Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Крест – Царей держава!
Из богослужебной песни
Если вы внимательно вслушаетесь и вникнете в молитвы и песнопения в честь Креста, вы непременно увидите, как часто и усиленно всюду в них проводится именно эта мысль о Кресте как о державе Царей; вы увидите, как с мыслию о Кресте соединяется постоянно моление о Царе «крестоносном» и о царстве – моление о даровании Царям победы, мира, ограждения, благопоспeшения в их царственном деле, а царству их, как «достоянию» и «жительству» Господню, – сохранения свыше. Чтобы видеть это, вспомните хотя бы только эту общеизвестную и ныне так часто повторяемую молитву – тропарь Кресту, этот истинно народно-христианский гимн: «Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое…»
Что все это значит и как это нужно понимать? Приносим ли мы тут только молитву лично о Царе или здесь заключена мысль гораздо более глубокая?
Несомненно, мы молимся и должны молиться о Царе как о лице, как о правителе. С этой точки зрения христианин обязан молиться и о Царе неверном и иноверном. Так делали апостолы, так завещали они делать и христианам. Но несомненно и то, что такими молитвами, какими молимся мы о Царе по руководству Церкви, и в таком соединении и связи мысли о Кресте с мыслью о Царе и Царстве нельзя было молиться о Нероне при апостолах, нельзя молиться, например, современному греку в Турции о султане. О таких Царях нельзя сказать: «Крестом Цари хвалятся», «Крест – Царей держава».
Такою молитвою стали молиться христиане, конечно, только со времен равноапостольного Константина, когда на его царской короне засиял Крест; когда на воинских знаменах вместо языческого орла, символа физической силы, поставлен был Крест, символ силы духовной; когда на Царство стали благословлять Царей Крестом; когда не только над Царем лично, но, выражаясь образно, и над всем зданием Царства водружен был и засиял немеркнущим светом Крест Христов. Когда мы говорим: «Крест – Царей держава», – мы этим самым исповедуем, что мы живем в государстве христианском, а не в языческом.
Мы переживаем теперь время, когда в этих понятиях очень и очень нужно нам разобраться. В самом деле, посреди охватившей все русское общество жажды всяких реформ до реформы высшего и верховного управления включительно, до изменений в самом существе государственного строя, верующего человека-христианина надобно остеречь: пусть он посмотрит и пусть спросит себя, каким он идет путем и какие цели в сущности преследует – цели государства христианского или языческого?
Языческое государство есть царство исключительно земное, исключительно мирское. Его патриотизм поэтому есть простой и грубый, только коллективный эгоизм. Его задача во внешних отношениях – показать и проявить свою силу: захватить как можно больше выгод во всемирном положении, подчинить себе как можно больше народностей и стран, захватить как можно больше экономических благ. Внутри его задачи сводятся к тому, чтобы доставить членам своим как можно больше удобств и пользы мирской; этот общий интерес и это общее желание таких удобств и приобретений и служат объединяющею силой для народа; чувство самосохранения в борьбе за существование и желание себе самому доставить возможно лучшее материальное существование на земле – вот основы такого государства. Власть в нем – есть необходимость, истекающая из тех же соображений пользы и выгоды.
Для государства, которое водится только началами мирскими и материалистическими, конечно, не может быть и вопроса о том, откуда власть, от кого она зависит и чему она служит. Ясно, что при указанных нами понятиях и стремлениях в этом Царстве двуногих и умных животных, называемых людьми, каким представляется языческое государство, власть исходит от людей, согласившихся учредить ее ради своей выгоды; зависит она от народа, ее создавшего; и служить должна народной пользе и вообще народу. Сегодня при изменившихся условиях переместятся соображения пользы и выгоды – сегодня же народ в праве или совсем уничтожить власть, или переделать ее по своим нуждам и выгодам данной минуты. Духовные интересы, вечная жажда человеческой души, то, что называется требованиями и запросами высшего порядка, – для такого государства не существуют; до них ему нет дела, ибо все это прямого отношения к пользе и выгоде не имеет. Религия, дух и прочее – это «частное дело», и Церковь, как проявление и средоточие самых высших интересов духа, религиозно-нравственных, должна быть «отделена от государства». Судите сами, можно ли при таких воззрениях на государство говорить, что «Крест – Царей держава»?
