23.01.2019
<-назад в раздел
День памяти преподобного Антипы Валаамского
Преподобный Антипа
Любовь к подвигам есть
ненависть к страстям.
«Отечник» святителя
Игнатия (Брянчанинова)
Подвиг – это цвет, это весна
религиозной жизни,
а без цветка нет и плода.
Священномученик
Иоанн Восторгов
Преподобный Антипа (в миру – Лукиан Александр Георгиевич) появился на свет в 1816 году в Молдавии, в селе Калаподешти Текунчского уезда, в бедной семье диакона. Рождение будущего подвижника ознаменовалось особенным благоволением Божиим – мать совершенно не ощущала родовых мук. Известно также, что в детстве, когда Саша пас овец в глухом лесу, там водилось множество ядовитых змей, и он брал их живых в руки без малейшего вреда и тем приводил видевших это в ужас.
Когда Александр еще учился, скончался его отец, и семейство осталось без опоры и без средств к существованию. Как старшего, мать отдала юношу обучаться переплетному мастерству. Мужественно претерпев все тяжкие невзгоды в доме жестокого хозяина, беззащитный сирота с помощью Божией быстро освоил ремесло. Возвратившись на родину, он обзавелся собственным хозяйством и теперь вполне мог прокормить своих близких.
Полное довольство царило в семействе Лукиана. Но сердце молодого хозяина не находило утешения в земном. Видя свое призвание в служении Богу, в 20 лет он решил стать монахом. Однажды ночью Александр тихо вышел из родительского дома и направился в знаменитый в Молдавии Нямецкий монастырь. Но там, несмотря на просьбы и мольбы, юного боголюбца не приняли. Тогда он пришел в Валахию. И этот небольшой штатный монастырь приютил странника в своих мирных стенах. Более двух лет с полным самоотвержением трудился здесь в различных послушаниях ревностный подвижник. Жизнь его была исполнена скорбей и лишений. Ему не давали монастырской одежды, не было у него и келии. Утомленный, засыпал он где случится: на хуторе, на кухонном полу... Раз, уснув на сене, на утро он оказался занесен снегом. Полузамерзшего его едва привели в чувство.
С подвигами телесными – бдением и постом – соединял юный воин Христов умную молитву, которой научил его схимонах Гедеон, около 30 лет подвизавшийся в затворе близ их монастыря. Строгость жизни Александра резко выделялась среди общего монастырского строя. Духовник посоветовал ему идти на Афон. Туда же стремилось и сердце самого подвижника. В монастыре Браз архимандрит Димитрий постриг его с именем Алипий и благословил подвизаться на Святую Гору. Там монах Алипий поступил в греческий Эсфигменский монастырь. Около четырех лет трудился он в поварне, а затем перешел к землякам – старцам-пустынникам Нифонту и Нектарию.
Вскоре его постригли в схиму с именем Антипа и благословили проводить отшельническую жизнь. С пустыми руками вошел отец Антипа в теперешнее свое жилище – полуразвалившуюся хижину. Она была совершенно пуста, только в переднем углу можно было увидеть небольшую икону Божией Матери, которая прославила себя впоследствии многими благодатными знамениями. «Она чудотворная», – в радости всегда свидетельствовал не разлучавшийся с ней преподобный. Позже этот образ хранился в Валаамском монастыре, в храме преподобных Сергия и Германа Валаамских.
В короткое время с Божией помощью отец Антипа обустроился, и мирно потекли дни его. С подвигом молитвенным по необходимости он соединял безмятежное рукоделие – изготовление деревянных ложек, которые для своего пропитания продавал в Карее (Карея – небольшой городок, административный центр Афона, – примеч. ред.). За советом в духовной жизни отшельник обращался к пустыннику схимонаху Леонтию, духоносному старцу и великому подвижнику.
Через некоторое время по просьбе старца Нифонта отец Антипа поступил в строившийся на Афоне Молдавский скит. Его посвятили в иеродиакона, потом – в иеромонаха и поставили келарем. Дела по устройству скита побудили отца Нифонта на три года уехать в Молдавию. На это время управление всеми отраслями скитского общежития и духовничество были возложены на отца Антипу.
Вернувшись, отец Нифонт назначил подвижника экономом на их подворье в Яссах. Неожиданно переселившись из тихих пределов Святой Горы в шумный город, оказавшись среди разнообразных хлопот и попечений, преподобный прежде всего старался не оставлять свое схимническое афонское правило. Против возможных искушений опытный воин Христов вооружился мощным оружием – постом. По два или по три дня, иногда даже по неделе, он совершенно не употреблял ни пищи, ни питья.
При всеобщем расположении к отцу Антипе дела его по управлению подворьем шли прекрасно, средства к содержанию росли, сам сбор значительно увеличился. Видя большую пользу от деятельности преподобного и сознавая множество разнообразных нужд по устроению скита, отец Нифонт, взяв его с собой, поехал за сбором подаяний в Россию.
Только первые шаги здесь были сделаны отцом Антипой под руководством старца Нифонта: вскоре игумен уехал в Молдавию, и подвижник, не зная Русского языка, остался один среди Русских. В отдельном домике в саду проводил он почти затворническую жизнь, посвящая все время молитве. И только по особому приглашению выходил из своего затвора.
