09.04.2020
III. Сообразив все это, скажите, братия, можно ли быть равнодушным к храму Божию и добровольно отказываться от счастия пребывать в нем? Не должны ли мы, напротив, стремиться в него с таким же усердием, с каким, по словам Давида, желает елень на источники водные (Псал. 41, 2)? Приходите же в него охотно и всякий раз, как услышите церковный звон, призывающий в него, говорите себе и другим: в дом Господень пойдем! Аминь. (Состав. по слову Платона, митр. киевскаго, помещен. в проп. прилож. к «Рук. для с. паст.» за 1891 г., ноябрь месяц).
<-назад в раздел
Об усердном посещении храмов Божиих: Поучение в день памяти мц. Матроны Солунской
I. Жизнь св. Матроны, ныне прославляемой, служит примером того, что никакие обстоятельства, никакая неволя не может лишить человека свободы поступать так, как от него требует долг христианский.
Матрона была рабою одной иудеянки, по имени Павтилы, жены градоначальника солунскаго, которая враждебно относилась к христианам. Поэтому она сильно прогневалась, когда узнала, что раба ее – христианка, и что она, несмотря на то, что усердно служит ей, соблюдает в то же время постановления своей веры, не пропускает случаев присутствовать и при церковном Богослужении. Строго запретила своей рабе госпожа отлучаться в церковь, стала уговаривать ее отступиться от веры Христовой, но видя непокорность своей служанки ее воле в этом случае, она стала ее жестоко преследовать. Матрона же терпеливо и смиренно переносила мучительное обращение с нею ее госпожи, и когда не могла уже пойти в церковь, то, связанная, совершала все положенные молитвы у себя в комнате.
Заставая Матрону молящеюся, иудеянка приходила в ярость, и видя, что никакие угрозы, ни истязания не могут отклонить христианку от исполнения ее св. долга, она велела избить ее почти до смерти и потом заперла ее в ее комнате, где замученная раба и скончалась... Тело ее было выброшено из дома, но христиане взяли его и предали честному погребению. Впоследствии епископ солунский Александр воздвиг церковь во имя этой мученицы за веру Христову, куда и перенесены были ее нетленные останки. – Св. Матрона пострадала во II-м веке.
II. Жизнь св. муч. Матроны, отличавшейся усердным посещением храма Божия и любовию к церков. богослужению, побуждает и нас, братие, к ревностному посещению храмов Божиих.
а) Что такое храм Божий? Самое название, наружный вид и все принадлежности его показывают, что это не обыкновенное человеческое жилище, а некая святыня, место особенного присутствия Божия. Бог, яко Дух безпредельный, находится везде и все наполняет; а посему нет места во вселенной, где бы Его не было. Но мы не погрешим, если скажем, что есть места, в которых Он по преимуществу благоволил являть Свое присутствие. Таковы, по словам пророка, небо – престол Его (Исаии 66, 1), земля– подножие ног Его (Исаии 66, 1); а на земле каждый св. храм есть дом Его (Псал. 5, 8), в котором Он таинственно присутствует Своею благодатию и невидимо подает ее верующим. Это истина несомненная: ибо Сам Бог говорит: где два или три верующих соберутся во имя Мое, там и Я посреди их (Матф. 18, 20). Сам Он заповедал Моисею создать Ему скинию и показал чертеж ее (Исх. 25, 9); Сам же соизволил, чтобы Ему построен был в Иерусалиме храм (2Цар. 7, 13), бывший впоследствии образцем для храмов христианских, и не только осенил его облаком, в знамение почившей на нем славы и благодати Своей (3Цар. 8, 11), но и прорек о нем Соломону: Я освятил храм сей, который ты построил, чтобы имя Мое пребывало там во веки, и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни (3Цар. 9, 3). Сии слова Божии надлежит отнесть и к христианским православным храмам, потому что каждый из них созидается и освящается во имя Господне, с призыванием Св. Духа, да приидет и вселится в нем; а поэтому нельзя сомневаться, что Господь, обещавший исполнить все, чего мы просим у Него в молитве с верою (Матф. 21, 22), невидимо обитает в таком храме, как в дому Своем.
б) Если же православный храм есть дом Божий; то, очевидно, мы должны посещать его с усердием. К этому побуждают нас не только священный долг благоговения, благодарности и любви к нашему Господу, благодетелю и любвеобильному Отцу, но и собственное наше благо.
Живя среди мира, исполненного сует и соблазнов, твоя душа, вероятно, часто изнывает от житейских забот, а сердце волнуется от страстей: итак, иди в храм Божий, явись в нем Тому, Который призывает к Себе всех труждающихся и обремененных, и Он облегчит твою душу, успокоит твое сердце (Матф. 11, 28).
Живя между людьми, ты, вероятно, нередко терпишь от них злобы и коварства, подвергаешься их гонениям, обманам и злословиям: итак, иди в храм Божий, прибегни под кров праведного Судии, избавляющаго нас от человека лукавого и от мужа неправедного (Псал. 139, 1), – и Он заступит и спасет тебя от всех твоих недугов (Псал. 7, 2).
Может быть, ты обременен различными нуждами, страдаешь от болезней, терпишь бедность, унываешь от несчастий: итак, иди в храм Божий и повергнись в сокрушении пред Тем, Кто заповедал нам призывать Его в день скорби (Псал. 49, 15), и Он – Отец щедрот и всякие утехи (2Кор. 1, 3),невидимо прольет в сердце твое утешение, избавит тебя от всех нужд и скорбей твоих (Псал. 33, 18, 106, 6).
Может быть, ты изнемогаешь в борьбе с искушениями, колеблешься от соблазнов и близок к падению: о, спеши в храм Божий и усердно моли Господа подкрепить твою немощь, и Он немедленно пошлет тебе всесильную благодать Свою во благовременную против греха помощь (Евр. 4, 16). Словом, в каких бы ты обстоятельствах ни находился, всегда и радостно теки в храм Божий с усердными молитвами, – и Господь исполнит все прошения твои (Псал. 19, 6).
Храм Божий есть некая гостиница, в которой мы можем успокоивать дух свой в многотрудном житейском странствовании; – есть врачебница, в которой мы можем благодатно врачевать свои душевные и телесные недуги; – есть сокровищница, в которой мы можем получать благодатные дары Божии, необходимые нам для временного благодатного и вечного блаженства, а вместе есть надежное убежище, в котором мы можем укрываться под десницею Божиею от всех зол и напастей.