святого Вячеслава заговорщики изрубили и бросили без погребения, только какой-то священник прикрыл его покрывалом. В то время мать святого, услышав о его убиении, бросилась искать его и, увидев изрубленные его останки, залилась горькими слезами. Она собрала все части его тела и, не смея отнести их к себе, тут же, на дворе священника этой церкви, омыла, одела, и тогда его отнесли в церковь и положили там. Отдавши этот последний долг своему мученически погибшему сыну, мать святого Вячеслава, спасаясь от смерти, укрылась в стране хорватов, так что когда Болеслав вздумал и к ней послать убийц, то они ее уже не могли найти.
Тем временем отец уже подыскал для дочери жениха – весьма состоятельного купца. Боясь прогневать родителя, преподобная попросила дать ей время на размышление и отправилась в Смоленск – к чудотворной иконе Богородицы «Одигитрии». Прибыв туда в сентябре 1851 года, Мария, не раздумывая, поступила в древний Вознесенский монастырь. Через некоторое время, взволнованный ее долгим отсутствием, в город приехал сам купец Коротков. Найдя дочь в монастыре, он не отважился противиться ее решению и благословил свое единственное и дорогое сердцу чадо на спасительный путь отречения от мира. При этом он сделал значительный вклад на восстановление обители, еще не оправившейся от разорения в войну 1812 года.
А вы, братие архипастыри и пастыри, не медля ни одного часа в вашем духовном делании, с пламенной верою [ревностью] зовите чад ваших на защиту попираемых ныне прав Церкви Православной, немедленно устрояйте духовные союзы, зовите не нуждою, а доброй волею становиться в ряды духовных борцов, которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления, и Мы твердо уповаем, что враги Церкви Христовой будут посрамлены и расточатся силою Креста Христова, ибо непреложно обетование Самого Божественного Крестоносца: Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ее (Мф. 16, 18).
Когда были сказаны эти слова? Они были сказаны в то время, когда христиане переживали дни гонений и преследований, когда одно название христианина уже грозило пытками и смертью, когда новорожденная Церковь Христова крестилась огненным крещением, а мир, в котором жили и действовали апостолы, переживал глубокий перелом, весь охваченный борьбою старых начал издыхавшего язычества с новыми началами небесного благовестия Христова. Тяжелые то были дни, и тяжело вспоминать о них! Кровь христиан лилась рекою, их жизнь и смерть были омрачены всеобщим презрением, отравлены клеветою и преследованиями.
Жизненный подвиг преподобного пришелся на XIV век – время раздробленности и иноземной зависимости нашего государства. «Это было одно из тех народных бедствий, которые приносят не только материальное, но и нравственное разорение, надолго повергая народ в мертвенное оцепенение. Люди безпомощно опускали руки, умы теряли всякую бодрость и упругость и безнадежно отдавались своему прискорбному положению, не находя и не ища никакого выхода», – писал В.О. Ключевский. Однако, по слову историка, отличительным признаком «великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения.
Они стали говорить ей в ответ срамные слова. Уразумев их злое намерение, Фекла убежала от них. Они преследовали ее; когда они уже настигали ее, она помолилась Богу, чтобы Он избавил ее от рук беззаконников. Тотчас бывшая на том месте каменная гора Божиим повелением расступилась, приняла святую в свои недра и защитила девство ее. Эта гора сделалась гробом честного тела ее: там она предала душу свою в руки Божии. Всех лет жизни ее было девяносто.
Ангел же сказал ему:
– Я – Гавриил, предстоящий пред Богом; по откровению Божию, я знаю, что ныне ты молишься не о даровании сына, а о том, о чем ты сказал мне; однако прежде, когда и ты и супруга твоя не были еще стары, ты усердно молил Господа, чтобы Он послал вам сына. Всемилостивый Господь, от Коего не может укрыться даже и малейшее движение сердца человеческого, внимает молящимся Ему и исполняет желания боящихся Его. Услышав твои прежние молитвы, Он дарует тебе сына соименного благодати; ибо Господь ведает по Своему благоволению – когда исполнить прошения святых Своих: и вот у тебя родится сын, который велик будет пред Господом.
