05.09.2019
<-назад в раздел
Поучение в день памяти священномученика Иринея, епископа Лионского
. Святой ныне ублажаемый священномученик Ириней, родом из Смирны, получил высшее образование в языческих школах, но когда услышал учение святого Поликарпа, епископа Смирнскаго, то сделался его учеником, принял от него святое крещение и был послан им на проповедь в Галлию, где проповедывал уже в это время епископ Лионский Пофин, бывший также учеником святого Поликарпа.
Поставленный епископом Пофином в пресвитера, Ириней был ревностным помощником ему в распространении христианской веры в Галлии, где до того времени мало было известно об успехах евангельской проповеди. Ириней же и Пофин положили основание церквам в городах Лионе и Вьенне. И так прочно утверждены были ими эти церкви, что они не поколебались даже во время жестоких гонений от язычников, с яростию возставших в защиту своих богов; а гонение это было ужасно, особенно в 177-м году, когда оно выразилось целым рядом допросов, пыток и казней. В это время вместе со многими из своей паствы мученически скончался и сам епископ лионский Пофин.
Когда это гонение, среди которого Бог сохранил Иринея, несколько приутихло, то христиане лионские избрали Иринея в преемники святому епископу Пофину (в 178-м г.). И с усердием проходил он свое епископское служение. «В короткое время он проповедью преобразовал весь город в город христианский». Еретиков преследовал он и устными и письменными обличениями. Более всего настаивал Ириней на обращении к простой вере в слово Божие и к руководству церкви. – «Здравый, идущий безопасным путем разум – говорит он, – занимается только тем, что Бог дал во власть человеку и подчинил нашему ведению; а это есть то, что перед нашими глазами, что открыто и ясно выражено в свящ. писании. Лучше быть невеждою, а любовию приближаться к Господу, нежели многосведущим быть, а вместе – врагом Божиим».
Возставая против умствований еретиков, Ириней видит одно спасение в руководстве церкви: – «церковь, говорит он, разсеяна по всей вселенной, но соблюдает веру, как будто занимает она один дом. Она одинаково верует, как будто имела одно сердце, одну душу: проповедует единогласно, как будто у нея одни уста. Как солнце – творение Божие одно и то же во всем мире, так одна и та же проповедуемая вера сияет повсюду, всех просвещает, приводя к познанию истины». В другом месте св. Ириней пишет: «не должно у других искать истины, которую легко заимствовать от церкви; ибо в нее, как бы в богатую сокровищницу, апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от нея пития жизни. Она есть дверь жизни» (Прот. ерес. кн. 3, гл. 4).
И так до конца подвизался великий пастырь Ириней, напрягая все свои силы, чтобы распространять истину и истребить ложь и заблуждения. Наконец праведную жизнь свою запечатлел он мученическою кончиною во время жестокого пятаго гонения на христиан в 202-м году, когда в особенности пострадала церковь лионская. «Реки крови христианской текли тогда по улицам Лиона; столько умерло в это время лионских христиан, что нельзя было ни числа, ни имен их собрать».
Св. Ириней был обезглавлен вместе со многими тысячами (до 19.000) христиан-мучеников.
II. Обратим, братия, внимание на слова св. священномученика Иринея о св. церкви Божией, своею св. мученическою кровию засвидетельствовавшаго истинность их.
Только в церкви православной есть истина, только чрез нее, как дверь, можно войти в царствие Божие и наследовать жизнь вечную, – вне же церкви заблуждение, ложь, грех и погибель вечная.
И слово Божие, свидетельства святых отцев, и история церкви, и соображения разума, – все убеждает нас в том, что вне церкви нет спасения.
а) Иисус Христос, по изречениюсв. ап. Павла, есть глава церкви, и Он же Спаситель тела; след. дабы иметь участие в Его спасении, необходимо быть членом Его тела, т. е. быть членом св. православной церкви (Ефес. 5, 23).
Св ап. Петр учит, что крещение спасает нас по образу Ноева ковчега. Все, спасшиеся от всемирного потопа, спаслись единственно в ковчеге праведного Ноя; так и все, получившие вечное спасение, обретали его в единой православной церкви.
б) Св. отцы также учат, что вне церкви нет спасения.
Св. Ириней, епископ лионский, ныне ублажаемый церковию, говорит: «те, которые не прибегают к церкви, не причастны действия Духа Святаго, и "потому лишают себя блаженной жизни».
Киприан учит: «тот не может иметь Бога Отцем, кто не имеет материю церковь».
Бл. Августин наставляет: «вне церкви человек может иметь все, кроме спасения. Может иметь почести, может иметь таинства, может петь аллилуия, может говорить аминь, может держать евангелие, может иметь веру во имя Отца и Сына и Св. Духа и проповедывать ее; но нигде, кроме православной кафолической церкви, не может найти спасения».
Он же в другом месте говорит: «всякий, отделившийся от общения с церковию, хотя бы жизнь его была достойна похвалы, за то одно беззаконие, что он отторгся от единения со Христом, не будет иметь жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (См. Догм. Богосл. Макария, митр. моск.).
