Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации

 Притча дня

О трех предметах не спеши рассуждать:
о Боге, пока не утвердишься в вере;
о чужих грехах, пока не вспомнишь о своих,
и о грядущем дне, пока не увидишь рассвета.


Житие преподобного Никодима Святогореца

Литературные труды старца Никодима разнообразны. Им написаны предисловие к «Добротолюбию» и краткие жития подвижников. Из аскетических наставлений подвижника особенно известна книга «Невидимая брань», переведенная на русский язык великим богословом-аскетом, епископом Феофаном Затворником (М., 1886; изд. 5. М., 1912). Замечателен труд подвижника «Учение об исповеди» (Венеция, 1804, 1818), заканчивающийся проникновенным «Словом о покаянии». Интересна книга преподобного «Благонравие христиан», изданная в Венеции в 1803 году. Велики заслуги святого и в области издания богослужебных книг. В 1796 году он опубликовал извлеченные из Афонских рукописных собраний 62 канона Пресвятой Богородице под названием «Венец Приснодевы»


Преподобная Сарра подвижница

По древнему известию, блаженная девственница Сарра была настоятельницею девичьей общины. Она шестьдесят лет прожила в тесной келлие своей на берегу Нила и ни разу не взглянула на реку. Духовная твердость ее была изумительна. Много случалось с ней разных искушений, то болезни, то обиды; она терпела, оставаясь верною обету. Докучливые образы суеты мирской, иногда прелестные и чарующие, прогоняла страхом Божиим.
   Со страстью блуда боролась она 13 лет и никогда не просила о прекращении борьбы, а только молилась: «Дай мне, Господи, крепость». Раз, когда искушение было сильнее и настойчивее, она, в глубоком сокрушении и трепете пред геенною, взошла на крышу кельи и предалась усиленной, горячей молитве.


Святые первомученики земли русской: Феодор варяг и сын его Иоанн.

Учение Сына Божия заключает в себе как прямой, верный, единственный для нас путь к вечному блаженству, так и то, как нам можно избавиться от вечной погибели. – Наша вера правильна. Но в самом ли деле мы веруем? Ежели этому в самом деле веруем, то учение И. Христа почитаем для себя несравненно важнее, драгоценнее, любезнее и приятнее всего, что в здешней жизни носит на себе имя важнаго, драгоценнаго, любезнаго и приятнаго, и посему Христово учение составляет для нас самый важный предмет нашего знания и всегдашнее, непременное правило нашей жизни: ибо только по этому учению мы можем спастися.


Святая равноапостольная княгиня Ольга: «Я свет миру».

Имя кн. Ольги становится широко известным в Европе того времени. Узрев во Св. Троице образ единства в любви, кн. Ольга предпринимает ряд миссионерских поездок по своим, по тому времени, необъятным владениям, водружая на распутиях дорог из камня высеченные св. кресты, чтобы всякий русс, той дорогой проходящий или проезжающий, устремлялся духом к Свету – Христу. С ея деятельностью связан новый этап государственной организации и административнаго устройства древней Руси. Ея равноапостольным подвигом была сокрушена сила язычества. Ею положено начало русской культуре, выросшей на религиозной основе христианства. Не грамотность положила начало нашей культуре, а христианския понятия о человеке, о его назначении, о его долге и его ответственности за жизнь свою перед Нелицеприятным Судией.


Житие мученика Аполлония Иконийского

Святой мученик Аполлоний происходил из города Сард, находившегося в Лидии (Малая Азия). Он объявил себя христианином и был схвачен. Когда его принуждали принести клятву именем императора, он не подчинился, сказав, что не подобает клясться именем смертного человека. Святого Аполлония долго мучили и распяли на кресте. Это произошло в Иконии при императоре Декии (249–251) или Валериане (253–259).


Житие священномученика Панкратия, епископа Тавроменийского

Святитель Панкратий усердно трудился над христианским просвещением народа. В течение одного месяца он построил храм, где совершал богослужения. Число верующих быстро росло, и вскоре почти все жители Тавромении и окрестных городов приняли христианскую веру.
Много лет святой Панкратий мирно управлял своей паствой. Однажды язычники восстали на святителя и, выбрав подходящее время, внезапно напали на него и побили камнями. Так мученически окончил свою жизнь святитель Панкратий (I). Мощи святителя покоятся в храме его имени, в Риме.


