Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Вера в Бога
ПОПЫТКИ РИМСКОГО ДУХОВЕНСТВА ПОДЧИНИТЬ СЕБЕ РУССКУЮ ЦЕРКОВЬ. Глава из книги "Рассказы из Русской Церковной истории" 26.03.2013

ПОПЫТКИ РИМСКОГО ДУХОВЕНСТВА ПОДЧИНИТЬ СЕБЕ РУССКУЮ ЦЕРКОВЬ. Глава из книги "Рассказы из Русской Церковной истории"

С самого начала христианства в России начались и попытки римских пап утвердить власть свою в нашем отечестве. Со времен Ольги стали появляться в Киеве послы от папы, и даже после того, как Владимир принял веру христианскую от Византии, папы не теряли надежды подчинить себе новообращенную страну. Мы упоминали о епископе Реймберге при Владимире, о письме папы Григория VII к Изяславу. Многие из наших митрополитов писали о римской вере, в этих писаниях мы не видим вражды к латинянам, но в них выражается и скорбь о разделении Церкви, и твердое, ясное сознание правоты Восточной Церкви, наши святители ревностно заботились о том, чтобы святое учение сохранялось во всей чистоте своей, и потому ясно обличали заблуждения латинян. Митрополит Никифор в послании к князю о латинской вере прибавляет: «Прочитай это, сын мой, не раз и не два, а несколько раз; и ты, князь, и сыновья твои. Князьям, которых Господь призвал править народами и исповедовать истинную веру, следует знать хорошо слово Христово и главные основания веры, дабы могли они ее защищать, сохранять и в чистоте распространять между подданными, порученными им Богом».

Тщательно ограждая паству свою от влияния латинства, православные святители сожалели об отпадении Западной Церкви от древнего единства и потому с искреннею радостью приветствовали всякую надежду на восстановление этого единства. В 1080 году, когда был папою Григорий VII, партия императора Генриха, враждовавшего с ним, избрала на папский престол архиепископа равенского, который стал называться Климентом. Этот антипапа искал сближения с Востоком и присылал епископа и в Россию. С любовью и радостью приветствовал митрополит Иоанн эту попытку к примирению.

«Приятна любовь твоя в Господе, человек Божий, — писал он Клименту, — ты и из дальней страны призираешь на наше смирение, касаешься нас крылами любви; догматы православной и чистой нашей веры приемлешь и изумляешься им, как возвестил нам и ясно показал епископ твоего святейшества. Да покрывает тебя Божественная Всевышняя рука! Да даст благий и милостивый Бог тебе и твоим дням увидеть улучшение дел между вами и нами.

Не знаю, откуда и как явились соблазны и препятствия на пути Божьем, отчего и как они не исправились. Не понимаю, какой злобный враг истины и благочестия наделал все это, разрушив братскую любовь вашу и союз, соединявший христиан. Не скажу, что все погублено, мы знаем и многим ясно убеждены, что вы христиане, но кое в чем отделились; вот смотрите».

Затем митрополит указывает на некоторые отступления Западной Церкви от древнего предания и умоляет римского первосвященника обратиться за наставлением к патриарху константинопольскому.

Но подобные увещания были тщетны. Они доказывают только добросовестность наших пастырей, искренно веривших, что Рим искал и желал истины и возобновления древнего единства Церкви в любви и вере. Не того искали папы; они искали преобладания и власти на каких бы то ни было условиях.

В продолжение XII и XIII веков сношения латинян с Киевом продолжались; есть известие, что в Россию был назначен миссионером знаменитый в Западной Церкви Бернард, аббат клервальский. «Если ты привлечешь к Христу грубый народ русский, — писал к нему по этому поводу один латинский епископ, — то тебя ожидает большая слава, нежели какой достигли Орфей и Амфион, смягчавшие своими песнями каменные сердца дикарей». Неизвестно, был ли в России знаменитый аббат; наши летописи молчат о том. Но хотя в Киеве было очень много христиан латинского исповедания из чужестранцев и хотя они беспрепятственно могли совершать богослужение свое, распространять латинство в Киеве было труднее, чем в других местностях. Киев был средоточием духовного образования в духе восточного православия, и проповедь латинства встречала здесь сильный отпор. Пастыри действовали поучениями и обличениями, а князья были готовы и силою стоять за учение Православной Церкви. В первой половине XIII века был основан близ Киева латинский Доминиканский монастырь, но князь выгнал приора и братьев, как скоро узнал, что они позволяли себе порицать веру православную и старались распространять римскую.

