Житие священномученика Корнилия сотника
Однажды, молясь Богу в своем доме, этот богобоязненный муж, увидел Ангела Божиего, который возвестил ему, что его молитвы и милостыни приняты Богом. Ангел повелел ему послать в Иоппию за Симоном, называемым Петром, и исполнить то, что тот ему скажет. Он тотчас послал с мольбой звать Петра. В то время, как посланные Корнилия шли в Иоппию, Петр взошел на верх дома, в шестом часу дня, помолиться. Он чувствовал в это время голод, и вот перед ним явилось видение, внушавшее ему, чтобы он не гнушался идти к необрезанному иноплеменнику, – ибо евреи не входили в общение с язычниками и гнушались ими.
Видение, явившееся Петру, было такое. С неба три раза спускался сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла, и голос повелевал Петру, чтобы он заколол и ел находившихся в сосуде животных, зверей, гадов и птиц. Когда Петр отказывался и говорил, что он никогда не ел ничего нечистого, голос снова сказал ему с неба:
– То, что Бог очистил, не признавай нечистым.
Это видение было знамением обращения Корнилия и других язычников. Голод Петра знаменовал собой голод, описанный пророком Амосом, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних (Амос. 8, 11). Такой голод был в доме Корнилия и у всех язычников: как Петр желал хлеба, необходимого для тела, так те – хлеба для души. Сосуд, привязанный за четыре конца, знаменовал Церковь Христа, утверждаемую в вере четырьмя евангелистами. Находившиеся в сосуде различные нечистые животные, звери, гады и птицы обозначали собою язычников, которые по своим низким земным стремлениям были подобны четвероногим животным, взирая своим умственным оком только в землю, не зная помышлений о небесном и не умея искать выше земного. По своей лютости они были звери, а по вредному для душ нечестию – ядовитые гады; по гордому высокомерию же они походили на высоко парящих птиц. Их было велено заклать и есть – то есть острым мечом слова Божия умертвить древние языческие животные похоти и зверские нравы и соделать из очищенных крещением душ и тел их жертву живую, Благоугодную Богу (Рим. 12, 1). Троекратное схождение сосуда обозначало троекратное погружение крещения. А когда голос с неба возвещал, что они очищены Богом, то это означало, что Христос пролил Свою кровь, омывающую греховные скверны, не только за израильтян, но и за язычников.
Когда Петр размышлял об этом видении и пребывал в недоумении, посланные Корнилия подошли к его дому и спросили о нем. Дух Божий повелел ему идти с ними не колеблясь, дабы первого язычника присоединить к Церкви Христовой; за ним должны были идти ко Христу ту и другие язычники. Когда Петр вошел в дом, Корнилий, окруженный всеми своими родственниками и друзьями, принял его с почетом и, припавши к ногам Петра, поклонился ему. Тогда Петр поднял его и сказал:
– Вы знаете, что иудею непристойно входить к иноплеменникам и иметь с ними общение: однако Бог открыл мне, что не следует называть скверным или нечистым ни одного человека. Итак, я пришел к вам без всякого колебания и спрашиваю теперь, зачем вы призвали меня к себе?
Корнилий со всеми подробностями рассказал ему, как он увидел ангела и что услышал от него, и просил Петра научить его, как достигнуть спасения. Петр же, отверзши уста свои, стал проповедовать ему об Иисусе Христе.
Когда Петр говорил это, Святой Дух, вселяя его слова в сердца слушавших, привел их к вере, и Корнилий крестился со всем своим домом. Он первый из язычников уверовал в Господа нашего Иисуса Христа и, по принятии крещения, оставил все и пошел за Петром, который поставил его епископом.
Проходя с Петром и другими проповедниками различные страны, он ревностно трудился, проповедуя о Христе. Когда Петр, вместе с Тимофеем и Корнилием, находился в городе Ефесе, им стало известно, что идолопоклонство особенно сильно в городе Скепсии, и они рассуждали, кому из них идти туда на проповедь. Они бросили жребий, который пал на Корнилия, и тот, призвав на помощь Бога, поспешно пошел в этот город. Там жил князь Димитрий, который пытался заставить Корнилия поклониться богам, но Святой показал ему, как ничтожны его боги. По его молитвам Господь разрушил идольский храм и воскресил жену и сына князя.
Димитрий крестился с женою, сыном и со всем домом своим; крестились с ним и 277 других граждан. Святой же Корнилий прожил в том городе довольно долго, искореняя терние неверия из сердец человеческих и рассеивая семена благочестия. В скором времени он обратил во Христу весь город. Дожив до глубокой старости и приблизившись к смерти, о которой узнал заранее, он усердно молился, приготовляя себя в путь к Господу. Собрав к себе всех, кого он обратил из язычества в христианство, он научил их пребывать в вере и любви и упражняться во всяких добродетелях, преуспевая в исполнении заповедей Господних. Много поучив их, он услышал голос с неба:
– Корнилий! иди ко Мне, ибо приготовлен тебе венец правды (2 Тим. 4, 8).
Услышав это, Корнилий тотчас стал молиться и, преклонивши колена, сказал:
– Господи Боже наш! Ты сподобил меня соблюсти веру, совершить подвиг и победить супротивных. Благодарю Тебя за все! Но прошу Тебя, Господи, призри с Твоей святой высоты на рабов Твоих и будь к ним милостив; утверди их в вере, укрепи в подвигах, пошли им помощь в исполнении святых Твоих заповедей, чтобы они непрестанно прославляли пресвятое имя Твое ныне и во веки веков.
И когда все сказали: «аминь», он предал с радостью дух свой в руки Господа, призывавшего его на небеса.
«Жития святых» свт. Димитрия Ростовского