Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации

Житие святого Амфилохия, епископа Иконийского

Младший сын его, придя в возраст, сначала выступил оратором и адвокатом. Но еще с юных лет он возлюбил Бога паче всего и потому вскоре, по убеждению святого Григория Богослова, избегая мирских тревог и суеты, удалился в пустыню, где и стал проводить иноческую, строго- подвижническую жизнь, усердно служа одному только Богу. Здесь занятиями его были молитвы, чтение Писания и пост. В таком строгом самоумерщвлении и подвигах поста святой Амфилохий прожил довольно долгое время, пока Господь не указал ему другое высшее, святительское служение, поставив его как бы светильником на подсвечнике Церкви.


Архиепископ Феофан, новый затворник, и «Восьмой собор»

По имеющимся сведениям обновленцы планировали позже присвоить совещанию статус Вселенского Собора, но были вынуждены отказаться от этого намерения, столкнувшись с резкой критикой со стороны некоторых православных канонистов. Конгресс утвердил ряд существенных изменений, из которых наиболее пагубным по своим последствиям стала реформа церковного календаря.
Владыка Феофан решительно выступил против этого новшества. В 1926 году он опубликовал апологетический труд «Краткие канонические суждения о летосчислении», в котором привел и разъяснил неоспоримые основания употребления в Церкви юлианского календаря: «Старый стиль есть исконный, первоначальный, древнехристианский.


Память блгв. кн. Михаила Тверского

Долго кочевал с татарами святой князь-узник, терпя побои и издевательства. Ему предлагали бежать, но он мужественно отвечал: «Во всю жизнь не бегал я от врагов, и, если я один спасусь, а люди мои останутся в беде, какая мне слава? Нет, воля Господня да будет». По милости Божией, князь Михаил не был лишен христианского утешения: его посещали православные священники, и каждую неделю он исповедовался и причащался Святых Христовых Тайн.


Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы

Тоже надобно сказать и о чтении духовных книг. Людям, которые отуманены увеселениями светскими или увлечениями страстными, это занятие совсем не знакомо. Они смотрят на Библию как на учебную книгу для лиц, готовящихся к священному сану, а на Четьи-Минеи – как на принадлежность церковных книгохранилищ. Не говорим уже о том, что Библия есть книга нашей веры и спасения; довольно припомнить, какие важные, даже для земного счастия нашего, вопросы решаются в ней. Занимает очень некоторых людей недоумение: откуда зло и какие меры принять, чтобы оно не препятствовало благоденствию и развитию общества.


Цель нашей жизни

Безчисленное количество забот тревожит человека в этом мире. От колыбели до гроба разные попечения и скорби преследуют его – так вся жизнь проходит и завершается на земле. И что, конец? Разве наступает конец, разве только для того сотворен человек, чтобы переходить от одной заботы к другой, будто бы продвигаясь непрестанно по туннелю: из туннеля в туннель, от одной скорби к другой, из попечения в попечение, от одного гроба к другому, и – смерть! Разве для этого Бог сотворил человека? Нет!


 Житие преподобного Григория Декаполита

И действительно святой Григорий от благодатного видения того исцелился и освободился от удручавшей его болезни телесной и от болезни душевной — плотского соблазна, которым хотели прельстить его демоны, и от всех их злокозненных искушений. С того времени блаженный еще более усилил свои подвиги и молитвы, непрестанно взывая к Господу из глубины души. Преодолев, таким образом, диавольские козни, преподобный Григорий за свою святую и непорочную жизнь сподобился от Бога благодатного дара чудотворений. И так как не подобало сему Божественному светильнику Церкви оставаться под спудом, то Господь воззвал к нему с неба:


В 1825 году почил Император Александр I

Совсем иными глазами стал смотреть Государь и на убийство масонами его отца – Павла I. Совесть обличала его в этом преступлении и побуждала к покаянию. Есть свидетельства, что до поездки на юг он имел встречи со старцами, включая, может быть, и преподобного Серафима Саровского. И потому версия об оставлении Царем престола под видом кончины и преображении его в сибирского старца Феодора Кузьмича близка русскому мироощущению и разделяется многими православными верующими.