в) Обращая внимание на историю церкви, мы видим, что только в православной церкви есть св. угодники Божии, св. мощи, св. чудотворныя иконы, от коих источаются многообразныя чудеса милости Божией. «Наша православная церковь есть истинная, говорит один архипастырь и учитель отечеств. церкви, потому что Сам Бог прославил многих святых членов ее нетлением мощей их и многими чудодейственными силами. Эти чудодейственныя силы многих членов нашей св. церкви совершались в древния, времена, как то видим в писаниях св. отцев, совершались во времена средния, как о том повествует не ложная история св. церкви, совершались во времена новейшия и ныне совершаются, как то можете спросить в лавре печерской, в лавре сергиевской, в Воронеже и весьма многих других местах» (Из бесед Григория, архиеп. казанскаго).
Обращая, далее, внимание на историю церкви, мы поражаемся тем замечательным фактом, что почти все гонители церкви Божией, если не раскаивались, были свыше наказаны и нередко умирали мучительною смертию.
Первый гонитель христиан – император римский Нерон – был свергнут с престола и исчез безвестно.
Домициан, по жестокости подобный Нерону, попал в плен неприятелей и ими был умерщвлен.
Декий был убит на войне, и тело его съедено хищными зверями и расклевано птицами.
Валериан был взят в плен персами и там ему назначено было исправлять самую унизительную должность; он обязан был изгибать свою спину и подставлять ее вместо ступени персидскому царю всякий раз, когда тот садился на коня. А когда помер Валериан, то с него содрали кожу и повесили на позор римлянам.
Диоклитиан впал в жестокую болезнь, которая еще более усилилась от огорчения и своеволия народа, ниспровергшаго его статуи, наконец он лишился разума и уморил себя голодом.
Максимин Геркулий, отказавшись от престола, отравил себя ядом.
Главный виновник десятаго и последняго гонения Галерий был поражен неисцелимою болезнию, которая, несмотря на все старания и все искусство врачей, усиливалась все более и более, так что наконец и врачи не могли близко подходить к нему – от нестерпимаго смрада, выходившаго из его ран. Среди таких ужасных мучений он познал могущество Бога христианскаго, вспомнил все свои жестокости против христиан и издал указ о прекращении гонения. Но так как обращение гонителя было не глубокое, то смерть прекратила его мучения.
Споспешник и преемник жестокостей Галерия Максимиан имел смерть не менее мучительную. Оставленный всеми своими приближенными, он решился на самоубийству – принял яд и четыре дня терпел ужаснейшия мучения, не только в теле, но и в душе; ибо ему представлялся в болезни Сам Судия небесный и грозил ему Своим правосудием; наконец с жесточайшими мучениями, как бы среди пытки, нечестивый Максимиан изверг свою душу.
Таким образом почти все ожесточенные гонители христиан испытали на себе заслуженный ими гнев правосудного нелицеприятного Бога, тогда как Констанций Хлор, покровительствовавший христианам, мирно и благополучно управлял своею страною и мирно скончался. В лице его сына Константина Великого Господь готовил Своего избранника, который должен был дать мир и свободу св. церкви.
г) И здравый разум убеждает нас, что только в союзе с церковию можно получить спасение, а вне сего союза вечная и неизбежная гибель. Прежде всего нужно признать, что всякий человек рождается с Адамовым (или прародительским) грехом и после того весьма много совершает различных грехов. Между тем в свящ. писании сказано, что «ничто скверное не может войти в небесное царство». А совершая грехи, он чувствует в совести своей тяжесть и безпокойство, которыя делают его несчастливым. Кто же может снять с него эту тяжесть и успокоить его совесть? Кто вообще может очистит его от греховной скверны, которая закрывает ему вход в небесное царство? Не другой кто, как только церковь в таинствах крещения и покаяния, установленных Господом для христиан. Кроме церкви никто и ничто не в силах сделать этого.
Далее – мы видим и знаем, что все находящиеся вне христианской церкви (язычники, магометане, евреи и т. д.) живут дурно, не по совести, не так, как следует жить разумному существу – человеку; знаем также, что они и не могут жить иначе, так как не имеют надежного и высшаго руководителя – Св. Духа, наставляющаго на всякую истину. Хотя и между христианами встречаются, к прискорбию, живущие не по христиански, но, во всяком случае, только в христианской церкви мы имеем возможность проводить вполне благочестивую жизнь и достигать величайшей степени святости, как показывают жития святых. Здесь мы имеем и высочайший образец жизни в лице безгрешного Богочеловека (Христа Спасителя), и верного и великого руководителя к святой жизни и просветителя в лице Духа Святаго. «Невозможное для человека», сказано в слове Божием, «возможно для Бога», т. е., если мы будем искренно желать и стремиться к богоугодной жизни, то Дух Св. поможет нам Своею благодатию и сделает за нас то, чего мы не в силах сделать по нашей слабости.
III. Братия! Будем же твердо держаться св. православной церкви, вне общения с которой ожидает нас вечная гибель. Да будет в памяти нашей всегда слово св. Иринея Лионскаго: «те, кои не прибегают к церкви, не причастны действия Духа Святаго, и потому лишают себя блаженной жизни».
Протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений,
составленных на каждый день года