Младший сын его, придя в возраст, сначала выступил оратором и адвокатом. Но еще с юных лет он возлюбил Бога паче всего и потому вскоре, по убеждению святого Григория Богослова, избегая мирских тревог и суеты, удалился в пустыню, где и стал проводить иноческую, строго- подвижническую жизнь, усердно служа одному только Богу. Здесь занятиями его были молитвы, чтение Писания и пост. В таком строгом самоумерщвлении и подвигах поста святой Амфилохий прожил довольно долгое время, пока Господь не указал ему другое высшее, святительское служение, поставив его как бы светильником на подсвечнике Церкви.
По имеющимся сведениям обновленцы планировали позже присвоить совещанию статус Вселенского Собора, но были вынуждены отказаться от этого намерения, столкнувшись с резкой критикой со стороны некоторых православных канонистов. Конгресс утвердил ряд существенных изменений, из которых наиболее пагубным по своим последствиям стала реформа церковного календаря.
Владыка Феофан решительно выступил против этого новшества. В 1926 году он опубликовал апологетический труд «Краткие канонические суждения о летосчислении», в котором привел и разъяснил неоспоримые основания употребления в Церкви юлианского календаря: «Старый стиль есть исконный, первоначальный, древнехристианский.
Долго кочевал с татарами святой князь-узник, терпя побои и издевательства. Ему предлагали бежать, но он мужественно отвечал: «Во всю жизнь не бегал я от врагов, и, если я один спасусь, а люди мои останутся в беде, какая мне слава? Нет, воля Господня да будет». По милости Божией, князь Михаил не был лишен христианского утешения: его посещали православные священники, и каждую неделю он исповедовался и причащался Святых Христовых Тайн.
Тоже надобно сказать и о чтении духовных книг. Людям, которые отуманены увеселениями светскими или увлечениями страстными, это занятие совсем не знакомо. Они смотрят на Библию как на учебную книгу для лиц, готовящихся к священному сану, а на Четьи-Минеи – как на принадлежность церковных книгохранилищ. Не говорим уже о том, что Библия есть книга нашей веры и спасения; довольно припомнить, какие важные, даже для земного счастия нашего, вопросы решаются в ней. Занимает очень некоторых людей недоумение: откуда зло и какие меры принять, чтобы оно не препятствовало благоденствию и развитию общества.
Безчисленное количество забот тревожит человека в этом мире. От колыбели до гроба разные попечения и скорби преследуют его – так вся жизнь проходит и завершается на земле. И что, конец? Разве наступает конец, разве только для того сотворен человек, чтобы переходить от одной заботы к другой, будто бы продвигаясь непрестанно по туннелю: из туннеля в туннель, от одной скорби к другой, из попечения в попечение, от одного гроба к другому, и – смерть! Разве для этого Бог сотворил человека? Нет!
И действительно святой Григорий от благодатного видения того исцелился и освободился от удручавшей его болезни телесной и от болезни душевной — плотского соблазна, которым хотели прельстить его демоны, и от всех их злокозненных искушений. С того времени блаженный еще более усилил свои подвиги и молитвы, непрестанно взывая к Господу из глубины души. Преодолев, таким образом, диавольские козни, преподобный Григорий за свою святую и непорочную жизнь сподобился от Бога благодатного дара чудотворений. И так как не подобало сему Божественному светильнику Церкви оставаться под спудом, то Господь воззвал к нему с неба:
Совсем иными глазами стал смотреть Государь и на убийство масонами его отца – Павла I. Совесть обличала его в этом преступлении и побуждала к покаянию. Есть свидетельства, что до поездки на юг он имел встречи со старцами, включая, может быть, и преподобного Серафима Саровского. И потому версия об оставлении Царем престола под видом кончины и преображении его в сибирского старца Феодора Кузьмича близка русскому мироощущению и разделяется многими православными верующими.
