29.08.2020
Феодоровская – Костромская икона Божией Матери, по преданию, написана апостолом и евангелистом Лукой. Как и когда она попала в Россию — давно забылось. Известно только, что в начале ХII в. она находилась в часовне в селе Малый Китеж близ Городца Волжского и уже почиталась чудотворной. Псковский князь Георгий Всеволодович по просьбе местных жителей хотел перенести ее в новопостроенный храм, но посланные им люди не смогли сдвинуть ее с места, даже отслужив молебен. Тогда князь решил, что Богородице угодно, чтобы здесь была основана святая обитель, и в 1164 г. на этом месте устроили монастырь, названный Городецким-Феодоровским.
Брат Георгия, князь Ярослав (в святом крещении Феодор, в честь великомученика Феодора Стратилата), Феодоровской иконой благословил на брак своего сына Александра Невского — отца святого благоверного князя Даниила Московского. Икона эта была молельным образом Александра Невского и постоянно находилась при нем. Впоследствии, возвращаясь из Орды, князь завершил свой жизненный путь в Городецком — Феодоровском монастыре. Икона терялась во времена страшного татарского нашествия, но чудесным образом являлась вновь. Предание говорит, что Феодор Стратилат неоднократно возвращал эту святую икону православным. По имени святого икона и именуется Феодоровской. После сожжения Городца думали, что икона погибла в пламени, но в 1239 г. она явилась вновь близ Костромы, после хранилась в Костроме в соборе Феодора Стратилата. И название Феодоровская окончательно закрепилось за нею. На месте явления образа на берегу реки Запрудни князь Василий Ярославич основал монастырь в честь Нерукотворного Образа, и с той поры до 1921 г. туда ежегодно 1б (29) августа совершался крестный ход из Костромы. Сама же икона оставлена была в соборном храме.
В 1272 г. татары в очередной раз напали на Русь, безжалостно убивая людей, сжигая города и села. Такая же участь грозила и Костроме. Народ и князь со слезами молились перед чудотворным образом, чтобы Матерь Божия взяла город под Свою защиту. В надежде на помощь Богородицы икону взяли в поход и несли перед ополчением. Татары были готовы к битве, но необыкновенное сияние, исходившее от образа, как огнем палило полчища нечестивых. Враги, не выдержав Божественного сияния, смешались и обратились в бегство. Кострома была спасена. На том месте, где во время битвы находилась икона, поставили крест. С того времени близлежащее озеро называется Святым. Святым же (Святой весью) названо основанное впоследствии селение на берегах его.
Настало время смут от поляков и литовцев. В Кострому приехала монашествующая Марфа Романова со своим сыном Михаилом. Здесь, под сенью благодатной чудотворной Феодоровской иконы, проводили они свою жизнь в молитве и добрых делах. В это время в Москве, освобожденной от врагов, но терзаемой от смут и безначалия, собрались выборные земли Русской для избрания царя, единодушно пожелавшие иметь царем Михаила Романова. Для объявления Михаилу о его избрании в Кострому отправили посольство. Выборные умоляли отрока со словами: «Русская держава без покрова, венец ее осиротел, Отечество рыдает, не имея отца. Приди к нам, надежда всей земли Русской, царь, по сердцу всего народа избранный».
Михаил отказывался принять царский венец, да и мать его, страшась за сына, не хотела отпускать его на престол. Долго упрашивали прибывшие Михаила, но мать и сын оставались непреклонны. Тогда архиепископ Феодорит взял в руки икону Богородицы, принесенную из Москвы, и сказал Марфе: «Для того ли икона сия совершила столь дальний путь? Не должно вам ослушиваться святых икон; не народом, а ими избраны вы на великое дело, — повинуйтесь Богу». После этого Марфа подвела сына к чудотворному Феодоровскому образу, и, пав на колени, со слезами сказала: «Да будет святая воля твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего, наставь его на путь истины и на благо себе и Отечеству». Избранный монарх тут же был возведен на престол, приготовленный для него в храме, и провозглашен царем и самодержцем всея Руси. Это свершилось 14 марта 1613 г. В память этого события установили второй день празднования в честь Феодоровской иконы. Список с образа, привезенный Марфой, стал молельным образом всей династии Романовых.