Гораздо удобнее латинянам было действовать на юге и северо-западных окраинах России, где с нею граничили страны, уже признавшие власть Римской Церкви, волнения и смуты в этих странах облегчали дело. Туда и обратились попытки латинян, они стали стараться о распространении римской веры в Галиче и по Балтийскому поморью.

Княжество Галицкое очень усилилось в первой половине XII века, при князе Владимире, и особенно при сыне его Ярославе Осмомысле, владевшем всею Червонною Русью. Червонною Русью, а впоследствии Галицией, Галичем, Галичиной1 называлась вся страна, лежавшая на северо-восточных склонах Карпатских гор, по верхнему течению Днестра и Прута. По смерти Ярослава споры детей его о наследстве подвергли страну бедствиям междоусобной войны и влиянию чужеземцев. Соседи — поляки и венгры, — часто призываемые на помощь враждовавшими между собою князьями, составляли себе партии между галицкими боярами, и во второй половине XII века венгерский королевич сделался князем галицким: страна совершенно попала под влияние венгров. Они теснили православие, ставили лошадей в православных церквах, чем сильно раздражили народ; вскоре галичане изгнали венгерского королевича и призвали себе в князья Романа Волынского, славного победами над половцами и Литвою, человека нрава крутого и воли непреклонной. Под его твердым правлением утихли смуты и крамолы и соединенные Галиция и Волынь сделались очень значительным княжеством.

Тем временем совершилось событие, которое оживило и усилило надежды римского первосвященника на всемирное владычество. В 1204 году Константинополь был взят крестоносцами, и латинский патриарх поставлен в столицу восточного православия, из коей патриарх греческий едва спасся и в бедном рубище бежал во Фракию. Папа Иннокентий III, видя в этом полное торжество над “греческими отступниками”, как латиняне называли православных, надеялся, что скоро весь христианский мир признает власть папского престола. Нужно было склонить к тому Россию, и с этих пор попытки римских пап подчинить себе Русскую Церковь сделались и чаще, и настойчивее, и более неразборчивы в средствах.

В самый год взятия Константинополя Иннокентий прислал легата своего к Роману Галицкому, чтобы убедить его принять римскую веру. Легат стал доказывать князю превосходство римского исповедания перед греческим, но Роман, который был и умен, и образован, очень искусно возражал легату; тогда легат объявил князю, что если он примет латинскую веру, то папа даст ему королевский титул и мечом Петра покорит ему многие земли. Роман, обнажив свой меч, сказал: «Таков ли меч Петров у папы? Если такой, то он, конечно, может брать им города и дарить их, только это будет противно слову Христа, который запретил Петру действовать мечом. У меня же свой меч, от Бога мне данный, и пока он при мне, не имею нужды покупать города помощию меча Петрова».

Папа сильно ошибался, считая взятие Константинополя обстоятельством, благоприятным для сближения с Россией. Напротив, с этой поры раздражение против латинян у нас усилилось, ибо до России скоро дошли слухи о поступках крестоносцев в Константинополе, где они глумились над святыней храмов, осмеивали православные обычаи, в Софийском соборе производили бесчинства и вообще относились к православным враждебно и презрительно. На Романа так мало подействовало красноречие папского легата, что он в следующем же году, вступив с войском в Польшу, грозил истребить в ней латинскую веру. Смерть прекратила успехи его оружия.

Папа продолжал попытки свои. В 1207 году тот же Иннокентий прислал в Россию кардинала Виталиса с письмом, в котором убеждал князей, епископов, клир и народ покориться тому, которого, как писал он, Сам Спаситель поставил главою Церкви. «Греческая империя и Церковь покорились апостольскому седалищу, — писал папа, — и униженно приемлют от нас повеления, ужели Церковь Русская, часть Греческой, захочет отстать от целого?»

