Исповедание веры составляло непременное требование чина коронации. Император сначала торжественно возглашал его в церкви и затем, написанное, за собственноручной подписью, передавал Патриарху. Оно содержало Православный Никео-Царьградский Символ Веры и обещание хранить апостольское предание и установления церковных соборов. Богу было угодно устроить так, что преемниками византийских Императоров стали русские великие Князья, а затем Цари.
Новгородская земля всегда была в особо благоприятных условиях сравнительно с другими русскими землями: она почти не страдала от княжеских усобиц и не знала половцев и татар. Новгород вел богатейшую торговлю с Европой (будучи партнером торгового союза ганзейских городов) и обладал обширными владениями на северо-востоке Руси. Все это наложило отпечаток и на социально-политический строй этого княжества, превратив его уже в XII веке в вечевую (то есть как бы "парламентскую") республику в составе монархической Киевской Руси; вече избирало посадника, тысяцкого и даже архиепископа, на договорной основе приглашало князей на военную службу.
Тогда женщина, побежденная более любопытством, нежели милосердием, пришла к Иоанну в кущу, и он ей вручил свое Евангелие. Рассмотрев его, Евтропий и Феодора узнали Евангелие своего сына и стали расспрашивать Кущника, где он взял эту книгу. Он, не в силах более скрываться, воскликнул: „Я – ваш сын Иоанн!" – и предал свою душу в руки Божий.
Таков был поднятый им подвиг ради Христа; такова была борьба с диаволом, победив которого он радуется теперь в Царстве Небесном с Господом Иисусом Христом, Ему же слава вовеки.
Старайся всеми мерами житием своим утешать непрестанно Отца Небесного, т.е. своею кротостью, смирением, незлобием, послушанием, воздержанием, рассудительностью, миролюбием, терпением, милосердием, искренним с людьми достойными дружеством,
ласковостью ко всем, гостеприимством радушным, доброжелательностью ко всякому, исправностью в делах, простотою сердца и нрава, чистотою всех мыслей сердечных. Умудри и утверди нас, Боже, жить по воле Твоей! ибо Ты Отец наш, а мы чада Твои во Христе Иисусе Господе нашем.
Он подвизался здесь шесть лет, находясь в послушании у основателя обители отца Адриана, но по смерти его в 1902 году перешел в Верхотурский Николаевский монастырь. Здесь он нес послушание маляра и плотника. Вскоре настоятелем монастыря был назначен иеромонах Ксенофонт (Медведев), возведенный впоследствии в сан архимандрита. 20 декабря 1907 года послушник Иоанн был пострижен в мантию с именем Игнатий в честь священномученика Игнатия Богоносца, память которого празднуется в этот день. В 1909 году монах Игнатий был рукоположен во иеродиакона, а в 1913 году, в день освящения нового собора, – во иеромонаха.
Второе правило. Не вызывайте сами зависти в сердцах детей своих. Это происходит часто от того, что родители пристрастно поступают в отношении к детям: одного предпочитают другому. Христианские родители не должны иметь между своими детьми так называемых любимцев; долг их – относиться ко всем с равною любовью, мерить всех одною и тою же мерою, так как в противном случае родители сами возбуждают зависть в сердцах тех детей, которые считают себя нелюбимыми.
Незадолго до нашествия на Россию поляков преп. Иринарху было видение в тонком сне: Москва, разоренная чужеземцами. Проснувшись, он горько заплакал, и вдруг облистал его с неба свет, и из этого света был голос: «Пойди и скажи Царю, что все так и будет». Повинуясь Божию гласу, Иринарх оставил затвор и поехал в Москву. В Благовещенском соборе Кремля святой подошел к Царю Василию Иоанновичу Шуйскому и возвестил ему: «Бог открыл мне, грешному старцу, что Москву и все Российское царство захватят и разорят поляки.
В то время и святая дева Татьяна была схвачена язычниками и приведена в идольский храм на поклонение. Но по ее молитве произошло землетрясение, разрушившее идола и с прогнавшее из того дьявола. Тогда нечестивые повлекли святую деву на суд и мучения. Но тело Христовой страдалицы для наносивших ей раны было твердо, и сами Ангелы ударяли тех, кто мучил Татьяну. По молитве святой у ее мучителей отверзлись духовные очи, и все восемь человек уверовали в Бога и восприяли крещение в своей собственной крови, ибо их за исповедание Христа жестоко мучили и, наконец, усекли главы.
Но не будем забывать, что взыскание спасения было проявлено и со стороны самого Закхея. Он пожелал увидеть Христа, а Господь узрел его хотение и спас его. О том, что этот человек действительно спасся, свидетельствует церковная история. Впоследствии он стал одним из спутников апостола Петра и был первым епископом Кесарии Палестинской, приняв мученическую кончину при Императоре Нероне. Своим палачам Закхей проповедывал о Христе, уже не только отдав за Него половину имения, но и положив жизнь.
После сего был Собор шестисот тридцати богоносных отцов в Халкидоне, которые изрекли согласное с первыми соборами и пояснили сказанное ими. Они отсекли от священного тела Церкви окаянного и злочестивого Евтихия, вместе с Диоскором, и утвердили Апостольскую веру, всякого же мыслящего противно ей, отлучили от Церкви Христовой. За противление сим Соборам да возгорится на нас огонь, да будет изощрен против нас меч, да постигнет нас лютейшая смерть, и даже, если возможно, вместо одного раза, смерть пусть постигнет нас безчисленное множество раз.
