Память сщмч. Дионисия Ареопагита, еп. Афинского
Священномученик Дионисий Ареопагит (т. е. член верховного Афинского государственного совета и судилища – Ареопага) происходил от благородных родителей-язычников и получил воспитание в знаменитом городе Афины. В молодости он был отдан для обучения еллинской премудрости, в которой оказал такие успехи, что, будучи 25-ти лет от роду, превзошел в философских познаниях всех своих сверстников. Желая еще более усовершенствоваться в философских науках, он удалился в египетский город Илиополь, где издавна проживали знаменитые учители. У них, вместе с другом своим Аполофаном, Дионисий обучался астрономии.
В тот самый день, когда был распят на Кресте ради нашего спасения Христос Господь и когда в полдень солнце померкло и в продолжение трех часов была тьма, Дионисий в изумлении воскликнул: «Или Бог, Создатель всего мира, страждет, или сей видимый мир кончается!» Он сказал сие о Христовом страдании по наитию Духа Божия, а не по учению премудрости века сего.
Вернувшись из Египта в Афины, Дионисий вступил в брак и, будучи первым среди сограждан по благородству, разуму и честности, стал членом Ареопага. Когда святой апостол Павел, придя в Афины, проповедовал там в Ареопаге пред старейшинами Распятого и Воскресшего Христа, тогда Дионисий, внимательно выслушивая слова святого Апостола, запечатлевал их в своем сердце. Другие старейшины города недоверчиво отнеслись к проповеди Апостола и сказали ему, что они в другое время выслушают от него проповедь о Христе. Но Дионисий, будучи разумнее других, стал наедине рассуждать с Павлом.
Апостол Павел спросил его: «Кого вы почитаете за Бога?» Дионисий показал ему в городе Кроноса, Афродиту, Зевса, Гефеста, Гермеса, Диониса, Артемиду и многих других. Рассматривая вместе с Дионисием этих богов, апостол Павел увидел одно капище, на котором была надпись: «Неведомому Богу». Он спросил Дионисия: «Кто сей „Неведомый Бог“?» «Тот, – отвечал Дионисий, – Который еще не явился среди богов, но Который придет в свое время. Это Тот Бог, Который будет царствовать над небом и землею, и царству Его не будет конца».
Услышав сие, Апостол начал плодотворно сеять на благую почву семя слова Божия; на основании тех же самых слов Дионисия Апостол сообщил ему, что Сей Бог уже пришел, что Он родился от Пресвятой Приснодевы Марии и, пригвожденный ко Кресту, пострадал для спасения людей. Будучи не в силах видеть Его страдание, солнце изменилось в мрак и в течение трех часов не испускало света своего для вселенной. Сей-то Бог воскрес из мертвых и вознесся на небо. «Итак, Дионисий, – заключил свои слова святой апостол Павел, – веруй в Него, познай Его и послужи праведно истинному Богу, Иисусу Христу».
Дионисий вспомнил о бывшей по всей земле темноте, о которой упомянул и святой Павел, и тотчас уверовал, что в то время в человеческом теле страдал Бог. После сего он открыл сердце свое к познанию Неведомого дотоле Бога, Господа Иисуса Христа. <…>
[Крестившись,] Дионисий оставил дом, жену и детей, присоединился к апостолу Павлу и в течение трех лет следовал за ним по тем местам, где пребывал Апостол. Чему Дионисий научился от апостола Павла, о тем свидетельствуют его сочинения: «О Божественных Таинствах». Впоследствии Дионисий был поставлен апостолом Павлом во епископа. <…>
За пресвятое имя Иисуса Христа святой был усечен тупою секирою. <…> По смерти Своего угодника Дионисия Бог показал преславное чудо. Тело святого, будучи обезглавлено, по действию силы Божией, встало на ноги и, взявши в руки свою главу, прошло с нею два поприща до того места, где христианами устроена была церковь. Отдавши затем свою главу одной благочестивой женщине, по имени Катулла, оно пало на землю. Многие неверующие, видя сие чудо, уверовали во Христа.
Жития святых, на Русском языке
изложенные по руководству
Четьих-Миней святителя
Димитрия Ростовского. М., 1913