08.12.2020
<-назад в раздел
Священномученик Климент, папа Римский
В настоящем заключении представлен правовой, биоэтический анализ и нравственная оценка правовых основ и практики применения технологии «суррогатного материнства», под которым понимается «вынашивание и рождение ребёнка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребёнка невозможно по медицинским показаниям» (по тексту части 9 статьи 55 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»), иначе – заключение и реализация договора о вынашивании и рождении женщиной ребёнка (из перенесённой в её матку оплодотворённой донорской яйцеклетки) как оказываемой услуге в интересах третьего лица (заказчиков, третьих лиц) с последующей передачей («отчуждением») этого ребёнка заказчику такой услуги. В абсолютном большинстве случаев такие договоры заключается на возмездной (по сути – коммерческой) основе.
Проблематика «суррогатного материнства» никаким образом не сводима к теме прав, субъективных частных интересов и нравственных переживаний иностранных лиц, являющихся заказчиками таких услуг (тем более из тех государств, в которых это запрещено законом), притязающих на «получение» рождённых посредством «суррогатного материнства» в России детей. Такое сведение является безосновательным и представляет собой задействование манипулятивного приёма подмены тезиса. Иначе прямым аналогом был бы, к примеру, акцент исключительно на обсуждении значения спасения жизни и здоровья человека (например, ребёнка), отчаянно нуждающегося в человеческом донорском органе, а не на жестоком убийстве другого лица ради получения этого органа. Обсуждать следует достоинство, права и законные интересы «суррогатной» матери, причиняемый (вследствие и в прямой взаимосвязи с реализацией технологии «суррогатного материнства») её физическому и психическому здоровью критически-значимый ущерб, права и законные интересы зачатого, выношенного и рождённого посредством технологии «суррогатного материнства» ребёнка, обсуждать надлежит медико-правовые, биоэтические и нравственные признаки и аспекты «суррогатного материнства».
Кроме того, комплекс правовых, биоэтических и других проблем, непосредственно связанных с применением технологии «суррогатного материнства», не сводим к вопросам обезпечения частных предпринимательских интересов лиц, реализующих и/или защищающих коммерческое «суррогатное материнство» в России, которые зарабатывают на «суррогатном материнстве», включая посреднические агентства и агентоСвятой священномученик Климент, римлянин, происходивший из очень знатного и богатого рода древних царей, в юности хорошо ознакомился с языческой философией, но душа его не нашла в ней покоя и ответов на важнейшие вопросы о смысле человеческой жизни. Наконец один человек рассказал ему, что пришел в Иудею Сын Божий, даруя вечную и блаженную жизнь всем, кто исполняет его заповеди о любви к единому Богу и ближнему. Тогда Климент загорелся желанием подробнее узнать о Христе и для этого отправился в Иудею. Но в дороге случилась сильная буря, и корабль прибыл не в Иудею, а в Александрию.
Климент встретился там со святым Варнавой, апостолом от семидесяти, и услышал его проповедь о Христе, а потом уплыл в Палестину, где нашел апостола Петра, принял от него святое крещение и сделался его учеником. С тех пор и до мученической кончины Петра Климент был неразлучным спутником и сотрудником его во всех путешествиях и трудах и был ревностным проповедником Христова учения. Петр сам посвятил Климента в епископы, и по смерти святого апостола, а за ним святителей Лина и Анаклета Климент сделался папой Римским.
Это было время гонений, когда кровь святых мучеников лилась рекой, и особенно в Риме. Злые люди, руководимые бесами, старались истребить христиан и совсем разорить Церковь Христову. Но Климент, находясь в таком бедствии, не только заботился о сохранении и укреплении верных, но и многих неверных обратил ко Христу, и не только из простого народа, но даже и из царского дворца, благородных и богатых сановников.Священномученик Климент, папа Римский - житие
Наконец по приказу императора Траяна святителя Климента взяли, посадили на корабль и отправили в бессрочную ссылку на далекие от Рима и мало тогда обитаемые берега Черного моря, в город Херсонес, поблизости от теперешнего Севастополя. В Херсонесе уже было две тысячи христиан, осужденных за истинную веру на тесание камней в горах. То же самое заставили делать и Климента.
Заключенные очень страдали от недостатка воды, ибо ее поблизости не было. И тогда святой Климент сказал:
─ Помолимся, братия, Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он нам, страдающим за Него, даровал источник воды. Получив же такую благодать от Бога, возвеселимся.
Все помолились, и явился источник чистой и вкусной воды, превратившийся в целую реку. Слух о чуде быстро распространился, и многие уверовали во Христа и крестились в чудесном источнике.
В одно лето число верующих так возросло, что уже почти все херсонесские жители сделались христианами. Идолы были разрушены, капища запустели, зато было построено 75 христианских храмов. Узнав об этом, император Траян повелел умертвить святителя Климента или вынудить его отречься от Бога. Его увезли в море на лодке, к шее привязали якорь и бросили в воду.
Верные в это время стояли на берегу и плакали. Тогда два ближайших ученика Климента, Корнилий и Фив, сказали христианам:
─ Помолимся, братия, чтобы Господь нам открыл мощи мученика.
Когда все стали молиться, море вдруг отступило от берега, и люди, пройдя по его дну, как по суху, нашли тело священномученика Климента лежащим в красивой пещере, будто в церкви. Христиане хотели взять мощи, но им было откровение от Господа, чтобы тело оставалось на месте. И с тех пор каждый год море в эти дни отступало от берега на семь дней, так что верные могли подойти к мощам, и многие получали исцеления.
Так было в течение 700 лет — море открывало мощи святителя. А потом перестало. По прошествии же еще пятидесяти лет пришли в Херсонес равноапостольные Кирилл и Мефодий. Они стали побуждать духовенство и народ молить Бога открыть им мощи священномученика Климента. И вот после многих молений они пришли к морю в надежде, что оно отступит, как прежде, но Богу было угодно иное. Внезапно среди полуночного мрака море озарилось светом, и сначала явилась голова, а затем и все мощи святого вышли из воды. Архиереи благоговейно их взяли, принесли в город и положили в церкви. Тогда совершилось много чудес: слепые прозревали, больные получали исцеление, бесноватые освобождались от демонов — по молитвам святителя Климента, благодатью Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава вовеки. Аминь.