Храня таким образом в себе веру, не должно оставаться равнодушным и к судьбе исповедуемой религии. Здесь постоянно молись, желай и содействуй ее благосостоянию, целости и безопасности; видишь угрожающую опасность от лжи, заблуждения и ложной философии, возвести кому должно; борись и противодействуй сам, сколько можешь; жалей, скорби и сокрушайся, что так есть, и молись Господу, Царю истины, да воцарит истину и проженет налегающий мрак.
Во время перенесения мощей к Маркиану подошел нищий и попросил милостыни. Не имея, что подать, преподобный, отойдя в сторону, потихоньку снял из-под фелони свою единственную одежду и, отдав нищему, возвратился на свое место. Фелони тогда шили очень длинными, и потому никто ничего не заметил. Только когда святые мощи уже перенесли и стали совершать Литургию, фелонь нужно было приподнять, и Маркиан испугался, что теперь его нагота откроется, но вместо этого многие пресвитеры и диаконы увидели на нем драгоценную, блещущую золотом багряницу – так Господь покрыл наготу Своего угодника.
Организатор «мирного шествия» 9 января – бывший священник (запрещенный в служении, а затем и лишенный сана) Гапон был связан и с охранным отделением (якобы для удержания требований рабочих в законопослушном русле) и с социалистами-революционерами (через некоего Пинхаса Рутенберга), то есть играл двойную роль. Призвав рабочих на мирную демонстрацию к Зимнему дворцу с петицией к Государю Николаю II, провокаторы готовили совсем не мирное столкновение с пролитием крови. Рабочим объявили о Крестном ходе, который, действительно, начался с молебна о здравии Царской Семьи.
[Иоанн, чрезвычайно щепетильный во всех делах, касавшихся душеспасения, заносил имена всех казненных в специальные синодики, которые рассылались затем по монастырям для вечного поминовения «за упокой души». Списки эти (являющиеся, кстати, единственным достоверным документом, позволяющим судить о размахе репрессий) поражают своей подробностью и добросовестностью. Имени святителя Филиппа в них нет. Нет по той простой причине, что никогда никакого приказа казнить митрополита царь не давал. Эта широко распространенная версия при ближайшем рассмотрении оказывается заурядной выдумкой, как, впрочем, и многие другие «свидетельства» о «зверствах» Грозного царя].
Жители западных земель Руси, после татаро-монгольского разгрома отторгнутых от нее поляками, никогда не переставали считать себя русскими. И по мере усиления польского и еврейского гнета их стремление к воссоединению с Москвой вылилось в повстанческое движение.
В 1651 году гетман Богдан Хмельницкий обратился к Царю Алексию Михайловичу с просьбой принять Малороссию «под свою руку». Опасаясь войны с ляхами, в Москве не сразу решились на присоединение этих долгое время находившихся под Польшей земель.
Священномученик Исидор служил священником Никольского храма в городе Юрьеве (впоследствии Дерпт, ныне Тарту в Эстонии). По договору, заключенному в 1463 году между Московским великим князем Иоанном III и великим магистром Ливонского ордена, ливонские рыцари обязывались оказывать всяческое покровительство православным верующим в Дерпте. Однако, нарушив договор, немецкие католики стали притеснять верующих и склонять их к принятию католичества.
Слово Божие рассказывает нам, что одежда впервые явилась у людей после того, как они согрешили в раю. Им сделалось стыдно наготы своей, и им дана была одежда из листьев смоковных, чтобы сокрыть их от этого стыда. Посмотрите же, сколько постыдного и позорного, сколько низменного в нашей душевной жизни: постыдные мысли, скверные желания, нечистые похоти, позорные дела. Что защитит нас от всего этого? Какою одеждою покроемся? Защитит нас Христос Спаситель; одежда наша – Христос Спаситель. Он научил нас отличать доброе от худого; Он повелел нам бегать всего постыдного, возлюбить правду и возненавидеть беззаконие; Он и падшим и грешным даровал убежище: благодать, покаяние и прощение грехов, омываемых в водах Крещения, в чистых слезах Исповеди.
Наконец, есть также свидетельство, что «после себя великий Государь оставил свою благоверную великую Государыню Ирину Феодоровну на всех своих великих государствах». Как бы то ни было, вслед за кончиной Феодора Иоанновича власть тотчас же перешла к Царице, и ей безпрекословно присягнули. Но на девятый день после смерти мужа Ирина удалилась в Новодевичий монастырь, решительно отказавшись от царства, несмотря на просьбы Патриарха и бояр, и вскоре постриглась с именем Александры.
Освящение должно дойти до самого сердца. Только когда самое сердце начнет омываться потоками умиления от слышания песней праздничных, когда оно будет окропляться и «помазываться» словесами Божественными, сопровождающими освящение воды, пить сладчайшее питие Христовой любви, когда и из самой себя душа будет изводить «реки воды живой», токи смиренных покаянных мыслей и чувств, благодатного умиления, утешения и любви к окружающим людям, – тогда, значит, вода Богоявления не осталась простою водою, но освящающее действие ее проникло глубоко внутрь души, до сокровенных недр сердца, и вода сделалась «источником воды, текущей в жизнь вечную».
На богослужении в эти дни совершается Великое освящение воды. Богоявленская вода (иначе Великая Агиасма), имеет большую целебную силу, чем та, которая освящается по чину малого освящения воды. К освященной воде христиане относятся с особым благоговением. Ею освящают дома и как святыню хранят при иконах для особенных случаев, прежде всего на случай болезни. В народе праздник получил множество названий: «Крещенский сочельник», «Крещенский вечер», «Голодная кутья» или «Голодный святой вечер», «Свечки» (потому что после вечерни ставили к водосвятной чаше свечи, перевитые лентами или цветными нитками).
Новости
3181 - 3200 из 5562
Начало
|
Пред.
|
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
|
След. |
Конец