«Как страшно место сие» (см. Быт 28:17), – воскликну и я, изумляясь с патриархом Иаковом, по случаю праздника на сей горе. Ибо вижу, как и он, лествицу, будто бы от земли до неба доходящую, и Самого Бога в храме, стоящего на самом верху лествицы на горе. Посему, охваченный ужасом от такого видения, говорю: «Как страшно место сие: это не иное что, как дом Божий и дверь небесная» (см. Быт 28:17). Сия «дверь,» из которой Отец свыше свидетельствовал, «дверь», из которой воссияло Солнце правды Христос; сия гора, в которой явился отсекшийся от горы Камень, гора, которую воспевают ангелы, гора, через которую глаголят пророки, гора, которую возвещает песнопевец, гора, просветившая рыбарей, гора, умудрившая неучёных, о ней взывает Давид, говоря: «введе их» Христос «в гору святыни <…> гору сию, юже стяжа десница Его» (Пс 77:54)
Преподобный Иов Ущельский был иноком Соловецкого монастыря (отца его звали Патрикием Мазовским). 10 ноября 1608 года он был посвящен в сан иеромонаха Новгородским митрополитом Исидором. В 1614 году преподобный Иов отправился в Мезенский край, где при впадении в реку Мезень рек Езег и Важка поставил часовню в честь Рождества Христова. Первые собравшиеся к нему иноки жили в домах своих родственников-мирян, настолько бедна была обитель. После пожалования царем Михаилом Феодоровичем (1613–1645) земли с рыбными ловлями преподобный устроил церковь и братские келлии.
В начале служения он не отличался строгостью жизни и иногда даже забывал меру в употреблении вина. Однажды его попросили причастить умирающего из соседней деревни. Отец Алексий рассердился и выгнал прочь присланного к нему человека, говоря, что состояние больного не так уж безнадежно и он может подождать до утра. Однако в ту же ночь, испытывая муки совести и будучи не в силах заснуть, он встал и отправился к больному. Но тот был уже мертв, а возле его постели отец Алексий увидел Ангела, держащего в руках Святую Чашу. Потрясенный видением, отец Алексий упал на колени перед покойным и провел всю ночь в молитве.
Дети мои! Это пишу я вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира (1 Ин. 2:1-2). Господь поддерживает всех падающих и восставляет всех низверженных… Близок Господь ко всем призывающим Его… Желание боящихся Его Он исполняет, вопль слышит и спасает их… (Пс. 144:14, 18, 19). Исполнение этих утешительных слов не следует ли каждый раз вслед за тем, что сокрушенная раскаянием душа воззовет к Богу с верою теплою и несомненною в Его всемогущую помощь?..
Преподобномученик иеромонах Платон – в миру Петр Тихонович Колегов – родился 20 августа 1865 года в бедной крестьянской семье, проживавшей в селе Гайны Чердынского уезда Пермской губернии. Известно, что он стал иеромонахом Ульяновского Троице-Стефановского мужского монастыря, что расположен был в селе Ульяново Усть-Сысольского уезда Усть-Куломской волости Вологодской губернии. После ареста настоятеля этого монастыря отца Арсения отец Платон был избран исполняющим его настоятельские обязанности.
Одновременно, повелением церковной власти, и в России, и в Византии на нынешний день 1 августа учрежден праздник в честь Креста Господня. Так ярко сказалась общность мирового призвания Византии и России: вести борьбу с неверным Востоком, отстаивать Крест от безчисленных врагов его; кровью и жертвами засвидетельствовать пред Богом и людьми свою верность Христу и имя Его пронести до последних пределов земли. Религиозный элемент проникал всецело всю историческую жизнь России, особенно с тех пор, как после падения Византии она осталась единою на земле защитницею православной истины христианской и хранительницею ее – в вере, в мысли, в совести и жизни христианской.
В ночь с 12 на 13 августа под Петербургом по приговору ревтрибунала в 1922 году был расстрелян митрополит Вениамин (Казанский). Якобы за организованное сопротивление передаче церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья. На самом деле за неспособность предать веру, святыни, Патриарха Тихона и вообще за неспособность предать. 95 лет спустя наш корреспондент прошел по следам этого процесса.