Однако дела отца Антипы по сбору материальных средств шли успешно. Этим успехом главным образом он обязан был тому чувству доверия и расположения, которое питали к нему все знавшие его в России, как и прежде в Молдавии. И в Москве, и в Санкт-Петербурге люди благочестивые, вне зависимости от социального положения, равно обращались к нему за духовными наставлениями и с благоговейной верой внимали его обличительному и назидательному слову.
В первый год пребывания в России отец Антипа посетил Валаамский монастырь. Всей душой полюбил он пустынные, безмятежные кущи Валаама и, как только были завершены его дела, с благословения своих молдавских старцев, 6 ноября 1865 года прибыл на Валаам. Маленькая уединенная келья в скиту Всех Святых приютила здесь ревностного любителя безмолвия и молитвы. И вновь молитва сделалась единственным его занятием. Она занимала весь день и почти всю ночь. Кроме неопустительного исполнения денно-нощной службы по церковному уставу, отец Антипа каждый день прочитывал два акафиста Божией Матери – общий и Ее Успению, и ежедневно полагал по 300 земных поклонов с молитвой о спасении всех усопших. Помянник его был необычайно велик – поминовение продолжалось более часа.
Валаамский монастырь
В определенное время, между службами и поклонами, преподобный занимался умной молитвой. Когда ему случалось бывать или служить в монастыре, так же, как и каждую субботу, когда он причащался Божественных Христовых Таин в скиту, предварительно в келье отец Антипа совершал полную службу на молдавском языке и потом выстаивал без опущения и всю церковную службу в скитском или в монастырском храме.
В первую неделю Великого поста он вовсе не употреблял ни пищи, ни питья. В такой же строгости соблюдался им пост в понедельник, среду и пятницу в течение всего года и в два сочельника. И даже в предсмертной болезни своей, когда от сильного жара высыхал у него совершенно рот, подвижник не решался облегчить своих тяжких страданий глотком воды. На четыре же непостных дня – воскресенье, вторник, четверг и субботу – ему хватало той пищи, которую приносили ему раз в неделю, в субботу.
Так жил отец Антипа круглый год в скиту. Когда же приходил в монастырь, то уже он сообразовывался с чином обители. Бывало это три раза в год – на Рождество Христово, на седмицы Страстную и Святой Пасхи и на всю седмицу Пятидесятницы.
Кроме этих дней приводила его в монастырь еще необходимость духовного собеседования с близкими ему лицами, специально приезжавшими для того на Валаам. По целым дням тогда затворник находился в обществе женщин, пил чай, ел. Так выражались его глубокая самоотверженная любовь к ближним, его тонкое благочестивое чувство, боявшееся чем-нибудь опечалить их.
«Батюшка, ты обращался много с женщинами. Неужели не приходили тебе дурные мысли?» – спрашивал преподобного в последние дни его земной жизни один из преданных ему учеников. «Никогда! – отвечал сохранивший себя в девственной чистоте отец Антипа. – Не могут прийти такие мысли чадолюбивому отцу. Тем более не могут прийти они отцу духовному. Единственным моим желанием по отношению к моим чадам было их преуспеяние духовное и вечное спасение их душ».
Ничего не искавший на земле, весь ум свой углубивший в Боге, он с радостью переносил все огорчения, поношения и упреки. Глубокое смирение и всегдашняя готовность к самоукорению давали ему возможность неизменно сохранять невозмутимый мир души. Жил он в крайней нищете. Келья его была совершенно пуста, в ней не было ни кровати, ни стула. Стояли лишь небольшой столик вместо аналоя и деревянный жезл с перекладиной, на который в борьбе со сном подвижник в изнеможении опирался во время своего всенощного бдения. На полу лежал войлок – на нем он сидел и в утомлении предавался краткому ночному отдыху. Отличаясь такой нестяжательностью, отец Антипа в то же время с любовью отзывался на нужды братии, если только открывалась такая возможность.
Замечательно, что многие годы проводя в строгом подвижничестве, преподобный нисколько не расстроил своего здоровья. К лекарствам и к врачам в случае болезни он никогда не обращался. Принимая недуги от руки Господа, от Него же ожидал в них и исцеления. По его бодрому виду трудно было предположить, что он скоро переселится в селения горние. В течение одного года сильнейший кашель совершенно обезсилил и иссушил подвижника.
Скончался отец Антипа в воскресенье, 10 января 1882 года, на 66-м году жизни. Согласно его завещанию, он был похоронен вне стен скита – чтобы паломники и духовные чада, в том числе и женщины, почитавшие его, могли безпрепятственно приходить на могилу. Располагалась она у часовни Крестных Страданий.
В 1960 году местные жители, омраченные жаждой наживы, раскопали место погребения старца Антипы. Не найдя драгоценностей, они вновь засыпали могилу, а надгробная плита осталась сдвинутой в сторону. Земля там со временем осела, и это помогло определить расположение захоронения. Мощи угодника Божия были обретены в мае 1991 года, от них исходило сильное благоухание.
В 2000 году Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя преподобного Антипы Афонского было включено в Месяцеслов Русской Православной Церкви.
Подготовила
Ксения Миронова
По книге: Валаамский
монастырь и его подвижники.
Спасо-Преображенский
Валаамский монастырь, 2005.