Память свт. Филарета Московского

В годину расшатанности жизни, мысли и слова нам особенно дорог становится митрополит Филарет с его неумирающими заветами. Но дорогой для всей Церкви Русской, он по преимуществу близок Москве и Московской епархии, где он родился, где прожил он большую часть жизни, где навеки он оставил свое имя и свой след мудрости архипастырского правления и учительства. Он – слава и честь Москвы и Московской епархии, он, по уверенности многих и многих верующих, – и молитвенник за свое земное Отечество, за народ русский и Церковь Русскую. <...>


Примеры неустрашимости, мужества и присутствия духа

Командовавший казаками хорунжий Погожев, видя перед собою неприятеля вдесятеро сильнейшего, спешил казаков и построил их в кружок. Чеченцы подскочили на пистолетный выстрел, с обнаженными шашками. Донцы опрокинули их выстрелами. Старший из наибов, Талгик, окружив казаков, открыл сильный огонь и несколько раз бросался в шашки, но не успел разстроить кружка. Донцы с непоколебимою стойкостью и хладнокровием, отстреливаясь без суеты, более получаса держались против всей толпы неприятельской. Наконец чеченцы, заметив, что войска подбегают из крепости Грозной, сделали последнее усилие и всею массою хлынули на казаков.


Страдания святого мученика Платона

Тогда Агриппин встал с своего престола и сам стал мучить святого. Он разжег железные круги, подложил под его плечи и опалял его ребра. Потом положил на грудь мученика два сильно раскаленных железных круга, – и показался дым из ноздрей его, ибо сила огня проникала даже до его внутренностей. Многие думали, что он уже умер. Но, спустя немного времени, он сказал мучителю: «Ничтожны мучительства твои, лютый кровопийца!» Потом, возведши вверх свой взор, святой произнес молитву с упованием на помощь Божию, после которой поколебался храм, и все устрашились. Несмотря на то, жестоковыйные не хотели познать силу Божию.


День памяти преп. Лазаря иконописца

При Феофиле же преподобный Лазарь претерпел и мучения за свою ревность в иконопочитании. Посвятив себя служению Богу, Лазарь изучил иконописное искусство и ревностно занимался писанием честных икон во славу Бога, Пречистой Его Матери и святых Его. Феофил же был иконоборец; всех почитателей святых икон он подвергал гонениям, а иконописцев заставлял плевать на иконы и попирать их ногами. Преподобный Лазарь как иконописец был схвачен и подвергнут испытанию в вере. Но напрасно старались склонить его к иконоборческому зловерию, прибегая то к льстивым увещаниям, то к угрозам; Лазарь оставался непреклонным; тогда стали немилосердно бить его, а потом ввергли в темницу.


В 1815 году Император Александр I даровал Польскому Царству Конституцию. В этот же день в 1830 году началось Польское восстание

Так называемые «разделы Польши» (1772–1795 гг.) между Германией, Австро-Венгрией и Россией были с российской стороны возвращением ранее отторгнутых исконно русских земель. Лишь после войны 1812 года, в которой поляки активно поддержали армию Наполеона, по решению Венского конгресса 1815 года России отошли собственно польские территории. При этом Александр I великодушно даровал их жителям статус Царства Польского, Сейм, желаемую ими Конституцию и сохранил особую польскую армию.


Житие Оптинского преподобномученика Пантелеимона (Аржаных)

На Духов день, 9 июня 1930 года, в Козельске по традиции состоялась ярмарка, на которую съехалось несколько тысяч человек. В этот день произошло столкновение крестьян с милицией, во время которого был убит крестьянин, власти решили воспользоваться случившимся и арестовать часть монахов, обвинив их в подстрекательстве к мятежу. 19 августа 1930 года было арестовано сорок человек – монахов и мирян, и среди них игумен Пантелеймон; его обвинили в руководстве «монашеско-монархической» группой, которая будто бы ставила своей задачей реставрацию монархического строя. Все арестованные были отправлены в тюрьму в Сухиничи.