Писал папа Гонорий III к князьям русским, а папа Григорий IX к великому князю Георгию Всеволодовичу, в письмах своих уверяя, будто сами князья русские изъявили готовность присоединиться к Римской Церкви, но эти письма оставались без последствий и большею частью без ответа, а в народе и духовенстве между тем все усиливалось нерасположение к латинянам.

Но в Галиче открылась им вскоре возможность утвердить свое влияние. По смерти Романа снова возникли смуты, и Галич опять попал под влияние венгров. Король венгерский писал папе, будто бояре и народ изъявили желание подчиниться римскому престолу с тем, чтобы им были оставлены их церковные обряды, и папа поспешил прислать в Галич латинских священников. Латинские священники стали изгонять православных, снова началась борьба, начались преследования и насильственные совращения. Мстислав Удалой, прибыв на помощь угнетаемому народу, изгнал было венгров, но в 1230 году король венгерский присвоил себе часть Галича, и папа учредил там латинскую архиепископию. Впоследствии обстоятельства стали еще более благоприятны для латинян, а русским становилось все труднее отражать их попытки.

И Новгороду пришлось тоже вести упорную борьбу против латинян. По делам торговли Новгород был в постоянных сношениях с немецким скандинавским севером и потому особенно дорожил владычеством над Балтийским поморьем и землями около Финского залива. Вся эта страна давно принадлежала Новгороду, но по временам финские и чудские племена, населявшие ее, пытались высвободиться из-под власти. Почти всем князьям новгородским приходилось воевать с чудью, — то распространяя владения Новгорода, то опять подчиняя ему племена непокорные, иногда в борьбу вмешивались соседи, имевшие тоже притязания на Прибалтийский край. Финнам помогали шведы, старавшиеся утвердиться в Северной Финляндии, на Западе полоцкие князья, враждовавшие с Новгородом, притягивали к себе Южную Ливонию, заселенную смесью чудских ливов с литовским племенем латышей. В XII веке почти все эти чудские племена были еще языческими; они полагали, что вся видимая природа заселена богами, из коих главный — Укко — представлялся вооруженным воином в огненном одеянии, радуга составляла лук его. Языческие понятия этих чудских племен отчасти сливались с языческими верованиями соседей их, литовцев, и об обращении их в христианство довольно мало заботились и новгородцы, которым они так долго были подвластны, и полоцкие князья, которые в XII веке владели частью Ливонии. Однако новгородцы имели в том краю крепости с церквами.

В это время Северная Финляндия была во власти шведов, а Южная принадлежала Новгороду. Около половины XII века шведский король Эрих, прозванный “Святым”, стал распространять христианство в подвластной ему части Финляндии; он действовал более мечом, нежели проповедью, и в порыве усердия или властолюбия внес войну и на земли новгородские: чудское племя емь, выбиваясь из-под власти Новгорода, обрадовалось союзникам шведам и стало помогать им. Новгородцы, занятые борьбою с суздальским князем, не могли сначала остановить успехов шведов, которые все далее распространяли власть свою и в 1142 году, с королем и епископом во главе, подплыли на шестидесяти ладьях к Ладоге. Новгородцы тут отбили их, но нападения шведов возобновлялись. Часто тревожили они окрестности Ладоги, Пскова и другие новгородские земли. С ними было племя емь, с новгородцами карелы. Со стороны Новгорода эта борьба была сначала совершенно чужда дела веры и Церкви, Новгород просто отстаивал свою власть над страною, издавна ему подчиненной, но со стороны шведов участие епископа в войне и насильственное крещение побежденных придавали борьбе религиозный характер. В 1188 году карелы, напав на шведские владения, убили упсальского епископа и сожгли один город; вскоре затем и новгородцы ходили на шведов, сожгли у них Або, уничтожили их колонии в Юго-Западной Финляндии и тем на время остановили попытки шведов приобрести в этом крае религиозное и политическое влияние. Борьба должна была вскоре возобновиться и усложниться.