В годину расшатанности жизни, мысли и слова нам особенно дорог становится митрополит Филарет с его неумирающими заветами. Но дорогой для всей Церкви Русской, он по преимуществу близок Москве и Московской епархии, где он родился, где прожил он большую часть жизни, где навеки он оставил свое имя и свой след мудрости архипастырского правления и учительства. Он – слава и честь Москвы и Московской епархии, он, по уверенности многих и многих верующих, – и молитвенник за свое земное Отечество, за народ русский и Церковь Русскую. <...>
Командовавший казаками хорунжий Погожев, видя перед собою неприятеля вдесятеро сильнейшего, спешил казаков и построил их в кружок. Чеченцы подскочили на пистолетный выстрел, с обнаженными шашками. Донцы опрокинули их выстрелами. Старший из наибов, Талгик, окружив казаков, открыл сильный огонь и несколько раз бросался в шашки, но не успел разстроить кружка. Донцы с непоколебимою стойкостью и хладнокровием, отстреливаясь без суеты, более получаса держались против всей толпы неприятельской. Наконец чеченцы, заметив, что войска подбегают из крепости Грозной, сделали последнее усилие и всею массою хлынули на казаков.
Тогда Агриппин встал с своего престола и сам стал мучить святого. Он разжег железные круги, подложил под его плечи и опалял его ребра. Потом положил на грудь мученика два сильно раскаленных железных круга, – и показался дым из ноздрей его, ибо сила огня проникала даже до его внутренностей. Многие думали, что он уже умер. Но, спустя немного времени, он сказал мучителю: «Ничтожны мучительства твои, лютый кровопийца!» Потом, возведши вверх свой взор, святой произнес молитву с упованием на помощь Божию, после которой поколебался храм, и все устрашились. Несмотря на то, жестоковыйные не хотели познать силу Божию.
При Феофиле же преподобный Лазарь претерпел и мучения за свою ревность в иконопочитании. Посвятив себя служению Богу, Лазарь изучил иконописное искусство и ревностно занимался писанием честных икон во славу Бога, Пречистой Его Матери и святых Его. Феофил же был иконоборец; всех почитателей святых икон он подвергал гонениям, а иконописцев заставлял плевать на иконы и попирать их ногами. Преподобный Лазарь как иконописец был схвачен и подвергнут испытанию в вере. Но напрасно старались склонить его к иконоборческому зловерию, прибегая то к льстивым увещаниям, то к угрозам; Лазарь оставался непреклонным; тогда стали немилосердно бить его, а потом ввергли в темницу.
Так называемые «разделы Польши» (1772–1795 гг.) между Германией, Австро-Венгрией и Россией были с российской стороны возвращением ранее отторгнутых исконно русских земель. Лишь после войны 1812 года, в которой поляки активно поддержали армию Наполеона, по решению Венского конгресса 1815 года России отошли собственно польские территории. При этом Александр I великодушно даровал их жителям статус Царства Польского, Сейм, желаемую ими Конституцию и сохранил особую польскую армию.
На Духов день, 9 июня 1930 года, в Козельске по традиции состоялась ярмарка, на которую съехалось несколько тысяч человек. В этот день произошло столкновение крестьян с милицией, во время которого был убит крестьянин, власти решили воспользоваться случившимся и арестовать часть монахов, обвинив их в подстрекательстве к мятежу. 19 августа 1930 года было арестовано сорок человек – монахов и мирян, и среди них игумен Пантелеймон; его обвинили в руководстве «монашеско-монархической» группой, которая будто бы ставила своей задачей реставрацию монархического строя. Все арестованные были отправлены в тюрьму в Сухиничи.
