В 1637 году в обители строили новый соборный каменный храм. Посему мощи святителя были перенесены на время в деревянную церковь преподобных Антония и Феодосия Печерских. Один из братии, по имени Гермоген, в нетрезвом состоянии зашел после вечерни в церковь и заснул недалеко от мощей святителя. Проснувшись ночью, он был поражен дивным видением. Храм был ярко освещен; святой Арсений приподнялся и сел на своей каменной гробнице. Гермоген, объятый ужасом, хотел было бежать. Но святой Арсений, взглянув на него, грозно сказал: - Зачем ты, дерзновенный, нетрезвым вошел в храм Божий?
Царь и все согласились, и на другой день царский сын с воинами отправился разорить пустынную обитель и схватить Евдокию. По дороге он приблизился к селу, принадлежавшему его отцу и, в виду наступления ночи, захотел остановиться на ночлег в этом удобном для отдыха месте. По юношеской живости он быстро соскочил с коня, ударился о камень и сильно разбил себе ногу, так что на руках воинов отнесен был в постель. Ночью болезнь его усилилась, и он умер; и возвратились воины к царю, везя с собою его мертвого сына. При виде внезапно умершего сына царь упал замертво.
Свой архиерейский сан святой, конечно, скрыл. Игумен принял его, и Иоанн в монастыре днем угождал братии – с самого утра он брал во всех келиях сосуды, ходил к реке, наполнял их и разносил обратно, а ночи проводил в молитве, без сна. Некий малоумный инок причинял преподобному много зла: давал насмешливые прозвища, обливал его помоями и сквернил его келию своими нечистотами, так что она всегда была полна смрада. Игумен узнал об этом и хотел наказать этого инока, но архиерей Божий упал в ноги настоятелю и упросил простить своего обидчика. Вскоре, один из нитрийских подвижников, преподобный Феодор, узнал, что Иоанн – архиепископ, и объявил о сем другим.
Благочестивые священники и прихожане молились о смягчении царского гнева на изменников, чтобы Бог положил на сердце царю дать им возможность покаяния. Услышав колокольный звон к утрени по всему Пскову, царь, как гласит надпись на чудотворной Любятовской (в Любятове стояло царское войско) иконе Умиления Божией Матери (память 19 марта), "умилившись сердцем, сказал своим воинам: "Иступите мечи о камень, да престанут убийства".
11.03.2016
Память свт. Порфирия Газского
Газу же населяли в основном язычники, в ней была лишь одна маленькая христианская церковь. Языческого зловерия держались и начальники города, и большинство граждан; они часто обижали христиан, били их, обременяли непосильными поборами и излишними общественными работами; христиане же все это мужественно терпели, уповая на милость Божию. За свои духовные подвиги и смирение святитель Порфирий получил от Бога силу чудотворения. По его молитвам во время засухи и грозящего голода Господь ниспослал дождь.
Этому дитяти было семь лет, посему клирики подумали, что оно сказало так по научению матери. Взяв его, они начали устрашать, как бы желая бить его, чтобы он сказал, кто научил его сказать это. Дитя же начало говорит по-гречески, говоря тоже, - чтобы сожжен и разорен был храм Марнасов; тогда все познали, что он говорит от Духа Святого, ибо будучи семилетним и ненаученным греческому языку, ребёнок теперь хорошо говорил по-гречески. Итак, поверив словам детским, сожгли и разорили прекрасное капище Марнаса до самого основания, которое, выкопав из земли, разметали по улицам и дорогам, чтобы оно было всеми попираемо.
Царь же изгнал из своих палат законную царицу в женский монастырь, насильно постриг ее там, а сам отпраздновал брак с наложницей своей Феодотией, которая была дальней родственницей ему по отцу. Этот беззаконный брак совершил без ведома патриарха иконом церковный, пресвитер Иосиф, который за свое дерзостное деяние впоследствии был отлучен от Церкви. Святейший патриарх всячески старался расторгнуть этот прелюбодейный брак, но не мог, ибо царь похвалялся, что он снова воздвигнет ересь иконоборцев, если ему запретят этот брак. Поэтому святой Тарасий оставил царя пребывать в его беззаконии, чтобы Церковь Христову не постигло еще большее зло.