Между тем владениям русским и вере православной грозила опасность с другой стороны. Около половины XII века бременские купцы, пристававшие с своими судами к устьям Западной Двины, основали там поселения. Обратилось на этот край внимание Западной Церкви, и в 1186 году прибыл туда немецкий священник Мейнгард и, с дозволения полоцкого князя, который владел тою страною, поставил церковь в местечке Икскуле, затем стал стараться об обращении в христианство язычников ливов. Построение церкви в купеческом поселении было делом очень обыкновенным; торговые сношения русских с иноземцами основывались на полной веротерпимости, и латинские церкви существовали во многих русских городах. Сам Мейнгард был, может быть, воодушевлен искренним желанием просветить верою язычников, не знавших о Христе, но уже на Западе благовествование давно сделалось первым шагом к завоеванию. Латинский проповедник, обращая язычников, должен был непременно стараться подчинить их власти, покорной папскому престолу. Так случилось и здесь, и малая церковь Мейнгарда сделалась как бы зерном обширного замысла подчинить край немцам.

Мейнгард трудился сначала с немногими помощниками из лиц духовных и вскоре получил от папы звание епископа Икскульской епархии, но успехи оказывались медленными, ливы неохотно принимали крещение: те, которые крестились из страха или ради обещанных выгод, продолжали втайне совершать языческие обряды, и все туземное народонаселение стало относиться крайне враждебно к пришельцам немцам. Немцы тогда потребовали из Германии войско, и уже преемник Мейнгарда пал в бою, сражаясь с ливами. Побежденные ливы покорились силе, приняли крещение, но как только войско удалилось, то отказались от новой веры и перебили до двухсот немцев. Тогда немцы убедились, что если они хотят господствовать в крае, то должны иметь в нем постоянно войско. Действительно, в 1199 году епископ Альберт Буксгевден прибыл уже с значительною силою и в следующем же году основал на месте купеческого поселения крепкий город Ригу, куда перевел Икскульскую епархию. Но видя возрастающее раздражение туземцев и ожидая, вероятно, столкновения с более сильными противниками, Буксгевден испросил у папы учреждения военно-религиозного братства, которое стало называться братством “Креста Господня”, или “Орденом меченосцев”.

Немецкие рыцари-миссионеры обратились к полоцкому князю за позволением проповедовать христианскую веру в его владениях и даже обязались платить ему дань как владельцу края; он согласился. Но вскоре оказалось, что под предлогом распространения веры и призывая имя Христа и Пресвятой Девы, меченосцы просто стараются овладеть всею страною и поработить себе народ, которого силою заставляли принимать крещение. Закипела отчаянная борьба: чудь и ливы восстали против чуждых пришельцев, к ним через некоторое время присоединилась языческая Литва; князь полоцкий Владимир понял, что его обманули, и осадил Ригу, два князя, правившие латышами под верховною властью полоцкого князя, Вячко и Всеволод, отчаянно боролись с немцами. Но все было тщетно: к немцам прибывали все новые значительные силы, а несчастным туземцам не от кого было ждать сильной помощи. Новгород был отвлечен собственною опасностью от участия в борьбе.

Полоцкий князь принужден был снять осаду Риги и помириться с немцами, когда узнал, что к немцам идет на помощь морская сила датчан. Вячко, предательски взятый немцами и принужденный признать над собою власть рижского епископа, с отчаяния сам сжег свой город, Всеволод сопротивлялся долее: женатый на литовской княжне, он открыто стал во главе язычников, литовцев и латышей, и своей беспощадною жестокостью в боях сделался страшилищем для немцев, но и его одолели силою и изменою. Альберт, подняв на него его же подданных, отнял у него город, взял в плен его жену и возвратил ее тогда только, когда Всеволод клятвенно обещал не действовать против Латинской Церкви. Всеволод принужден был отдать свое княжение в лен церкви святой Марии и получил его обратно уже как вассальное владение от епископа. Таким образом, немцы постепенно подчиняли себе слабейших князей, но еще до времени хранили вассальные отношения к более сильному князю полоцкому, продолжая платить ему дань и стараясь жить в мире с ним.