Как Адам за едение и преслушание изгнан из рая, так тот, кто желает паки войти в рай, входит в оный постом и послушанием. Сею-то добродетелию, дева, украшай тело свое, – и угодна будешь Небесному Жениху. Если же некоторые придут и скажут тебе: не постись часто, чтобы не ослабеть тебе, то не верь им и не слушай их, ибо таковых подсылает враг. Смотри, что делает пост: он врачует болезни, иссушает кровоточивые потоки, изгоняет демонов, прогоняет злые помыслы, просвещает ум, делает сердце чистым, освящает тело и поставляет человека пред Престолом Божиим. Пост есть жизнь Ангелов, и кто пребывает в нем, тот причисляется к лику Ангелов».
Если хочешь не гневаться на оскорбителя твоего, то прилежно от всего сердца молись о нем Богу и дай ему какой-либо подарок, или малое утешение; иногда сам приди к нему, когда увидишь, что он опомнился от гнева, и поговори о прощении греха, узнай причину и показывай ему еще большую любовь; при встрече предупреждай его низким поклоном, и каждому говори о нем, что он добр; ничто так не приводит его в умиление и смирение, как это; и ничто так не возбуждает гнев у него, как укорение его оскорбителем, и отвращение от него, и заочное злословие его, потому что слышащий может передать ему о всем.
Испытав великую радость от соприкосновения с древними святынями Афона, Паисий вскоре пережил и огромное разочарование. Святая Гора была уже не тем царством духа, о котором мечтал 24-летний инок. Афон находился во владениях инославных турков, которые всячески притесняли монахов, из-за чего монастыри беднели и входили в неоплатные долги. Монахи расходились из своих обителей. Многое из богатой монашеской традиции было утеряно. Паисий не нашел и на Святой Горе духоносного наставника.
Нельзя выразить словами, как Государь любил Россию. Она для него была почти тем же, чем была Христианская вера; как не мог он отречься от Христианской веры, так не мог оторваться от России. Чувства Государя и Государыни к России определеннее всего выражаются в словах Государыни, которая, указав на распятие Христа, сказала: «Наши страдания – ничто. Смотрите на страдания Спасителя, как Он страдал за нас. Если только это нужно для России, мы готовы жертвовать и жизнью, и всем».
Благоверный Государь противостоял оригенистам, возрождавшим ересь несториан. Против их ложных измышлений Иустиниан составил песнь «Единородный Сыне и Слове Божий» и ввел обязательное ее пение в церквах. С того времени и по сегодняшний день это песнопение – неотъемлемая часть Божественной Литургии. По велению Императора в 553 году был созван Пятый Вселенский Собор, осудивший лжеучение Оригена и подтвердивший определения Четвертого Халкидонского Собора.
Действия сего Таинства совершаются не человеческою силою. Тот, Кто совершил сии действия на оной Вечере, и ныне совершает их. Мы занимаем место служителей, а освящает и претворяет Дары Сам Христос. Да не будет здесь ни одного Иуды, ни одного сребролюбца! Если кто не ученик Христов, то пусть такой удалится: Трапеза не допускает тех, кои не из числа учеников. Ибо со ученики Моими, – говорит Христос, – сотворю Пасху (Мф. 26, 18). Сия Трапеза есть та же самая, которую предложил Христос, и ничем не менее той. Нельзя сказать, что ту устрояет Христос, а сию – человек, но ту и другую – Сам Христос.
Не станем пересказывать, какими средствами князь тьмы вооружался противу неустрашимого проповедника истины; довольно того, что злоба, наконец, восторжествовала. Незаконным образом составленный собор частию из явных врагов св. Златоуста, частию из обольщенных и обманутых епископов, подверг суду св. мужа. Явные клеветы, злобно перетолкованные слова и поступки его были поставлены ему в вину, и великий учитель Церкви на шестом году своего епископского служения осужден в заточение. <…> Но добрый пастырь не видел еще торжественного выражения усердия к себе своей паствы, не видел еще полного торжества любви пасомых к своему пастырю, – и ему дано было насладиться сим торжеством, чтобы паки востребовать его в жертву.
Новости
2641 - 2660 из 5562
Начало
|
Пред.
|
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
|
След. |
Конец