Преставление преподобного Феофила Мироточивого

В Египте свирепствовала чума: Мисир и его окрестности особенно сильно пострадали. Жид-врач, отъявленный враг христианства, распустил молву между магометанами, что христиане – виновники смертности – опускают в воду крест. Молва дошла до султана. Тот, уважая патриарха, на первый раз оставил без внимания донесение злобы. Жид-врач обратился к визирю-жиду, любимцу султана, и тот успел довести султана до того, что патриарх потребован в Диван для объяснений. Султан долго разговаривал с патриархом и наконец сказал: «Пусть патриарх в оправдание Евангельских слов переставит гору соседнюю с Мисиром».


Преставление благоверной Евдокии – Евфросинии, великой княгини Московской

Спустя два года после Куликовской битвы Тохтамыш, усилившийся уничтожением Мамая, быстро подошел к Москве с огромным числом войск; Димитрий уехал в Кострому собирать полки, тогда как князья Рязанский, Суздальский и Тверской спешили искать милости у Тохтамыша безмолвною покорностию. В испуганном кремле началось волнение, поднялись споры и от споров перешли к дракам; одни хотели сражаться, другие спешили грабить и малодушно бежать, но никто – повиноваться. Не пускали из кремля ни митрополита Киприана, ни великой княгини, и едва наконец выпустили. Татары едва не захватили великую княгиню в Переяславле


Житие преподобного Сисоя Великого

За шестьдесят лет пустынного подвига преподобный Сисой достиг высокой духовной чистоты и воспринял дар чудотворения, так что однажды даже своей молитвой вернул к жизни умершего отрока. Чрезвычайно строгий к себе, преподобный Сисой был очень милостив и сострадателен к ближним и всех принимал с любовью. Тех, кто посещал его, преподобный всегда прежде всего учил смирению. На вопрос одного пустынника, как он мог достичь непрестанного памятования о Боге, преподобный заметил: «Это еще немного, сын мой, важнее того – считать себя ниже всех, потому что такое уничижение способствует приобретению смирения».


В 1918 году было совершено убийство прмц. Великой Княгини Елисаветы Феодоровны

Покойная имела своим девизом прощать своим врагам и быть для всех слугой, помня слова Спасителя: Иже аще хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга: и иже аще хощет в вас быти старей, да будет всем раб (Мк. 10, 43–44). Ее непреложным законом было, чтобы сильное подавало помощь слабому, низшее поддерживалось высшим; сильные несли немощи немощных. Она ставила во главу угла своей жизни и всех дел любовь, считая ее крепче всякой стены, тверже адаманта, превосходящей все. Эта любовь трудное для нее делала легким и удобным, служение страждущему человечеству – привлекательным, прощение врагам – возможным.


Память святого преподобного  Афанасия Афонского

С первых дней иночества Афанасий принял на себя великие подвиги послушания и воздержания. Ел он очень мало и не каждый день, носил жесткую и колючую власяницу, но главное – ничего не делал без благословения своего духовного отца и настоятеля. За это вся братия любила святого, а преподобный Михаил намеревался поставить его игуменом монастыря после себя, т. к. уже чувствовал приближение кончины. Но Афанасий по смирению не хотел настоятельства и, чтобы избежать его, тайно оставил обитель. Он странствовал по Афонской Горе, переходя из монастыря в монастырь, посещал многих великих подвижников и подолгу жил с ними, перенимая их опыты воздержания и умерщвления страстей.


День убиения святых Царственных Мучеников Царя Николая, Царицы Александры, Царевича Алексия, Царевен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии и их верных слуг

Передающий сие говорил, что вид убитых Царственных Мучеников настолько повлиял на него, что его начало тошнить, и он вышел из комнаты. При выходе этого участника убийства из комнаты его на улице встретили два разводящих красноармейца и спросили его: «Лично ли застрелили Николая II? Вместо него чтоб другого не застрелили, а то тебе отвечать придется, ты принимал его». На это он ответил им: «Хорошо лично видел, что они застрелены, т. е. Николай II, его Семья, доктор и трое прислуги, всего 11 человек». По его словам, у каждого убитого было по нескольку ран в разных местах тела, лица у всех были залиты кровью, одежда у всех также была в крови. Убитые, видимо, ничего до самого момента расстрела о грозившей им опасности не знали, причем все время были спокойны.


Перенесение мощей святителя Филиппа из Соловецкаго монастыря в Москву.

С одной стороны, сила Христова, вселившись во св. Божиих человеков, оживотворяет, освящает и проницает телеса их, сообщая им и нетление, так как сама она нетленна и чудодейственна и есть сила не человеческая, а божественная. Так божественно и благодатно было от полноты благодати тело Господа нашего И. Христа, к которому многие прикоснувшис получали исцеление (Мрк. 3:10), так божественны и благодатны были и ризы Его, от прикосновения к которым исцелилась женщина кровоточивая (Мрк. Ѵ40;, 27–27). Подобным же образом облагодатствованы были мысль и слово Его, посредством которых исцелились десять прокаженных мужей и множество других немощных и больных (Лк. XVII:12-13 и др.). Подобным же образом, благодатны, нетленны и чудодейственны и телеса святых и самыя одежды их от присутствия в них силы и благодати Божией.


