Такими духовно безплодными остаются и доселе народы, не уверовавшие во Христа, как, например, японцы, которые, восприняв у европейских народов образ христианской добродетели, не приносят действительного духовного плода в самой жизни, так как, имея одинаковые по видимости с христианскими народами добродетели, остаются внутренно чуждыми последним и только ради тщеславной похвалы пред европейскими народами, которым хотят казаться народом цивилизованным, стараются быть подобными им в христианском образе жизни.
Рождество Божией Матери ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования Божии о спасении рода человеческого от рабства диавола. Это событие приблизило на земле благодатное Царство Божие, царство истины, благочестия, добродетели и бессмертной жизни. Матерь Перворожденного всея твари является и всем нам по благодати Матерью и милосердной Заступницей, к Которой мы постоянно прибегаем с сыновним дерзновением.
Это было тяжелейшее время для православных людей Западной Руси. Жизненный подвиг, совершенный преподобномучеником, был подвигом защиты Православной веры в условиях неравной изнурительной борьбы, когда защищать можно было только будущее Русской Православной Церкви, поскольку то, что сохранялось от проносящегося урагана унии, сносилось татарскими набегами. Святой преподобномученик Макарий родился в 1605 году в городе Овруче, на Волыни, в знатной семье Токаревских, известных ревнителей Православия.
Но служители, как ни старались, не смогли даже немного подвинуть икону. Тогда Иоанн сам пошел в церковь на Ильинскую улицу, пал перед образом Владычицы и стал со слезами просить у Нее прощения и помощи. А потом, когда люди запели: «Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы...», – икона внезапно подвиглась сама собой. Святитель Иоанн принял ее на руки, благоговейно облобызал и вознес на городскую стену. Образ Матери Божией поставили на виду нападавших.
Случилось, что Траян, находясь со множеством своего войска в восточных странах, для покорения себе иверов, савроматов, арабов и других народов, вздумал пересчитать своих воинов, и нашел среди воинских полков одиннадцать тысяч человек, исповедовавших Христа и отвергавших поклонение идолам. Всех их Траян с позором отослал в Армению, надеясь, что это заставит их отречься от Христа и принести жертвы идолам, и они снова вернутся в свое воинское звание и получат прежнюю воинскую честь.
Униаты, однако, не прекратили своих посягательств, и вскоре игумену Афанасию пришлось разыскивать «фундации» на православные храмы: было найдено и занесено в городские книги магде-бургии шесть документов XV века, относящихся к брестскому Никольскому братству, объединявшему монастыри Рождества Богородицы и Симеона Столпника. Найденные игуменом документы давали основания к юридическому оформлению прав Рождество-Богородичного братства, и брестский подвижник отправился в сентябре 1641 года в Варшаву на сейм, где получил 13 октября королевский привилей, подтверждавший права братчиков и позволяющий приобрести в Бресте место для постройки братского дома.
В то время как император Максимиан жил в Никомидии для преследования христиан, многие из них скрывались от гонителей. И вот царю было донесено, что в одном сокровенном месте находится один старец, по имени Вавила, который учит детей почитать не языческих богов, но распятого Христа. Тотчас посланы были воины и привели св. Вавилу и учеников его к царю, который спросил его: "Почему ты, старец, не только сам прельщаешься, почитая распятого от иудеев человека и не поклоняясь нашим богам, но и научаешь тому же несмысленных детей?"
Cвященномученик Вавила был архиереем в Антиохии во времена нечестивого царя Нумериана, который заключил мир с неким варварским царем, более благородным и миролюбивым, чем он сам. В знак искреннего расположения и благих намерений по сохранению длительного мира, варварский правитель отдал своего маленького сына на воспитание во дворец скверного Нумерана, который однажды своими руками заклал этого невинного младенца, доверенного ему, чтобы принести жертву идолам. Совершив это, злодей пошел в христианский храм посмотреть, что там происходит.
В царствование нечестивого римского императора Диоклитиана едва ли в каком другом городе было пролито столько мученической крови, как в Никомидии: в нем такое множество верующих было убиваемо за Христа, что только за один месяц принявших мученическую кончину насчитывалось до семнадцати тысяч, кроме двадцати тысяч, сожженных в церкви в день Рождества Христова. И такое неповинное убиение верующих в это жестокое гонение продолжалось не один месяц, а долгое время.
И вот, в церкви святого Лаврентия, во время стояния на молитве, св. Иоанну последовало следующее откровение: в алтаре он увидел множество святых, и все они надевали на себя белые и блестящие одежды и пели прекрасные песнопения. Потом из алтаря вышел какой-то человек с сосудом, из которого цедро подавал милостыню многим собравшимся нищим; однако сосуд не пустел. Когда один из нищих воскликнул от тесноты: "Господи помилуй, доколе не опустеет сосуд сей!" – сосуд тотчас же сделался пуст. Сие откровение заставило преподобного задуматься и он дивился видению, которое предзнаменовало, как его будущий сан, так и его великую щедрость к нищим.
Святой Мамант жил в III веке, во время гонений на христиан, и открыто исповедовал истинную веру. Он учился в школе и наставил в вере Христовой своих друзей. За это его схватили мучители и стали бить, а потом жечь огнем. Но Мамант не отрекся от Христа. Он только благодарил Бога и радовался, что страдает за Истину. Тогда нечестивый царь осудил Маманта на смерть, отдав со злобою приказ: «Утопить его в море!»