Между тем и новгородцы встревожились за свои владения в Ливонии. Немцы, все далее распространяя власть свою, сулили независимость племенам, подвластным Новгороду. Начались волнения в окрестностях Юрьева и Медвежьей головы (Оденпе). Тогда явилось в Ливонию новгородское войско с князем Мстиславом Удалым. Теперь и новгородцы стали требовать не одной уже дани, но, видя, что немецкие рыцари заставляют ливов креститься в латинскую веру, со своей стороны стали требовать от подвластного им народа крещения в веру православную. Несчастные из страха соглашались на все, что от них требовали; новгородцы удалились, обещав прислать священников. Но как только они ушли, явились немцы и по всей стране опустошали города и села и сжигали жилища тех, кто не соглашался принять крещение от них. Новгород, сведав об этом, прислал сильное войско под начальством Мстислава Удалого (1214), к нему присоединились и псковичи со своим князем. Немцы, не чувствуя себя довольно сильными, чтобы сразиться с таким значительным войском, заперлись в Риге; а русские вновь подчинили себе часть Ливонии и Эстонии. Угнетенная чудь теперь с яростью восстала на немцев, избила немецких проповедников; ободрился присутствием русского войска и слабый князь полоцкий. «Ливонцы мои подданные, — говорил он, — я по своей воле могу крестить их и оставить некрещеными», — и поднялся было на немцев, но уже эти последние имели себе сторонников и между русскими. Псковский князь, выгнанный псковичами за то, что выдал сестру свою за брата рижского епископа, теперь пристал к немцам, помирил с ними полоцкого князя, помогал им, потом опять поссорился с ними и ходил на них с русскими. Восстало на немцев и чудское племя эстов, но немцам помогали датчане, которые, пользуясь смутами, овладели частью Эстонии и построили в ней укрепленный город Ревель, или Колывань.

Борьба ожесточалась и принимала более широкие размеры: немцы с покорными им литвами делали набеги на новгородские земли, часто опустошаемые и язычниками-литовцами; латыши нападали на земли псковские, сжигали села, грабили церкви, между тем и под знамена новгородцев собирались и эстонцы, и ливы, насильно крещенные немцами, и православные, и язычники-литовцы, чтобы общими силами изгнать ненавистных чужеземцев-немцев. Вражда и страсти разгорались все более и более, и борьба все более принимала характер войны за веру; папа громил проклятиями «русских вероотступников, защитников язычества», и проповедовал против них крестовый поход. Рижский епископ обещал прощение грехов тем, кто пойдет против русских. Немцы крестили не только язычников, но иногда даже и русских, давно живших в Ливонии и исповедовавших веру православную.

Несчастные туземцы; из-за просвещения которых как будто шла борьба, с ненавистью смотрели на веру, навязанную им силою: настоящего значения ее они не разумели, а из-за нее терпели насилие и бедствия. Они втайне совершали над собою заклинательные обряды, омываясь в Двине, чтобы отослать обратно в Немецкую землю силою сообщенное им крещение, вырывали даже трупы умерших, чтобы заклинаниями и языческими обрядами очистить их от принятого ими христианства. Погребая своих мертвецов, они говорили: «Иди, несчастный, в мир лучший, где немцы уже не могут господствовать над тобою, а будут твоими рабами». Эти племена, по природе не воинственные, в ненависти своей к немцам ожесточались до свирепого исступления. Шайками бродили они по стране, разоряли укрепления, возводимые немцами, жгли их поселения, предавали немцев самым ужасным истязаниям. С особенною свирепостью действовали эсты, соединившиеся с язычниками острова Эзеля. Такие действия вызывали со стороны немцев и страшные возмездия: весь край обливался кровью, пылал пожарами.

