06.09.2019
<-назад в раздел
Образец высокой христианской жизни: День перенесения мощей свт. Петра, митрополита Киевского и всея России чудотворца
Св. Петр, митрополит Московский и Всероссийский, память перенесения св. мощей коего из прежняго храма Успения в честь Богоматери в нынешний московский Успенский собор ныне празднуется, родился в земле Волынской, от благочестивых родителей. Еще от рождения, мать имела видение, что св. Петр просияет добродетелью в земле Русской. Начав ученье, Петр, хотя учился прилежно, но не успевал. Он горячо молился, и вот, однажды видел во сне, что какой-то святитель подошел к нему и, приказав раскрыть уста, коснулся рукою языка его и благословил. И с этого времени Петр сделался способнейшим учеником. 12-ти лет он ушел в монастырь, в скором времени был пострижен и затем, за примерную жизнь, посвящен во диакона и потом пресвитера. В свободное время Петр любил писать иконы.
После многолетних подвигов в монастыре, с благословения настоятеля, удалился в уединение, при реке Рати. Скоро тут собралось к Петру не мало братии, и он устроил монастырь, названный от урочища Дворцы, Спасским-Дворцы или Новодвоским. Кроткий и незлобивый, он никогда не гневался на провинившихся, но исправлял их ласковым словом. Бедняк или странник всегда находил в келлии его приют и помощь. Князь волынский и галицкий Юрий Львович очень полюбил Петра и просил константинопольского патриарха поставить его епископом. Патриарх поставил Петра митрополитом всей России. Петр сначала жил в Киеве, а в 1309 году переехал во Владимир. Возстал против св. Петра Андрей, епископ тверской, желавший приобрести сан митрополита, и сделал донос на него патриарху. Патриарх созвал собор. На соборе донос оказался ложным. «Мир тебе, чадо, сказал тогда святитель своему клеветнику. Не ты виновен, а древний завистник рода человеческаго. Отныне блюдись лжи, прошедшее же да простит тебе Бог».
Святитель Петр путешествовал в татарскую орду и получил от хана многия льготы для духовенства. С ним особенно сблизился князь московский Иоанн Калита и убедил его перенесть свою кафедру из Владимира в Москву. Святитель согласился и перенес. Это было в 1325 г. Святитель просил князя соорудить соборный храм Успения в Москве.
«Если ты послушаешь меня, сын мой, то и сам прославишься с родом своим более других князей, и твой город будет славен между русскими городами, говорил пророчески он князю. Святители будут жить в нем, и руки его взыдут на врагов».
Князь с любовию и усердием, в 1326 году, заложил собор. Святитель собственными руками приготовил каменный гроб для себя близ жертвенника и не дожил до окончания храма. Быв извещен о смерти особенным видением, скончался в 1326 г. При преемнике его, Феогносте, св. Петр, с благословения цареградского патриарха, был включен в сонм св. угодников российской церкви. В 1472 году, при построении нового Успенского собора, открыты были нетленныя мощи святителя и переложены в новую раку. Но храм скоро обрушился. Тогда призванный Иоанном III из Италии зодчий построил новый собор, существующий и ныне. В него перенесены были мощи святителя, и это перенесение стали праздновать 24-го августа.
II. Да послужит нам ныне прославляемый угодник святитель Петр образцом высокой христианской жизни.
а) Его малоуспешность в отроческих летах, препобежденная силою св. молитв и благодатною помощию, да утвердит в родителях и детях мысль о необходимости обращаться с молитвою к Богу, источнику всякой истины, добра и красоты. Пусть не отчаяваются родители в малоуспешности своих детей, но, соединив свои молитвы с молитвами детей, просят с верою божественной помощи, которую и получат по вере своей.
б) «Милосердие святителя Петра» к нищим, убогим и странным да напомнит нам о необходимости для всех христианского милосердия, которое есть условие для помилования нас на страшном и праведном суде Божием: «блажени милостивии, яко тии помилованы будут».
в) «Его кротость и незлобие» к клеветникам да научит и нас духу христианского всепрощения; пусть не уста наши только, но и сердце, произносят слова молитвы Господней: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Запомним, братие, великую истину нашего спасения: не будем мы прощены Богом, ни услышаны в своих молитвах, если не простим от всего сердца наших врагов. Будем крепко помнить, что клеветники суть жалкие орудия исконного врага нашего спасения – диавола и потому заслуживают снисхождения к себе, прощения и молитв о спасении их от страшного плена диавола, который как лев рыкает, ища кого-либо погубить.
г) «Пламенная любивь к отечеству святителя Петра» да пробудит в сердцах всех подобную же любовь к любезному и дорогому для всех отечеству; пусть бедствия отечества, если Промыслу Божию угодно будет испытать ими, будут и нашими личными бедствиями, и пусть радость его будет и нашею личною радостью. Мир, любовь, единодушие, молитва друг за друга, деятельная помощь несчастным согражданам, строгое исполнение своих обязанностей, благоговение пред законами отечества, беззаветная любовь к верховной главе государства, Богом избранному и Богом хранимому Государю, и строгое благочестие, в духе православной церкви, в частной и семейной жизни – вот главнейшия формы проявления нашей истинной любви к отечеству.
III. Молитвами святителя Петра да укрепит в нас Господь эти добродетели и да подаст нам силы подражать Его св. угоднику, ныне ублажаемому святителю Петру.
Протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений,
составленных на каждый день