Наступило время Рождественского поста
Наступило время Рождественского поста. Кто-то воцерковился уже давно. Для кого-то это первый пост в жизни, а кто-то считает, что поститься необязательно, самое главное – «веровать в душе».
Последним сразу ответим, что пост есть первая заповедь, данная Богом Адаму в раю. Ему было разрешено вкушать от всех райских деревьев, кроме древа познания добра и зла. И хотя эта заповедь была не трудна, наш праотец не устоял, и все человечество низринулось в бездну греха и погибели. Теперь человеку, чтобы вернуть себе утраченное райское блаженство, нужно поститься.
Святые Отцы также убеждают нас в необходимости и благотворности поста. «Пламенною любовию, – пишет святитель Афанасий Великий, – возлюбим пост, ибо пост есть великая твердыня, равно как и молитва и милостыня, поелику они избавляют человека от смерти. Как Адам за едение и преслушание изгнан из рая, так тот, кто желает паки войти в рай, входит в оный постом и послушанием. Сею-то добродетелию, дева, украшай тело свое, – и угодна будешь Небесному Жениху. Если же некоторые придут и скажут тебе: не постись часто, чтобы не ослабеть тебе, то не верь им и не слушай их, ибо таковых подсылает враг. Смотри, что делает пост: он врачует болезни, иссушает кровоточивые потоки, изгоняет демонов, прогоняет злые помыслы, просвещает ум, делает сердце чистым, освящает тело и поставляет человека пред Престолом Божиим. Пост есть жизнь Ангелов, и кто пребывает в нем, тот причисляется к лику Ангелов».
Некоторые переживают, что если будут поститься, то совсем ослабеют. На это преподобный Иоанн Карпафийский приводит в пример слона, который является самым сильным животным, хотя питается только травой. Следовательно, сила зависит не от мясной пищи.
«Опытным» же постникам скажем, что сколько бы мы не постились, однако всегда наше пощение будет оставляет желать лучшего. Если же человек начинает оценивать свой уровень духовной жизни как положительный, то это явный признак, что он духовно умер и катится вниз.
Вступая в период подготовки к встрече Рождества Христова, мы еще раз хотим себе и другим напомнить, как желательно проводить пост, чтобы не удалиться от пути спасения.
Согласно предписаниям поста, указанным в типиконе под 14 (27) ноября , наиболее строгое воздержание – «сухоядение», т.е. воздержание от вареной пищи – назначается в понедельник, среду и пятницу во все седмицы поста. Во вторник же и четверг этих седмиц, если случится полиелейный святой, – разрешается вино и рыба. Употребление рыбы разрешается еще в субботы и воскресенья поста, а также в остальные седмичные дни, если случится великий двунадесятый или храмовой праздник. В последние же дни поста – с 20 по 24 декабря (c 2 по 6 января) – Устав усиливает его строгость. В эти дни воспрещается вкушение рыбы даже в субботу и воскресенье, совпадающие с данным отрезком времени.
Наиболее строгим воздержанием освящается последний день поста, 24 декабря (6 января) – сочельник. Само название происходит от слова «сочиво» – вареные зерна риса или пшеницы. Вкушать сочиво положено в канун праздника только после Рождественской вечерни, когда уже начался церковный день Рождества. Таким образом, часть Сочельника 24 декабря проходит в полном неядении. Этот строгий пост ослабляется, если сочельник приходится в субботу или воскресенье тогда вкушение пищи разрешается ранее вечера – по отпусте.
Однако это только чисто внешняя сторона дела. Что же касается внутренней стороны, то она предполагает пощение от совершения грехов и творение дел любви и милосердия. Святой пророк Исаия от лица Вседержителя преподает нам следующее наставление: Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: `вот Я!' Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают (Ис. 58, 6–11).
Святитель Афанасий Великий также предостерегает нас от ложной мысли, будто пост заключается только в воздержании от еды. «Не подумай, возлюбленная, что пост состоит только в телесном воздержании. Тот не постится должным образом, кто воздерживается только брашен: истинный пост бывает тогда, когда человек воздерживается от всякого злого дела. Если ты постишься и не воздерживаешься от слов лукавых, от гнева, лжи, клятвы, осуждения ближнего, от сребролюбия, то пост ничего не пользует, напротив, губит весь труд. Не постись неумеренно, чтобы не сделать тела немощным, но проведши девять часов дня в песнопениях и молитвах, вкуси хлеба с плодами, приправленными елеем».
Иногда больные переживают, что приходится постом часто есть. Святые Отцы успокаивают таких людей, благословляя вкушать почаще. Преподобный Варсонофий Великий пишет: «Не печалься, возлюбленный мой, болезнь твоя <…> есть вразумление Божие и послужит нам к преуспеянию, если будем благодарить Бога <…>. О посте же не скорби, как я прежде сказал тебе: Бог ни от кого не требует трудов сверх силы. Да и что такое пост, как не наказание тела для того, чтобы усмирить тело здоровое и сделать его немощным для страстей, по слову апостола: я благодушествую в немощах (2 Кор. 12, 10). А болезнь более сего наказания и вменяется вместо поста, и даже более, тому, кто переносит ее с терпением, благодарит Бога и через терпение получает плод спасения своего; ибо вместо того чтобы ослаблять ему тело постом, оно уже и без того болезненно. Благодари Бога, что ты освободился от труда поститься. Если и десять раз в день будешь есть, не печалься, ты не будешь осужден за это, ибо поступаешь так не по внушению демонскому и не по расслаблению помысла, но случается сие с нами к испытанию нашему и к душевной пользе» (Ответ 168-й).
Желаем всем провести этот Рождественский Пост с пользой для духовного преуспеяния, чтобы исправить свои греховные недостатки и страсти, которые являются одним из главных препятствий на нашем пути к возрождению России.
Советы православного священника