«Вот, направо, – вслушиваемся в рассказ одного крестьянина. Рассказчик, очевидно, здешний ямщик, – всегда обращаюсь к этому дорогому батюшке. Он мне в трудные минуты все равно, что Ангел Хранитель: как скажет, так уж точно отрежет. Все правильно, по его так и бывает. Я никогда не забуду такой случай. Отделился я от отца, вышел из дому. Всего в кармане денег пятьдесят рублей. Жена, ребятишки, а сам не знаю, куда и голову приклонить. Пошел к эконому здешнего монастыря, леску на срок попросить; обитель-то здешняя, дай им Бог доброго здоровья, все-таки поддерживает нас.
Во избежание ушибов болящего мальчика надо было не отпускать от себя, носить на руках, и Деревенько дали особый велосипед – с сиденьем для подопечного. На этом велосипеде матрос возил Алексия по парку в Царском Селе. Также телохранитель часто сажал Цесаревича себе на шею и часами носился с ним по парковым аллеям, по окончании этих игр выжимая свою тельняшку, как после стирки. А.А. Танеева вспоминала, что Андрей Деревенько был очень предан Царской Семье и обладал большим терпением: «Слышу голосок Алексея во время его заболеваний: „Подыми мне руку“ или „поверни ногу“, или „согрей мне ручки“, и часто Деревенько успокаивал его».
Обращение перса в христианскую веру ускользало в продолжение некоторого времени от внимания его соплеменников, но оно обнаружилось, когда он не явился на одно из их религиозных празднеств и на вопрос, почему он не принимает участия в исполнении требуемого их законом, отвечал прямо, что он – христианин и, просвещенный светлою истиною, не может принимать участия в празднике тьмы, соблюдаемом непросвещенными людьми. Услышав это, бывшие приятели Евстафия донесли начальнику Мцхетской крепости, что в городе живет их бывший единоверец, который называет себя христианином и хулит народную веру и закон. Комендант велел привести к себе Евстафия.
Своей подвижнической жизнью молодой инок заслужил уважение монастырской братии и был избран игуменом. Опытный в духовной жизни, святой игумен умело управлял братией, милосердием и кротостью исправляя заблудших, примером своей жизни побуждал иноков к большему подвигу. В 1684 году он был возведен в сан архимандрита. Заботясь об укреплении в иноках духа строгого подвижничества, святой Питирим в своем служении проявил особую любовь к благолепию храмов. Под руководством мудрого наставника Предтеченская обитель достигла духовного расцвета.
Несмотря на всеобщее уважение, святой Питирим отличался глубоким смирением и кротостью. В своих трудах он все упование возлагал на помощь Божию.
Святитель Иоасаф (Скрипицын), митрополит всея Руси. Принадлежал к известному с сер. XV в. роду Скрипицыных, вероятно, детей боярских[1]. Некоторые родовые вотчины Скрипицыных перешли к Троицкому монастырю в качестве вкладов. По всей видимости, будущий митрополит принял постриг в Троицкой обители. Иоасаф отмечен в актах 1526/27 г. как старец, участвовавший в межевании монастырских земель в Переславском и Московском уездах
О ее деятельности было донесено императору Антонину Пию (138–161), и святая Параскева предстала перед судом. Безстрашно исповедала она себя христианкой. Ни обещания почестей и материальных благ, ни угрозы мучениями и смертью не поколебали твердости святой и не отвратили ее от Христа. Она была предана зверским истязаниям. Ей на голову надели раскаленный шлем и бросили в котел с кипящей смолой. Однако силой Божией святая мученица осталась невредимой. Когда император заглянул в котел, святая Параскева бросила ему в лицо несколько капель раскаленной смолы, и он ослеп. Император стал просить ее об исцелении, и святая мученица исцелила его. После этого император отпустил святую Параскеву на свободу.
В ранней молодости, потеряв жениха, с которым была обручена, Олимпиада пожелала посвятить себя на служение церкви и ближним. Однако многие искали руки высокообразованной, богатой и отличавшейся красотою Олимпиады, сам император Феодосий Великий желал устроить ея брак с своим родственником Елпидием, но она отказалась и от такого блистательнаго замужества, несмотря на то, что ей пришлось много пострадать за это противоречие воле императора. – Отправляясь в то время (в 388 г.) на войну, Феодосий приказал префекту столицы взять под опеку имение Олимпиады, под тем предлогом, что она как будто расточает его.