Иное дело, когда государство является христианским. <...> По воззрению христианскому государство само по себе не есть цель, а есть только средство и богоданная среда для верующих, чтоб им пройти успешно свой земной путь к достижению вечных и святых целей человеческого существования, для достижения нравственного совершенства и вечного спасения. В этом смысле государство есть учреждение божественное. Его задачи – нравственные, духовные задачи, а не мирские; если же и христианское государство прилагает заботы о внешней безопасности народа, об его внутреннем благоустройстве, удобстве и порядках жизни, – то все это опять не есть цель, а только средство для его членов наилучше достигнуть основной и главной цели своего существования. Жить и в жизни усвоять и осуществлять плоды искупительного служения Господа Иисуса Христа и возрастать в меру возраста исполнения Христова – вот эта цель. Но для ее осуществления необходима мирная совнe и благоустроенная внутри жизнь, необходимо иметь тот мир, такой порядок и такие законы, которые не мешали бы, а способствовали укреплению православно-христианских начал жизни. Только по таким побуждениям и целям христианское государство и отдается заботам о внешнем и внутреннем строении царства. Таким нравственным целям подчиняется вся государственная жизнь, ими определяется государственное законодательство, государственный строй, назревающие реформы, общественные и государственные идеалы.
Ясно и определенно этот именно взгляд на государство и государственность выражает святой апостол Павел: молю убо прежде всeх творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человeки, за Царя и за всех, иже во власти суть. И далее: да тихое и безмолвное житие поживем во всяцем благочестии и чистоте: сие бо добро и приятно пред Спасителем нашим Богом, Иже всем человеком хощет спастися и в разум истины приити. Един бо есть Бог, и един Ходатай Бога и человеков, Человек Христос Иисус (1 Тим. 2, 1–5). Так завещает апостол Царству человеческому жить в осуществлении тех начал, которые принесло и заповедало миру искупительное служение Господа Иисуса.
Итак, повторяем, все в государстве должно быть проникнуто религиозно-нравственными целями, из них исходить, им служить, ими определяться. И власть в таком государстве есть не самодовлеющее нечто, как в языческом мире, в лице его Императоров; не завоевание насилия, не проявление самодержавия народа; не выгода государственная. Власть есть проявление Божественного мироправления, орган Божественного воспитания людей путем государства, орудие для помощи и содействия Церкви силою внешнею в подвиге воспитания чад Божиих. Потому-то нeсть власть, аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть (Рим. 13, 1). Потому-то и повиноваться ей должно не за гнев, а за совесть. Ибо в высшем смысле Царь наш есть Господь; Он царствует. И в нынешний праздник Святая Церковь словами псалма нам возвещает: Бог, Царь наш, прежде век содела спасение посреде земли (Пс. 92, 1: 95, 10; 96, 1).
Задачи власти суть религиозно-нравственные, христианские задачи. А так как Крест есть символ христианства, символ искупления, то в этом смысле «Крест – Царей держава». Отнимите Крест, снимите его с короны Царя и удалите со здания государства – и держава Царей будет только человеческая, только мирская, временная, непрочная, гнилая, и здание Царств человеческих будет всегда построено на песке. Служа христианскому государству, отстаивая его от врагов, благоустрояя его внутренно, мы в нашем патриотизме уже проявляем не силу собирательного эгоизма, не мирские задачи и выгоды, не средства властительства и народного обогащения, а исполнение вечных мировых целей, для которых государство служит средством; отстаивая державу Царей, мы отстаиваем Крест Господень, ибо «Крест – Царей держава».
Стань же, верный христианин, посреди шума наших дней, посреди современных течений мысли и жизни, разберись в них и определи свой путь, свои склонности, задачи, свою деятельность по вечному руководству Креста Господня. Скажи: революция идет под знаменем Креста? Социалистические вожделения увенчаны Крестом Господним? Демократия и демократическая республика ищут ли освещения в Кресте Господнем и в силе христианства? Так называемое «новое государство», мечта современных мудрецов и соблазн их слушателей и последователей – в Кресте ли Господнем полагает державу и утверждение? Пресловутое «освободительное движение» водрузило ли на своем знамени Крест? Современные навязываемые нам идеалы государства и власти, реформы государственного строя, стремление реформировать и переделать основы верховной власти – все это проникнуто ли религиозно-нравственным характером?
Скажи: когда Царю, как верховной власти, будут приказывать со стороны, чтоб он поступал и правил так, а не иначе, не по долгу христианской совести, а по земным интересам и выгодам так называемого «большинства», под которым разумеется «воля народа», как какой-то новый бог, как мера нравственно-доброго и как последнее основание всякой деятельности, – при таком условии, скажи, можно ли говорить: «Крест – Царей держава»?
И куда нас влекут современные мудрецы, «освободители» и реформаторы: к государству ли христианскому или к языческому? И где же их идеалы: впереди, в вечном и безграничном развитии христианства, или позади, в вожделениях, которыми жило издохшее язычество? И в таком случае что же это: прогресс или регресс?
Ответы для верующего ясны. В теперешних наших невзгодах и несчастиях одно спасение: крепко помнить, что Крест – Царей и царств держава, похвала и утверждение, и что направлять и определять государственную жизнь нужно только вечными началами веры Христовой, вечными ее религиозно-нравственными целями, а не земною похотью плоти, похотью очес и гордостью житейской. <...>
Священномученик
Иоанн ВОСТОРГОВ
Слово в день Воздвижения
Креста Господня, 1907 год