Поучение об искорени в детях зависти
Завистью диавола вошла в мир смерть,
и испытывают ее принадлежащие к уделу его (Прем. 2, 24)
Третий весьма распространенный у детей порок, на своевременное искоренение коего родители должны обращать самое заботливое, самое серьезное внимание, есть зависть.
Для человека завистливого невыносимо благополучие ближнего: он терзается скорбью, его гложет печаль, когда ближний его наслаждается благоденствием и счастьем жизни; за то сердце его исполняется радостью и удовольствием, когда ближний испытывает злополучие и несчастье. Дал бы Бог, чтобы среди вас, слушатели, не нашлось ни одного такого человека. Задача моей настоящей проповеди дать вам ответ на вопрос: что должны делать родители, дабы не допустить развиваться в сердцах детей зависти и недоброжелательству, в ответ на этот вопрос заметьте следующие пять правил.
Первое правило. Задерживайте своевременно всякое проявление в детях зависти. Она может проявиться в них в самых различных формах. Обращу ваше внимание на некоторые примеры того, как обнаруживается этот гнусный порок в самых маленьких детях, так как общие замечания мало могут помочь в данном случае. Если дети за столом торопливо спешат подставить свои тарелки, в видимом безпокойстве, что, пока дойдет очередь до них, другим роздано будет, а им останется немного; если они, бросая по сторонам взоры, начинают быстро есть, чтобы упредить других и получить еще добавку; если дитя мрачным взором оглядывает тарелки братьев и сестер, думая, что они его больше получили; если оно полученную порцию сравнивает с другими, чтобы видеть, не получил ли кто больше; если они сравнивают купленные для них игрушки, классные принадлежности и платье с такими же вещами у братьев и сестер, не получил ли кто лучшей вещи, – если вы это и подобное замечаете в своем дитяти, то это – видимый знак его завистливого сердца.
Таких порочных проявлений вы, родители, не должны терпеть, обязаны всячески искоренять их, где бы и когда бы они не проявились. Напротив, вы должны приучать своих детей к тому, чтобы они довольны были тем, что получают. Если дитя отталкивает подаваемую ему вещь, потому что и другое дитя получило то же, то это доказательство, что зависть пустила уже в нем глубокие корни, и оно за такой свой поступок заслуживает всегда серьезного и чувствительного наказания.
Другая сторона зависти есть злорадство, которое весьма часто встречается у детей. Оно также обнаруживается в детях различным образом. Если дети злобно улыбаются, когда кого-либо из братьев или товарищей наказывают за что-нибудь, или еще насмехаются над наказываемым, то эти недобрые дети заслуживают такого же наказания, как и наказанный. Если дети лживо жалуются друг на друга, лживым образом сваливают вину друг на друга с злобною целью, то это должно быть всегда строго наказываемо. Если дети передают и о действительных проступках своих братьев или товарищей, то и этого нельзя оставлять без порицания, когда это делается ими с целью, чтобы другой был наказан. Вообще, доношения от детей только тогда должно терпеть, когда отец или мать, законоучитель или учитель, поставляют их для надзора или порядка и требуют правдивых ответов. Но при этом нужно учить их, чтобы они, подобно прекрасному Иосифу, сообщали о проступках своих братьев, сестер или товарищей не из злорадства, но дабы предохранить от греха.
Второе правило. Не вызывайте сами зависти в сердцах детей своих. Это происходит часто от того, что родители пристрастно поступают в отношении к детям: одного предпочитают другому. Христианские родители не должны иметь между своими детьми так называемых любимцев; долг их – относиться ко всем с равною любовью, мерить всех одною и тою же мерою, так как в противном случае родители сами возбуждают зависть в сердцах тех детей, которые считают себя нелюбимыми.
В пище, в одежде, в подарках не должно одному давать предпочтение пред другими, но для всех должна быть одна мерка. Похвала и порицание, награды и наказания также должны быть для всех соразмеряемы в равной мере: нельзя пропускать без внимания младшему то, что обыкновенно порицается и наказывается в старших. Какие печальные последствия могут происходить от того, когда неодинаково относятся к детям, когда одного предпочитают другим, видим на примере братьев Иосифа, которого отец больше любил, чем других; известно, что это до того ожесточило его братьев, что они сначала хотели убить его, а потом продали в рабство.
Третье правило. Не учите детей этому гнусному пороку своим примером. Если дети часто слышат, как отец или мать с завистью и зложелательством говорят о своих знакомых и сослуживцах, позволяют себе злорадственные о них рассказы; если недостаточные родители в присутствии детей своих бранят людей богатых, часто выражают свое недовольство, что они не так богаты, не так счастливы в своих делах, в своих предприятиях, как тот или этот, – вообще, если дети дома почти ежедневно и ежечасно ничего другого не слышат, кроме завистливых, зложелательных речей о своих ближних, то может ли быть иное, как не то, что зависть, зложелательство пустит корни в нежные души детей, которые ко злу гораздо восприимчивее, чем к добру?
Четвертое правило. Учите своих детей ненавидеть зависть и гнушаться ее, как богопротивного порока. Зависть есть гнусный порок; но не это должно быть главным основанием, почему ваши дети должны избегать его. Зависть это глупый порок, так как он не только не приносит завистливому никакой пользы и выгоды, а напротив один вред, отравляя ему жизнь ядовитым своим зложелательством. Но и не это только должно побуждать вас предостерегать от зависти детей ваших. Они должны потому, прежде всего, избегать этой страсти и гнушаться ее, что это пред Богом величайший грех, что Бог запретил ее.
Как противна зависть в очах Божиих, вы лучше всего можете, родители, показать своим детям на том, что зависть происходит от диавола; он принес зависть в мир, позавидовавши счастью Адама и Евы, которым они наслаждались в раю. Как отвратителен пред Богом порок зависти, вы можете, далее, научить детей своих, указав на то великое зло, которое произошло уже из зависти: из зависти сатана соблазнил наших прародителей на грех; зависть сделала Каина братоубийцею; по зависти братья продали Иосифа; зависть побудила фарисеев ложно обвинять Господа Иисуса Христа и требовать Его смерти. Как богоненавистна зависть, можете, наконец, показать своим детям, разъяснив им, что завистливый подражает диаволу, уподобляется ему и потому некогда будет разделять жребий с диаволом. Самое худшее, что можно сказать о зависти, сказано словом Божьим устами Премудрого: завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его. (Прем. 2, 24)
Последнее правило. Насаждайте с самых ранних лет в сердцах детей ваших противоположную этому пороку добродетель именно – благорасположение ко всем и доброжелательство, – вообще ту любовь к ближним, которая всегда и во всяком случае поступает по словам Спасителя; во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7, 12). Родители должны словом и примером учить детей своих искренней, деятельной любви к ближним, быть сострадательными к бедным и нуждающимся, к братьям, сестрам, и другим детям, быть уступчивыми, услужливыми и добрыми. Дети должны приучаться радоваться благополучию ближнего и скорбеть о его несчастье; они должны, по слову Апостола, радоваться с радующимися и плакать с плачущими (см.: Рим. 12, 15). Они должны учиться взаимно переносить недостатки и не быть доносчиками о проступках своих братьев, сестер и соучеников. С самых ранних лет ими должно быть усвоено высокое значение заповеди о любви к ближним, которую Спаситель поставляет наравне с заповедью о любви к Богу и следование коей Он считает признаком Своих учеников: потому, говорит Он, узнают, что вы Мои ученики, если имеете любовь между собою (Ин. 13, 35).
«Поучения о религиозном воспитании детей»
Иринея, Епископа Екатеринбугского и Ирбитского
(1901 г.)