Когда была усечена честная глава святого Иоанна Предтечи (Мф.14:11), тогда дочь Иродиады приняла ее на блюде и отнесла своей матери. Эта нечестивая жена пронзила иглой язык святого, который обличал ее беззаконие, и надругавшись над честной главой, не позволила предать ее погребению вместе с телом святого: Иродиада боялась, что Иоанн, если погребут тело его вместе с главою, воскреснет и снова станет обличать ее. Ученики святого Иоанна Крестителя тайно взяли его тело и ночью погребли (Мф.14:12; Мк.6:29) в Севастии, городе самарийском1. Главу же святого Предтечи Иродиада глубоко закопала в своем дворце в тайном бесчестном месте.
07.03.2016
Преподобный Поликарп Брянский
В 1576 г. он был назначен воеводою в Тулу. В 1580 г. Борятинский, поставленный воеводою в Холму, был пленен литовцами вместе с осадным головою Паниным. По возвращении из плена при правителе Борисе Годунове, Борятинский подвергся опале. В 1591 г. он был назначен воеводою в Тюмень, а через несколько лет оставил мир, удалился в Брянск и принял постриг с именем Поликарп. Преподобный на свои средства устроил обитель в честь Преображения Господня и проводил в ней строгую подвижническую жизнь. Святой Поликарп был первым настоятелем этой обители. Там он скончался в 1620 или 1621 г. и был погребен.
06.03.2016
Память преподобного Афанасия Исповедника
Посему по достижении совершенного возраста он удалился в одну из Никомидийских обителей1 и там принял иноческое пострижение. В своих иноческих подвигах преподобный достиг такой высоты, что своим благочестием стал известен самому императору. В царствование Льва Иконоборца2 на преподобного сделан был донос, что он чтит святые иконы, и за это он был подвергнут различным мучениям, потерпел тяжкие изгнания и перенес много страданий. Но не смотря на всё это, святой Афанасий остался непоколебимым. Сохранив до конца своей жизни православную веру, он отошел ко Господу3.
Впервые Ярослав Мудрый поставил своего митрополита – Илариона, «русского родом». Ставя сам митрополита, он поступал как византийский Император. Летопись называла его «самовластцем Русской земли», а позже – «Царем».
Очень заботился Ярослав Мудрый о мире и, умирая, оставил наказ сыновьям: «Вот я покидаю мир этот, сыновья мои. Имейте любовь между собой, потому что все вы братья <…>. Если будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли ее трудом своим великим».
Очень заботился Ярослав Мудрый о мире и, умирая, оставил наказ сыновьям: «Вот я покидаю мир этот, сыновья мои. Имейте любовь между собой, потому что все вы братья <…>. Если будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли ее трудом своим великим».
04.03.2016
Преподобный Корнилий Псково-Печерский
Свидетельством прощения монастырской братии со стороны царя служат щедрые пожертвования Псково-Печерскому монастырю, сделанные им после блаженной кончины преподобного Корнилия. Грозный велел отлить для обители колокол и дал золото для риз на святые иконы, наградил сёлами, разными книгами, а из собственных вещей в память оставил золотую цепь, в коей девятнадцать золотых звеньев, монет весом 42 золотника, нож, вилку и ложку в серебряной оправе, орчаг сидельный, трубу военную и денежный кошелек, два ковша серебряных весом оба один фунт и 87 золотников. Наказанию подверглись только те монахи, которые непосредственно сносились с изменниками и участвовали в тайных перегововрах с польским королем. Имя игумена Корнилия было вписано и в царский синодик.
Но велик был сокровенный подвиг преп. Досифея, ибо он совершенно отсек свою волю перед духовным отцом и безпрекословно его всегда во всем слушался. Сердце его до последних глубин было открыто для аввы Дорофея, и он более всего боялся поступить в чем-нибудь по своей воле, а не по совету отца. Никогда он не обижался и не роптал на него, хотя Дорофей бывал строг. И во всем: и в большом, и в малом – Досифей оказывал равно великое послушание преп. авве Дорофею. Молитва его была непрестанной. Досифей всегда говорил: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Сыне Божий, помоги мне», – и так он постоянно помнил о Боге.