В то время, как ересь иконоборцев [1], при содействии царя Льва Исавра, который был сам первым иконоборцем, весьма усилилась на востоке, чудотворная икона Пресвятой Девы Богородицы, находившаяся в Миасинской обители, была брошена в Азурово озеро. Где именно находилась Миасинская обитель, об этом сообщается в житии святого Акакия, епископа Мелитинского. В этом житии мы читаем следующее:
Во дни святого патриарха Геннадия в Константинополе совершилось такое чудо.
Один иконописец осмелился написать образ Христа Спасителя по подобию языческого бога Зевса6; и тотчас иконописца постигло наказание Божие, ибо рука его, осмелившаяся изобразить в таком виде Господа, иссохла. Он же, ощутив на себе столь скорое мщение Божие, поспешил к святейшему патриарху Геннадию и принес ему покаяние, исповедуя пред всеми с плачем грех свой. Святейший патриарх помолился о нем ко Господу и исцелил руку его, так что она стала здоровою, как и прежде.
Дважды за всю историю человечества открывался Троичный Бог телесному человеческому взору. Первый раз в виде трех Ангелов ветхозаветному св. пророку Аврааму у Мамврийского дуба, знаменуя великое милосердие Божие к роду человеческому. Новое явление Святой Троицы произошло на русской земле угоднику Божию преп. Александру Свирскому, жившему во второй половине XV – начале XVI века в лесной Свирской пустыни. Это откровение имеет таинственный смысл и являет собой знак любви Божией к нам.
Дорогие во Христе братия и сестры, воспоминая ныне это событие – усекновение главы славного Пророка, постараемся извлечь из него для себя назидание во спасение своей души. А именно: должны мы крепко помнить, какой вред приносит излишнее упоение вином, как опасно давать необдуманные клятвы и какой может быть от этого грех. Если же по своей опрометчивости или по минутному увлечению и дали мы клятву, исполнение которой может послужить не на пользу ближним, а во вред им, то лучше нам не исполнять ее, лучше показаться пред другими неосторожными, нежели из-за ложного стыда причинить кому-либо зло.
Однажды Моисея стала сильно обуревать блудная страсть; не могши оставаться в келье, он пошел и открыл сие авве Исидору, и увещевал его старец, чтобы он возвратился в келью свою. Преподобный же не успокаивался, говоря: «Не могу, авва». Тогда авва Исидор возвел его с собой на горницу и сказал: «Смотри на запад». И он, посмотрев, увидел множество демонов, и они были в волнении и шумели, готовясь к сражению. Говорит ему опять авва Исидор: «Посмотри и на восток». И увидал он там безчисленное множество ангелов прославленных.
Однажды местный правитель взял под стражу одного из сродников аввы Пимена. Другие сродники пришли к авве и просили его, чтоб он сходил к правителю и походатайствовал за заключенного. Авва отвечал им: дайте мне сроку три дня, и тогда я схожу. В течении этих трех дней он молил Бога так: Господи! не дай мне успеха в этом деле: иначе не попустят меня пребыть в месте этом, непрестанно вовлекая в мирские попечения. По прошествии трех дней он пришел к правителю для ходатайства о сроднике своем. Правитель сказал ему: Авва! за разбойника ли ты просишь? Получив такой ответ, старец возрадовался, что не дано ему было Богом успеха в этом деле.
Утро 26 августа было тихим, солнце ярко сияло на безоблачном небе. Вот как описал события того дня корреспондент французской газеты «Le Nord» («Норд»): «В семь часов утра раздался залп из пушек, и все колокола московских церквей загудели дружным хором. Растворились двери Успенского собора. Когда я вошел в собор, храм был почти пуст. При мне зажгли свечи, внесли троны и поставили их под балдахины. Несколько дам терпеливо ожидали на своих местах. Все они были в великолепных уборах. <…> Между тем церковь постепенно наполнялась. <...>
В 1395 году татарский хан Тамерлан пришел в Русскую землю, помышляя истребить христианство, взять город Москву и другие города и покорить их под свою власть. Узнав об этом, великий князь Василий Димитриевич собрал свои войска и пошел из Москвы к Коломне, навстречу своему врагу. Тамерлан же вошел в княжество Рязанское и приближался к берегам Дона. Василий Димитриевич со своим войском и народом, зная силу и свирепость своего врага, обратились с мольбою к Богу о своем избавлении. Воздевши руки на небо, все со слезами стали молиться Богу и Пресвятой Богородице о спасении Отечества.
Во время патриаршества святого Мины в городе Константинополе случилось такое чудо:
Некоторый отрок еврейский вошел вместе с детьми христианскими в храм, во время причащения пречистых Таин Тела и Крови Христовых; сей отрок, приступив к Тайнам вместе с прочими детьми, принял причащение. Когда отрок пришел домой, отец спросил его, где он был и почему запоздал? Он же, как дитя, рассказал ему всю правду, – сказал, что был в храме христианском и принял причащение христианское. Услышав об этом, отец еврей весьма разгневался, и, взяв ребенка, бросил его в разожженную печь, при помощи которой выделывал стекло (так как был делателем стекла); но жене своей не сказал ничего.
Новости
3381 - 3400 из 5558
Начало
|
Пред.
|
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
|
След. |
Конец