Успех в этой борьбе должен был теперь остаться за немцами. Новгородцы посылали по временам войска в Прибалтийский край, но не могли держать в стране постоянную военную силу, а по удалении их немцы мстили их приверженцам. Немцы же вели дело с упорством и постоянством: из Германии прибыли к ним новые силы, они приобретали новых союзников, овладели древним Юрьевом, поставили в нем латинского епископа. В 1225 году новгородцы и псковичи должны были заключить в Риге мир с Ливонским орденом. Посредником мира был папский легат, архиепископ Моденский, Ливония и Эстония остались за немцами, которые совершенно поработили себе народонаселение, застроили весь край крепостями, устроили епархии и военно-религиозное правление, во главе коего находился магистр ордена.

Папа Гонорий III обрадовался такому исходу дела и по этому поводу писал письмо русским князьям, убеждая их присоединиться к его пастве. «Ваши заблуждения в вере раздражают Небо, — писал он, — и служат причиною всех зол России. Бойтесь еще ужаснейших, если не обратитесь к истине. Увещеваем и молим, чтобы вы письменно изъявили нам добрую волю через надежных послов, а между тем жили мирно с христианами ливонскими».

Но послов русские князья не послали, и самый мир не был ни прочен, ни искренен. Новгородцы по временам сильно тревожили немцев набегами своими. Немцы отплачивали опустошениями новгородских земель. Папа, не достигнув желаемого, относился к русским враждебно и запрещал латинским купцам торговать с ними. В 1237 году орден Ливонский усилился соединением с тевтонскими рыцарями, а между тем, вследствие решения папы, должен был уступить датчанам часть Эстонии с Ревелем. Желая вознаградить себя за эту потерю, немцы собрали огромные силы; взяли Изборск, взяли затем Псков и замышляли идти на Новгород.

Тем временем и шведы вновь утвердились в Финляндии и опять через племя ем тревожили владения новгородские. Чтобы успешнее действовать, король шведский испросил у папы Григория IX буллу, которою проповедовался крестовый поход против языческих финнов и против русских «схизматиков и мятежников», не признававших власти наместника Петра и мешавших распространению веры в Финляндии. Обещалось отпущение грехов всем тем, кто примет участие в этой “священной” войне. Воззвание подействовало: собралось огромное войско шведов и норвежцев. Снарядились с ними и епископы, собираясь крестить в латинскую веру язычников, населявших новгородские земли, и подчинить русских схизматиков римскому престолу. Вскоре предводитель шведского войска и правитель Швеции, Карл Биргер, прислал сказать новгородскому князю: «Я пришел посетить твою землю; сопротивляйся, если можешь».

В Новгороде стали готовиться к войне как к делу святому, как к защите веры правой. Молодой князь Александр Ярославич, помолившись у святой Софии, принял благословение от владыки Спиридона и выступил в поход. Не многочисленна была рать новгородская, но, твердо уповая на Бога, князь ободрял войско свое. «Нас не много, — говорил он, — но не в силе Бог, а в правде». Между тем значительные силы шведов уже вступили в Неву и бросили якорь в устье Ижоры, намереваясь взять Ладогу и идти на Новгород. Александр помешал этому, неожиданно явясь у Ижоры.

Новгородцы всегда держали стражу на месте, где Нева впадает в море, потому что обыкновенно с этой стороны случались нападения. В ночь на 15 июля 1240 года на страже был крещеный вожанин (из племени водь, населявшего нынешнюю Петербургскую губернию), человек благочестивый, поутру он рассказал князю, что ему было чудное видение. «Стоял я на взморье, — говорил он, — и только что стало восходить солнце, как услышал я шум с моря, я подумал, не враги ли это, но вот вижу, плывет насад, посреди насада стоят святые братья Борис и Глеб, одежда на них красная, руки держат на плечах. На краю ладьи сидят гребцы и работают веслами, но их одевала мгла, и нельзя было различить их лиц. И слышу я, как один из святых братьев говорит другому: «Брат Глеб, вели грести, надобно помочь сроднику нашему Александру». И я слышал голос святых и от страха трепетал, а насад ушел из глаз моих».

Александр запретил вожанину говорить о бывшем ему видении, но обрадовался и, ободрившись надеждою на помощь свыше, в тот же день напал на шведов. Упорная битва продолжалась с утра до ночи. Наши воины бились храбро, сам Александр, нагнав Биргера, мечом ударил его в лицо. «Возложил ему печать на лице», — говорит летописец. Шведы были разбиты, и победа русских при Неве, за которую Александр прозван Невским, остановила надолго покушения шведов на земли новгородские и веру православную.

