02.05.2019
<-назад в раздел
Поучение в день памяти Преп. Иоанн Ветхопещерника.
Прославляемый сегодня св. преп. Иоанн называется ветхопещерником, потому что спасался в лавре св. препод. Харитона, которая называлась ветхою или древнею, как старшая из палестинских обителей. Лавра эта находилась недалеко от Вифлеема по направлению к Мертвому морю. Св. Иоанн из любви к Богу в молодых летах оставил мир и поселился в лавре, где в сане пресвитера достиг высокой степени святости. Жил он в VIII веке.
II. Препод. Иоанн, из любви к Богу оставивший мир, невольно наводит на размышление «о том, чем обнаруживается истинная любовь к Богу». Нужно ли для ее обнаружения всем и во всех случаях оставлять мир? Или нельзя ли и живя в мире заявить свою нелицемерную и свободную любовь к Богу? Без сомнения, можно.
Любовь к Богу, равно как и любовь к человеку, скрыться не может. Она непременно должна иметь свои заметныя действия, свои внешние признаки. Какие же это признаки или действия, которыми обнаружнвается любовь к Богу, разсмотрим.
Признаки, которыми обнаруживается всегда и везде любовь к Богу многоразличны.
а) К числу таковых признаков принадлежит, прежде всего, молитва, которую можно совершать на всяком месте, тем паче в храме.
Пророк Давид весьма любил Господа Бога. «Что ми есть на небеси», говорил он, «и от Тебе что восхотех на земли? Боже сердца моего и часть моя Боже во век» (Псал. 72, 25). Чем же между прочим в пророке сем обнаруживалась любовь к Богу? Молитвою. Он сам свидетельствует, что и днем и ночью молитва к Богу была любимым его занятием. «Седмерицею днем хвалих Тя», Господи, пишет Давид в 118-м псалме, да и в другом месте своих псалмов говорит он: «в полунощи востах исповедатися имени Твоему, Господи», (Псал. 118, 62). Так душа, любящая Бога, и вся и всегда в молитве более или менее напряженной. Как рыба живет в воде и водою: так и душа, любящая Бога, живет в молитве и молитвою. Это происходит от того, что душа, любящая Бога, безпрестанно стремится, жаждет беседовать с возлюбленным ей Создателем. Стремление это бывает иногда столь велико, что люди, горящие любовию к Богу, молятся Богу и во сне и притом так сильно, что иногда слезы умиления прерывают их сон. О сем-то говорится в Песни песней: «аз сплю, а сердце мое бдит» (Песн. 5–2). Я сплю, а сердце мое бодрствует, любит Бога, ищет Бога, молится Богу, услаждается Богом. Я "сплю, а сердце мое не спит, горит, светится, пребывает на небе. Поэтому у любящих Бога и вместе молитву бывает искреннее усердие часто посещать храмы Божии и приобщаться святых Христовых таин. Анна пророчица, любившая Бога, от храма «не отхождаше», как повествует евангелие, «но служаше» там «постом и молитвами день и нощь». (Лук. 2, 38). А первенствующие христиане, любившие Бога, еженедельно приобщались святых таин тела и крови Христовой.
б) Любовь к Богу обнаруживается еще охотою к чтению или слышанию слова Божия, которое также можно читать дома, не покидая для этого мирской жизни. Любящему Бога приятно слышать, что Бог Создатель его говорит, приятно знать, чего Царь небесный желает от людей. А потому таковому человеку сладко углубиться в слово Божие, сладко видеть дела премудрости Божией, сладко слышать глаголы воли Божией. Поэтому и пророк Давид, любивший Бога, любил и слово Божие. «Коль сладка», взывает он, «гортани моему словеса Твоя», Господи! «паче меда и сота». (Псал. 117, 103). И недивно, потому что любящий Бога, читая или слушая священное писание, находит в нем и то, что непрестанно напоминает ему о любимом, сладчайшем ему предмете, о Боге, и то, что развивает, усиливает, воспламеняет радостотворную, душеспасительную любовь к Богу.
в) Кроме сего любовь к Богу обнаруживается добродетельною христианскою жизнию, или, что тоже, исполнением воли Божией. И это весьма естественно. Ибо и любящий какого-либо человека обыкновенно исполняет волю любимаго человека. Так бывает и в делах любви к Богу. Любящий Бога охотно, с ревностию исполняет волю Божию. О сем говорит и Иисус Христос: «имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя» (Иоан. 14, 21). Иоанн Богослов там предполагает исполнение воли Божией, где есть несомненная любовь к Богу. «Сия есть любы Божия», говорит наперсник Христов, «да заповеди Его соолюдаем» (1 посл. Иоан. 5, 3).
Впрочем, не должно думать, чтобы любящие Бога в настоящей жизни не чувствовали вовсе склонности к злу и никогда не согрешали. Нет, и любящие Бога, доколе живут на земле, подвержены немощам греховным; но они, из любви к Богу, из желания угодить Создателю, противятся злым своим склонностям, а если погрешают, то скоро приходят в себя, раскаяваются и обращаются к Богу с испрошением прощения. Таковые люди весьма сильно чувствуют тягость допущенного греха, сильно скорбят о прогневании Господа и с особенным усилием стараются возстановить благодатный сладкий мир с Богом, прерванный грехами. Вспомним об апостоле Петре, как он, согрешив, плакал горько. В этом апостоле тогда горько плакала любовь к Богу, почувствовавшая горечь разлуки с Богом и стремившаяся к возобновлению общения с Богом. Как у друзей после разрыва любви нередко бывает возобновление любви с большею силою: так и у любящих Бога, после допущенного ими нарушения закона Божия, любовь к Богу, стремление к Богу, и старание жить по закону Божию, нередко, при содействии благодати Божией, возрастает, укрепляется и обнаруживается в обильных плодах добродетели.
III. Да дарует нам Господь благодатную помощь по молитвам преподобного Иоанна ветхопещерника обнаруживать свою любовь к Богу всеми силами своей души: и мыслию, и словом, и делом. Аминь.
Протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года