После этого Поликсению постигли несчастья. Она была необыкновенно красива; прельстясь ее красотой, один безчестный человек насильственно похитил Поликсению и увез ее в Грецию. Но милосердный и всесильный Заступник беззащитных и невинных, Господь сохранил юную девицу невредимой и не допустил исполниться преступным замыслам нечестивого похитителя. Злой умысел нечестивца Господь обратил даже на пользу Поликсении.
Имея обыкновение брать с собой к батюшке Амвросию кого-либо из детей, Поликарп и Екатерина привезли к нему в Шамордино под благословение девятимесячную Матронушку. Взяв дитя на руки, преподобный предрек, что сначала она поживет в благочестивом браке, а затем примет монашество и «вся Оптина в ней будет». Это пророчество, очевидно, подразумевало то, что будущая схимонахиня Серафима, нынешняя девочка Матрона, станет духовной дочерью последних Оптинских старцев и исполнит в своей жизни их заветы. Пришло время, и Матрону взял под свое духовное руководство преподобный Анатолий (Потапов), чьими мудрыми советами и молитвами и возросла будущая схимница и старица.
Если же недоумеваешь, каким образом Христос, Который находится на небесах, в то же время присутствует и на трапезе, то удивись и тому, что одно и то же солнце, которое нас освещает и согревает, в одно и то же время находится и на небе, и на земле, на востоке и на западе, и во всех странах мiра. Подобным образом и Христос в Пречистых Тайнах творит великое и преславное в одно время и на небесах, и на земле, как Единый Всемогущий и Всесильный: на небесах — истиною естественною, а на земле — властию Божества, непостижимою и неизреченною, превосходящею человеческое разумение.
Преподобный Даниил Шужгорский родился в Московской земле в XVI веке. Он подвизался на севере Руси, где принял постриг в Комельском монастыре, основанном преподобным Корнилием Комельским в 1498 году. Устав, данный монастырю преподобным Корнилием (память его 19 мая), предписывал инокам со страхом Божиим пребывать в молитве, заботиться о внутреннем делании, бодрствовать душою, сокрушаться сердцем и отгонять от себя все земные помыслы.
Святитель Кирилл Карфагенский требовал, чтобы в молитвенных собраниях царили благоговение и порядок: «Не подобает необузданными и искусственными голосами возносить молитвы Богу <...>. Ибо Бог слушает не голоса уст наших, но голос сердца» (Migne. PL. T. 26. Col. 528–529). Святой Иероним также просил молодых петь в храме не столько горлом, сколько сердцами, чтобы не превращать дом Божий в театр. А святитель Августин в своей «Исповеди» писал: «Когда со мною случается, что меня трогает больше пение, нежели то, что поется, то я признаюсь, что тяжко согрешаю, и тогда желал бы я не слышать поющего» (Блаженный Августин. Творения. Киев, 1880. Ч. 1. Кн. 10. С. 305–306).
Слыша, что многие из русских князей, прельстившись славою мира сего, поклонились идолам, благочестивый князь Михаил сильно скорбел о том и, возревновав о Господе Боге, решился идти к царю неправедному и коварнейшему из всех людей и неустрашимо исповедать перед ним Христа и пролить кровь свою за Господа. Замыслив сие и воспламенясь душою, Михаил призвал своего верного советника, боярина Феодора, и поведал ему о своем намерении. Тот, будучи благочестивым и твердым в вере, одобрил решение своего господина и обещал не покидать его до самой кончины, и вместе с ним положить свою душу за Христа.
Всякая добродетель имеет свои степени. Можно и много того или другого добра делать, можно и мало. Возьмем для примера любовь ко врагам. У меня есть враги, но я прощаю им зло, которое они мне сделали, и сам не желаю им делать зла; это низшая степень любви ко врагам. Далее: мой враг в несчастии, и я помогаю ему: это вторая степень. Но бывает, что мой враг совершенно попал в мои руки, и я могу сделать с ним, что хочу; могу уничтожить его, выместить на нем все зло, которое он мне сделал, а между тем и тут поступаю по заповеди о любви ко врагам, а врага, который положительно в моей власти, щажу и даже при таких условиях благодетельствую ему: это уже будет высшая степень добродетели и, так сказать, венец любви ко врагам.
Новости
2721 - 2740 из 5562
Начало
|
Пред.
|
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
|
След. |
Конец