Но в следующем же году пришлось биться с ливонскими рыцарями. Несчастные псковичи с женами и детьми приходили в Новгород молить о помощи против рыцарей, которые крепко засели в Пскове и оттуда посылали отряды свои опустошать окрестности. Эти отряды доходили почти до Новгорода, убивали купцов, ехавших с товарами, взяли даже новгородский пригород Лугу. Вожане, не приставшие к немцам, убегали в леса, где иногда умирали с голода. Рыцари собрали значительные силы И были уверены, что не только удержат Псков, но еще возьмут и Новгород; уже земли води, ижоры, Карелия и берега Невы были причислены папою к епархии латинского епископа Эзельского, который поспешил договориться с рыцарями о взимании доходов с них.

Александра в это время не было в Новгороде, но как только он узнал о грозившей опасности, то тотчас явился, снарядил рать и пошел на врагов. Вскоре построенное немцами укрепление Копорье было взято, затем и Псков был отнят у немцев. Но немцы, собрав великую силу, с магистром и епископом, пошли к Пскову по льду Чудского озера. Это было в конце зимы. Александр с новгородцами вышел к ним навстречу по замерзшему озеру. Сотворив молитву, он стремительно бросился на немцев, совершенно разбил их и гнался за ними целых семь верст по льду. «Поднялся треск от ломки копий и звук от мечного сечения, — пишет летописец. — Казалось, двинулось замерзшее море, и великая сталась сеча немцев и чуди с нами, и льду не видно было; все покрылось кровью». «Я видел полки Божии на воздухе, — рассказывал участник боя, — они приходили на помощь князю Александру Ярославичу, и они-то обратили врагов в бегство и избивали их, гоня по воздуху. Александр победил силою Божией, святой Софии и святых мучеников Бориса и Глеба. Огромное число пленных досталось русским. Эта битва, известная под названием Ледового побоища, происходила на пятой неделе Великого поста, 5 апреля 1241 года.

Весь Псков, радостно торжествуя победу, вышел навстречу князю, с крестами, иконами и хоругвями. Пели хвалу «Господу, пособивому кроткому Давиду победить иноплеменника и ныне оружием крестным освободившему град Псков от иноязычников рукою верного князя Александра». В Новгороде встретили князя с тем же торжеством и в храмах молились о павших «в ледовом бою».

Славные победы Александра Невского на время остановили, но не прекратили совершенно попыток шведов и немцев. Позднее Новгороду и Пскову приходилось немало воевать с ними, и борьба эта постоянно имела характер борьбы за веру, ибо папы проповедовали крестовые походы против России и заранее дарили ее, как собственность святого Петра, немецким рыцарям под условием искоренить в ней «проклятый Греческий раскол». Тяжелые условия, в коих находилась Россия, казались особенно благоприятными латинянам, и они усердно пользовались ими.

Одна из самых серьезных попыток к обращению Северной России в латинство была в половине XIV века. Шведский король Магнус послал сказать новгородцам: «Пришлите на съезд своих ученых мужей, а я пошлю своих, пусть они порассудят о вере; я хочу знать, какая вера лучшая. Если ваша, то я пойду в вашу веру, а если наша лучше, то примите вы ее; а не захотите, пойду на вас войною».

Новгородцы, по совещанию с владыкою, отвечали Магнусу: «Если хочешь знать, какая вера лучшая, то пошли в Царьград к патриарху, ибо мы приняли правую веру от греков, мы же сами не хотим препираться с тобою о вере, а если чем тебя обидели, то скажи о том нашим послам».

Магнус объявил, что не имеет на новгородцев никакого неудовольствия, но желает обратить их к истинной вере. Вслед за тем Магнус стал осаждать города, принадлежавшие Новгороду, и крестить ижорцев и карелов православных. Но вскоре он принужден был оставить свое предприятие, не имевшее успеха, а только усилившее раздражение русских против латинян.

<-назад в раздел

Русский календарь