Священник храма в селе Телегине, враждебно настроенный по отношению к диакону Иоанну, в своих показаниях сообщил, что народ ездит к старцу Иоанну издалека и почитает за святого. Правда, узнать о его взглядах на различные церковные темы совсем непросто – он не высказывается вслух, опасаясь спровоцировать церковный раскол.
«Но не подлежит ни малейшему сомнению, – заявил священник, –
что Калинин держится самых старых взглядов на Церковь, и идеологические его воззрения ничем не отличаются от „истиновцев“ <...>.
Вред от него советской власти громадный, он ведет самым безстыдным образом подрывную работу против советской власти, и очень многие слушают его».
Святые мученики Трофим, Феофил и с ними тринадцать святых мучеников пострадали во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане (284–305). Приведенные на суд, они мужественно исповедали себя христианами и отказались принести жертву идолам. После жестоких истязаний святых мучеников с перебитыми голенями бросили в огонь. Укрепляемые Господом, они вышли из огня совершенно невредимыми и еще более прославляли Христа. Тогда, отчаявшись сломить волю святых исповедников, мучители обезглавили их.
В июне 1918 года, после ареста архиепископа Андроника, священники Пермской епархии перестали служить. Таково было распоряжение владыки: если кого-либо из священнослужителей арестуют, перестать служить всем, пока не отпустят; и народу так объяснить – чтобы требовали освобождения священника. Вместе со всеми перестал служить и отец Михаил. Власти, опасаясь народного возмущения, стали вызывать священников в ЧК, чтобы заставить их исполнять требы. Был вызван и отец Михаил. В ответ на угрозы он сказал: «Я клятву давал перед крестом при рукоположении - подчиняться своему архиерею. И пока он не отдаст распоряжения – венчать, отпевать – я служить не буду. Вы его отпустите, и тогда я буду совершать требы». Через несколько дней отец Михаил был арестован и отправлен в тюрьму Соликамска.
Мученик Виктор Марсельский[*] (ок. 290 г.) был офицером римской армии, который во время гонения императора Максимиана ободрял марсельских христиан и призывал их храбро исповедовать Христову веру. Когда он осудил служение идолам перед префектами его легиона, его провлачили по улицам города и затем бросили в темницу. В темнице он обратил ко Христу трех солдат: Лонгина, Александра и Фелициана, которые тут же были казнены. А сам св. Виктор был сокрушен под жерновом, «подобно пшенице, выбранной Богом».
В одно время молился он под горою и услышал голос: «Аврамий, взойди на гору, там икона Богоматери». Он взошел на гору и увидел в ярком свете икону, стоящую на дереве. Он поставил здесь келлию. Сухой хлеб утолял голод его, и чистая вода источника прохлаждала жажду. Поселянин неожиданно нашел пустынника под горой и по просьбе его обещался тайно приносить ему по одному хлебцу в неделю. Потом о дивном пустыннике и его чудной иконе услыхал Галичский князь Димитрий Феодорович и едва упросил преподобного посетить Галич.
Велико, братия, значение святого храма на Руси! С него начинается поселение; в нем сходятся все – малые и старые, простые и знатные, и находят удовлетворение своих запросов: душа верующая стремится в горние обители, и храм служит для нее Небом на земле, она хочет учиться – и храм служит для нее училищем благочестия, она ищет сил к совершению добра, к устроению своего спасения – храм служит для нее сокровищницею благодати. Храм есть лучшее украшение родного села, деревни или города, в него влечет и нужда, и горе, и радость; от колыбели до могилы, и даже за гробом он нужен каждому; он то же, что маяк для пловцов в бурном море, крепость – для осажденных сильным и искусным врагом, вооруженным раскаленными стрелами. Он и указатель истинного пути, и охрана для путника.
Новости
1861 - 1880 из 5562
Начало
|
Пред.
|
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
|
След. |
Конец