Страдания святого мученика Платона
Мч. Платон. Фреска. Абхазия (Лыхне). XIV (?) в.
Святой мученик Платон, брат святого мученика Антиоха (память его 16 июля), происходил из страны Галатийский, из города Анкиры, от христианских родителей, и был воспитан в благочестии. Находясь в юношеском возрасте среди безбожных идолопоклоннике в он дерзновенно проповедовал Христа. За сие он был взят неверными и приведен на суд к областеначальнику Агриппину.
Злочестивый Агриппин в это время находился в храме Зевса и там сел судить исповедника Христова. Он спрашивал святого:
– Скажи мне свое имя, как зовут тебя и из какого ты города?
– Родители назвали меня Платоном; я – от чрева матери моей раб Христов, гражданин же – этого города; ныне за благочестие предстою на неправедном твоем суде и жду незаслуженной смерти, которую пламенно желаю принять за Господа моего; делай же то, что намерен делать.
– Не должно тебе, Платон, – возразил областеначальник, – учить о Распятом и даже имя Его иметь в уме своем, так как царская власть повелевает предавать тяжкой смерти исповедающих Его, а отрицающихся – удостаивать великих почестей: посему советую тебе подчиниться царскому повелению, и тогда ты получишь возможность избежать смертной гибели.
Святый Платон отвечал:
– Я повинуюсь моему Царю – Богу, за Него и воинствую, смерть же временную охотно приемлю, чтобы быть наследником вечного Царства.
Областеначальник Агриппин, отличавшейся зверским нравом, увидав, что святой не покоряется его безбожной воле и противоречит, в страшном гневе повелел разложить его нагим на земле и приставил двенадцать воинов попеременно бить святого. И били его по всему телу безпощадно долгое время, так что бившие воины очень устали, но святой страдалец не устал терпеть и исповедывать имя Господа своего Иисуса Христа.
Потом, когда воины прекратили побои, областеначальник, как бы щадя его, начал ласково говорить ему:
– По дружески советую я тебе, Платон: уклонись от смерти к жизни.
– Хорошо учишь ты меня, Агриппин, чтобы я уклонился от смерти к жизни, я и сам бегаю от вечной смерти и ищу безсмертной жизни.
Тогда областеначальник повелел отвести святого Платона в темницу, где блаженный мученик пребывал в молитве и благодарении Господу.
По прошествии семи дней, мучитель снова возсел на судилище в храме Зевса и после безполезных льстивых уговоров отречься от Бога Истинного повелел положить святого на медном одре, а под одр подложить множество углей и разжигать их, поливая на огонь масло, воск и смолу, и опалять тело мученика, а сверху бить тонким прутом, дабы и биением, и палением усилить его муки.
По прошествии трех часов, в продолжение коих Платон был предаваем таким мучениям, он был снят с одра, но тело его оказалось целым, здоровым и не имеющим даже следа от ран и от огня, как будто он вышел из бани. При сем, от тела его исходило сильное благоухание, так что все, находившиеся тут, удивлялись и говорили: «Воистину велик Бог христианский!»
Областеначальник же соблазнял святого отвергнуться Христа хотя бы на словах, хотя бы мысленно… Но святой отвечал: «Отступи от меня, беззаконник. Я верую Богу моему, что Он не оставит меня и не даст мне пасть так же, как пал ты».
Тогда Агриппин встал с своего престола и сам стал мучить святого. Он разжег железные круги, подложил под его плечи и опалял его ребра. Потом положил на грудь мученика два сильно раскаленных железных круга, – и показался дым из ноздрей его, ибо сила огня проникала даже до его внутренностей. Многие думали, что он уже умер. Но, спустя немного времени, он сказал мучителю: «Ничтожны мучительства твои, лютый кровопийца!» Потом, возведши вверх свой взор, святой произнес молитву с упованием на помощь Божию, после которой поколебался храм, и все устрашились. Несмотря на то, жестоковыйные не хотели познать силу Божию.
Потом мучитель повелел, изрезав кожу святого Платона на ремни, сдирать ее. Далее Агриппин повелел повесить святого на дереве и бить тело его до тех пор, пока нетронутая еще плоть не отпала совсем от костей и не вылилась почти вся кровь. А святое лице мученика он так истерзал железными рогатками, что не оставалось даже и следов человеческого образа, но одни только обнаженные кости. Но святой Платон, имея свободный язык, укорял за жестокость мучителя и проклинал идолов и идолопоклонников.
Агриппин умолк, ибо он не знал, что еще возразить святому и что сделать с ним, и дивился великому его терпению и смелым ответам. Он приказал отвести его в темницу и не дозволять никому из знакомых его приходить к нему. Но, чтобы святой мученик не умер, мучитель велел каждый день давать ему немного хлеба и воды. Не знал он, несчастный, что не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господних (Втор. 8, 3). Но Христов мученик не принимал ничего из рук идолопоклонников и оставался без пищи и пития восемнадцать дней.
После того областеначальник Агриппин, видя, что ничем не может отвратить Платона от Христа, осудил его на усечение мечом за городом, что и претерпел блаженный мученик с благодарением и упованием на Бога Вседержителя.
Мч. Платон. Фреска. Церковь Христа Пантократора. Дечани. Косово. Сербия. Около 1350 года.
По кончине святого мученика Платона (ок. 306 г.) многие, обращавшиеся к нему с молитвою, получили его чудодейственную помощь. Так, на VII вселенском соборе (787 г.) читано было из письма св. Нила, ученика Иоанна Златоуста, к Илиодору о следующем чуде св. мученика Платона. Сын одного инока из Галатии взят был в плен внезапно напавшими варварами. Старец со слезами молил соотечественного ему мученика Платона о помощи в сем заключении. И вот является сыну его всадник на коне, приведший и другого коня, и велит юноше садиться. Юноша, узнал в нем мученика, ибо часто видал его таким на иконе; юноша сел на коня; святой же, доставив его отцу, стал невидим. – В Константинополе император Анастасий I (491-518 г.) построил во имя сего мученика храм, а император Юстиниан (цар. с 527-565 г.) возобновил его.
По материалам «Жития святых» свт. Димитрия Ростовского