Особо почиталась икона царем Николаем II и его семьей.
В 1930-х гг. собор Успения Богородицы, где в течение веков находилась чудотворная икона, разрушили. Святой образ «странствовал» по разным костромским храмам.
<-назад в раздел
Феодоровская икона Божией Матери
Брат Георгия, князь Ярослав (в святом крещении Феодор, в честь великомученика Феодора Стратилата), Феодоровской иконой благословил на брак своего сына Александра Невского — отца святого благоверного князя Даниила Московского. Икона эта была молельным образом Александра Невского и постоянно находилась при нем. Впоследствии, возвращаясь из Орды, князь завершил свой жизненный путь в Городецком — Феодоровском монастыре. Икона терялась во времена страшного татарского нашествия, но чудесным образом являлась вновь. Предание говорит, что Феодор Стратилат неоднократно возвращал эту святую икону православным. По имени святого икона и именуется Феодоровской. После сожжения Городца думали, что икона погибла в пламени, но в 1239 г. она явилась вновь близ Костромы, после хранилась в Костроме в соборе Феодора Стратилата. И название Феодоровская окончательно закрепилось за нею. На месте явления образа на берегу реки Запрудни князь Василий Ярославич основал монастырь в честь Нерукотворного Образа, и с той поры до 1921 г. туда ежегодно 1б (29) августа совершался крестный ход из Костромы. Сама же икона оставлена была в соборном храме.
В 1272 г. татары в очередной раз напали на Русь, безжалостно убивая людей, сжигая города и села. Такая же участь грозила и Костроме. Народ и князь со слезами молились перед чудотворным образом, чтобы Матерь Божия взяла город под Свою защиту. В надежде на помощь Богородицы икону взяли в поход и несли перед ополчением. Татары были готовы к битве, но необыкновенное сияние, исходившее от образа, как огнем палило полчища нечестивых. Враги, не выдержав Божественного сияния, смешались и обратились в бегство. Кострома была спасена. На том месте, где во время битвы находилась икона, поставили крест. С того времени близлежащее озеро называется Святым. Святым же (Святой весью) названо основанное впоследствии селение на берегах его.
Настало время смут от поляков и литовцев. В Кострому приехала монашествующая Марфа Романова со своим сыном Михаилом. Здесь, под сенью благодатной чудотворной Феодоровской иконы, проводили они свою жизнь в молитве и добрых делах. В это время в Москве, освобожденной от врагов, но терзаемой от смут и безначалия, собрались выборные земли Русской для избрания царя, единодушно пожелавшие иметь царем Михаила Романова. Для объявления Михаилу о его избрании в Кострому отправили посольство. Выборные умоляли отрока со словами: «Русская держава без покрова, венец ее осиротел, Отечество рыдает, не имея отца. Приди к нам, надежда всей земли Русской, царь, по сердцу всего народа избранный».
Михаил отказывался принять царский венец, да и мать его, страшась за сына, не хотела отпускать его на престол. Долго упрашивали прибывшие Михаила, но мать и сын оставались непреклонны. Тогда архиепископ Феодорит взял в руки икону Богородицы, принесенную из Москвы, и сказал Марфе: «Для того ли икона сия совершила столь дальний путь? Не должно вам ослушиваться святых икон; не народом, а ими избраны вы на великое дело, — повинуйтесь Богу». После этого Марфа подвела сына к чудотворному Феодоровскому образу, и, пав на колени, со слезами сказала: «Да будет святая воля твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего, наставь его на путь истины и на благо себе и Отечеству». Избранный монарх тут же был возведен на престол, приготовленный для него в храме, и провозглашен царем и самодержцем всея Руси. Это свершилось 14 марта 1613 г. В память этого события установили второй день празднования в честь Феодоровской иконы. Список с образа, привезенный Марфой, стал молельным образом всей династии Романовых.
Особо почиталась икона царем Николаем II и его семьей.
В 1930-х гг. собор Успения Богородицы, где в течение веков находилась чудотворная икона, разрушили. Святой образ «странствовал» по разным костромским храмам.