Житие святителя Ювеналия, патриарха Иерусалимского

Святой Ювеналий был другом и собеседником преподобного Евфимия Великого. Во время первосвятительства святого патриарха Ювеналия Восточная Церковь была волнуема опасными лжеучениями, против которых он восставал с пастырской ревностью, сберегая Христово стадо. В 4З1 году в городе Ефесе был созван III Вселенский Собор, осудивший ересь Нестория, восставшего против православного исповедания Божественной природы Иисуса Христа. На Соборе председательствовал святитель Кирилл, патриарх Александрийский († 444; память 9 июня), и в числе его единомышленников был святой патриарх Ювеналий.


Житие блаженной Ангелины Сербской (Бранкович)

Овдовев в 1476 году, Ангелина жила и воспитывала своих детей в трудных условиях. Венгерский король Матвей Корвин выделил им для управления земли в Среме, принадлежавшие некогда деду Стефана Вуку Бранковичу, и в 1486 году они поселились в селе Купиново, куда перенесли и мощи деспота Стефана. Здесь была основана церковь святого апостола Луки, где первоначально и хранились эти мощи, являвшие многочисленные чудеса. Правителем Срема стал вначале старший сын Ангелины Георгий, сошедший с трона в 1497 году, принявший постриг с именем Максима и достигший святости в сане святителя († 1516), а затем ее младший сын – святой деспот Иоанн


Память старца Нафанаила Задонского

Несмотря на телесные немощи, батюшка был великим подвижником. Известно, что сну он посвящал не более трех часов в сутки – засыпал, оставаясь сидеть на стуле. Пищи употреблял очень мало и все легкое. Питием его любимым был чай. Кроме самого необходимого для быта, из имущества отец Нафанаил ничего у себя не имел. При всем том он был щедрый благотворитель и искренний друг бедняков. Тела своего старец не обмывал все десять лет строгого схимничества. Келью занимал ту, в которой спасался затворник Георгий, наставивший его в начале пути иноческого.


Житие преподобного Павла Коринфянина, врача

Однажды преподобный Павел по демонской злобе был оклеветан женщиной. Она принесла в монастырь новорожденного младенца и сказала, что родила его от монаха Павла. Старец со смирением и радостью перенес клевету, не отрекался и принял младенца как родного сына. Когда святого стали укорять за нарушение иноческого обета, преподобный Павел сказал: «Братия, спросим младенца, кто его отец!» Новорожденный, указав рукой на кузнеца, произнес: «Вот мой отец, а не Павел монах». Увидев это чудо, люди поклонились старцу, прося прощения. С этого времени преподобный Павел получил от Бога дар исцеления болезней, отчего и был назван врачом. Скончался преподобный Павел 70-ти с лишним лет.


Память великого старца ХIX века, преподобного Амвросия Оптинского. Поучения старца Амвросия Оптинского

1. По человеческому мнению, путь спасения, казалось бы, должен быть путь гладкий, тихий и мирный, а по евангельскому слову, путь этот при­скорбный, тесный и узкий.
2. Евангельские заповеди требуют, во-первых, смиренного терпения и перенесения всех искушений, по ска­занному: «В терпении вашем стяжи­те души ваша» и «претерпевый до конца, той спасен будет»; чтобы никого не судить и никого не осуж­дать, а всех оставлять на суд Божий и предоставлять их собственной воле. Так как только один и есть Судия живых и мертвых, пред Которым каждый из нас от своих дел прославится или постыдится.


Па­мять пре­по­доб­но­го от­ца на­ше­го Ти­хо­на, Лу­хов­ско­го чу­до­твор­ца

Подвижники добывали пропитание трудами рук своих. Преподобный Тихон искусно переписывал книги, был хорошим токарем. По смирению он так и не принял священства. Скончался преподобный Тихон 16 июня 1503 года, в такой бедности, что ученики не знали, в чем его погребсти. Но к их утешению Суздальский архиерей прислал подвижнику свитку, в которой его и предали земле. Вскоре после его смерти на месте его подвигов устроилась обитель в честь святителя Николая Чудотворца.



Новости 181 - 200 из 3858
Начало | Пред. | 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 | След. | Конец

Русский календарь