Государь, перекрестясь, сказал: «Молю Бога, чтобы Он принял меня в Свои объятия». Он приступал к великому Таинству с глубоким умилением, но и с совершенным спокойствием, и своим обыкновенным выразительным и твердым голосом произносил читаемое перед Святым Причащением исповедание веры в Спасителя Христа и в установленное Господом Таинство Евхаристии – веры, которую всегда хранил непоколебимо в душе своей.
02.03.2016
Преподобный Косма Яхромский
Преподобный Косма Яхромский был слугой одного боярина и во время продолжительной болезни своего господина утешал его чтением книг. Как-то, переезжая из города в город, они остановились на реке Яхроме. Здесь преподобному Косме явилась на дереве икона Успения Пресвятой Богородицы, от которой он слышал голос, повелевавший быть ему иноком и устроить монастырь. Его больной господин тогда же получил от иконы исцеление, а преподобный Косма отправился в Киев и в Печерском монастыре принял постриг.
Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру». Уже из заточения священномученик Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Но русские воеводы не проявили тогда единодушия и согласованности, поэтому не смогли взять Кремль и освободить своего Первосвятителя. Более девяти месяцев томился он в тяжком заточении и 17 февраля 1612 года скончался мученической смертью от голода.
01.03.2016
И.А. Ильинъ О православiи и католичестве
Но у иезуитов есть и другое учение, окончательно развязывающее их ордену и их церковным деятелям руки. Это учение о дурных делах, совершаемых якобы "по повелению Божию". Так, у иезуита Петра Алагоны (также и у Бузенбаума) читаем: "По повелению Божию можно убивать невинного, красть, развратничать, ибо Он есть Господин жизни и смерти и потому должно исполнить Его повеление". Само собой разумеется, что о наличности такого чудовищного и невозможного "повеления" Божия решает католический церковный авторитет, повиновение коему составляет самую сущность католической веры.
29.02.2016
Душа Российской армии
В феврале-марте 1917 года душа отлетела, армия стала хиреть и погибла. Страден был дальнейший путь военных, оставшихся без Государя Императора. Ненавидя все старое, величавое, революционеры с особою ревностью занялись изничтожением внутренней силы армии, бытием своим связанной с этим старым. Ежечасное столкновение со всеми видами разнуздавшейся человеческой подлости, издевательства, муки, смерть – вот голгофа нашего осиротевшего воинства. <…>
Когда они входили в городские ворота, стражи спросили их, кто они и откуда? Мученики, не скрывая истины, отвечали, что они христиане и называли своим отечеством горний Иерусалим. Тогда они были схвачены, как злодеи и брошены в темницу. На следующий день - именно 16-го февраля - эти юноши выведены были из темницы вместе с вышеназванными Христовыми исповедниками, Памфилом, Валентом и Павлом и вместе с ними предстали пред судилищем нечестивого мучителя игемона Фирмилиана. Игемон сначала старался совратить юношей египетских, устрашая их различными муками.
28.02.2016
Неделя о блудном сыне
Мы должны знать, что если мы хотим идти путем Христовым, то должны помнить, кто мы в жизни и кто в творении, для чего мы призваны в эту жизнь и что представляем из себя в настоящий момент. И, если перед нашими глазами постоянно будет творение Божие, «образ неизреченной Божией Славы», тогда мы будем миловать себя. Это не значит, что мы будем гордиться, прощать себя, оправдываться, а мы в самих себе увидим неизреченный храм Божией Славы, почувствуем всю радость жизни в Боге и ощутим ту грязь, в которой мы живем. Тогда мы придем к Богу и будем просить Его, как блудный сын: Прими мя в число наемников Твоих! (Лк. 15, 19). Прими меня, я хочу жить с Тобой, в Тебе. И если мы придем в таком состоянии, то будем приняты, как блудный сын.
Новости 2501 - 2520 из 5562
Начало | Пред. | 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 | След. | Конец