Наступило время Рождественского поста

Как Адам за едение и преслушание изгнан из рая, так тот, кто желает паки войти в рай, входит в оный постом и послушанием. Сею-то добродетелию, дева, украшай тело свое, – и угодна будешь Небесному Жениху. Если же некоторые придут и скажут тебе: не постись часто, чтобы не ослабеть тебе, то не верь им и не слушай их, ибо таковых подсылает враг. Смотри, что делает пост: он врачует болезни, иссушает кровоточивые потоки, изгоняет демонов, прогоняет злые помыслы, просвещает ум, делает сердце чистым, освящает тело и поставляет человека пред Престолом Божиим. Пост есть жизнь Ангелов, и кто пребывает в нем, тот причисляется к лику Ангелов».


О терпении скорбей

Если хочешь не гневаться на оскорбителя твоего, то прилежно от всего сердца молись о нем Богу и дай ему какой-либо подарок, или малое утешение; иногда сам приди к нему, когда увидишь, что он опомнился от гнева, и поговори о прощении греха, узнай причину и показывай ему еще большую любовь; при встрече предупреждай его низким поклоном, и каждому говори о нем, что он добр; ничто так не приводит его в умиление и смирение, как это; и ничто так не возбуждает гнев у него, как укорение его оскорбителем, и отвращение от него, и заочное злословие его, потому что слышащий может передать ему о всем.


Житие святого старца преподобного Паисия Величковского

Испытав великую радость от соприкосновения с древними святынями Афона, Паисий вскоре пережил и огромное разочарование. Святая Гора была уже не тем царством духа, о котором мечтал 24-летний инок. Афон находился во владениях инославных турков, которые всячески притесняли монахов, из-за чего монастыри беднели и входили в неоплатные долги. Монахи расходились из своих обителей. Многое из богатой монашеской традиции было утеряно. Паисий не нашел и на Святой Горе духоносного наставника.


27 ноября 1894 года состоялось святое Таинство Браковенчания Государя Императора Николая II Александровича и Великой Княгини Александры Феодоровны

Нельзя выразить словами, как Государь любил Россию. Она для него была почти тем же, чем была Христианская вера; как не мог он отречься от Христианской веры, так не мог оторваться от России. Чувства Государя и Государыни к России определеннее всего выражаются в словах Государыни, которая, указав на распятие Христа, сказала: «Наши страдания – ничто. Смотрите на страдания Спасителя, как Он страдал за нас. Если только это нужно для России, мы готовы жертвовать и жизнью, и всем».


Память св. правоверного Царя Иустиниана

Благоверный Государь противостоял оригенистам, возрождавшим ересь несториан. Против их ложных измышлений Иустиниан составил песнь «Единородный Сыне и Слове Божий» и ввел обязательное ее пение в церквах. С того времени и по сегодняшний день это песнопение – неотъемлемая часть Божественной Литургии. По велению Императора в 553 году был созван Пятый Вселенский Собор, осудивший лжеучение Оригена и подтвердивший определения Четвертого Халкидонского Собора.


Память свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского. Беседа о Причащении

Действия сего Таинства совершаются не человеческою силою. Тот, Кто совершил сии действия на оной Вечере, и ныне совершает их. Мы занимаем место служителей, а освящает и претворяет Дары Сам Христос. Да не будет здесь ни одного Иуды, ни одного сребролюбца! Если кто не ученик Христов, то пусть такой удалится: Трапеза не допускает тех, кои не из числа учеников. Ибо со ученики Моими, – говорит Христос, – сотворю Пасху (Мф. 26, 18). Сия Трапеза есть та же самая, которую предложил Христос, и ничем не менее той. Нельзя сказать, что ту устрояет Христос, а сию – человек, но ту и другую – Сам Христос.


Память свт. Иоанна Златоустого

Не станем пересказывать, какими средствами князь тьмы вооружался противу неустрашимого проповедника истины; довольно того, что злоба, наконец, восторжествовала. Незаконным образом составленный собор частию из явных врагов св. Златоуста, частию из обольщенных и обманутых епископов, подверг суду св. мужа. Явные клеветы, злобно перетолкованные слова и поступки его были поставлены ему в вину, и великий учитель Церкви на шестом году своего епископского служения осужден в заточение. <…> Но добрый пастырь не видел еще торжественного выражения усердия к себе своей паствы, не видел еще полного торжества любви пасомых к своему пастырю, – и ему дано было насладиться сим торжеством, чтобы паки востребовать его в жертву.



Новости 2641 - 2660 из 5562
Начало | Пред. | 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 | След. | Конец

Русский календарь