Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
Празднование Казанской иконы Божией Матери 04.11.2018

Празднование Казанской иконы Божией Матери

Взбранной Воеводе победительная,
яко избавльшеся от злых, 
благодарственная восписуем Ти 
раби Твои, Богородице…
Кондак Богородице

Ныне не словом только, а самым делом – нарочитым торжеством – Святая Церковь и Отечество наше «восписуют благодарственная» Пресвятой Богородице как взбранной (неодолимой в бранях, – примеч. ред.) Воеводе и Победительнице, избавившей нас от злых в начале 17 столетия. Страшное то было время для православной России. Род Рюрика, благочестивый род, царствовавший столько веков, пресекся на престоле русском; попытки возвести на этот престол кого-либо из соотечественников остались безуспешными; появившиеся самозванцы потрясли государство до последних оснований и угрожали самому его Православию; внутри Отечества господствовали распри, нестроения, междоусобия; внешние враги – шведы и поляки – вступили с своими полчищами в пределы России и опустошали ее страны.

Тогда некоторые из русских решились было призвать на престол отечественный польского королевича Владислава с условием, чтобы он переменил латинство на Православие. Имя Владислава, под этим условием, уже поминалось в православных церквах... Но отец его, король польский, думал иначе: он надеялся покорить себе Россию оружием и сам соделаться ее Царем, нимало не изменяя своей вере; войска польские овладели уже Москвою... Кто ж спасет тебя, бедствующая Россия, в эту тяжкую годину?..

Не было спасения на земле – оно подано свыше. Предки наши, по благословению пастырей, наложили на себя трехдневный пост и обратились с молитвою к Богу. И вот, в одну ночь к некоему благочестивому иерарху греческому, по имени Арсению, проживавшему в Москве, в плену у поляков, явился преподобный Сергий Радонежский и сказал, что молитва угодников русских о своем Отечестве услышана, и что Бог, по ходатайству в особенности Пресвятой Богородицы, избавит Москву от врагов. Эта весть быстро разнеслась по всему войску русскому, осаждавшему столицу, и оно, воодушевленное надеждою на помощь взбранной Воеводы, сделало нападение на врагов, изгнало их из Москвы и спасло Церковь и Отечество от угрожавших им опасностей. Когда, вслед за тем, положено было принести торжественное благодарение Господу, и народ вместе с войском вступали в Кремль, навстречу им вышел маститый иерарх Арсений, неся в руках чудотворную икону Божией Матери Казанской – и все пали перед нею на колени в слезах и единогласно приписали ей свое избавление от врагов. В память этого-то достопамятного события и установлен настоящий праздник.

Таким образом, нынешний праздник напоминает собою одно из тех многочисленных событий, когда Пресвятая Богородица, по молитвам наших предков, избавляла их от врагов.

Братие! Вспомним, что и у каждого из нас, как христианина, есть свои враги – враги спасения, и научимся, по примеру предков, искать себе помощи против этих врагов и избавления от них у Царицы Небесной.

2018-11-04.1.jpg

Первый враг нашего спасения есть наша собственная плоть, или точнее – наше естество, извращенное грехом (см.: Гал. 5, 16). Полчища, какие враг этот высылает против нас, суть наши собственные страсти и вообще влечения ко злу: они воюют и против «закона» нашего «ума» – против тех остатков добра, какие еще сохранились в нашей природе, и против нового благодатного закона, принятого и усвоенного нами со времени Крещения (см.: Рим. 7, 14–23). Иногда они силятся подорвать нашу веру, иногда поколебать нашу надежду, иногда погасить нашу любовь к Богу и ближним, и всегда стараются лишить нас какой-либо добродетели и причинить смерть нашей душе. Ибо всякая страсть, коль скоро мы уступаем ей – а тем более когда она делается господствующею в нас – непременно умерщвляет нашу душу, увлекая ее ко грехам, и похищает у нас противоположные нравственные совершенства, если мы их имели. Борьба с этими врагами тем более опасна, что они суть враги наши домашние, и часто достигает до такой степени, что мы решительно не в состоянии бываем противостоять им.

О, в эти тяжкие минуты, когда бездна готова разверзнуться перед вами и поглотить вас, спешите, христиане, взывать из глубины души к Пресвятой Деве: «Мати Божия, помоги нам! Взбранная Воеводо! Порази наших врагов, не дай нам пасть под бременем страстей, не дай соделаться их рабами и потерять свободу славы чад Божиих!» (см.: Там же. 8, 21).

Вторый враг нашего спасения есть мир, – не тот прекрасный мир, который создан Богом и служит отражением Его безконечных совершенств, а мир собственно людской, извращенный грехами человеческими (см.: Мф. 10, 22). Здесь на каждом шагу мы встречаем опасности для своего спасения. Опасности – от этих разнообразных благ житейских, которые возбуждают и питают наши страсти; от этих порочных удовольствий, приманок и соблазнов; от нравов и обычаев общества, которые иногда трудно, а иногда почти невозможно совместить с требованиями христианства. Опасности – и от бедствий жизни, безчисленных и разнообразных, болезней, неудач, лишений и всякого рода скорбей, которые нередко в состоянии поколебать самую твердую душу и увлечь ее к порокам. Опасности, наконец, от злых людей, которые стараются действовать против благочестивых и соблазнительным примером собственной жизни, и своими ядовитыми для нравственности беседами, и нередко еще более ядовитыми сочинениями, а иногда употребляют против добродетели клевету, презрение, даже гонения (см.: 2 Тим. 3, 12).

Души христианские, стремящиеся к горней Отчизне! Плывя по этому житейскому морю, воздвизаемому непрестанно бурею напастей и искушений, чаще, чаще взывайте о помощи к Царице Небесной, да сохранит Она вас Своим всемощным ходатайством перед Богом от крушений и потопления, да наставит вас, как бороться с разъяренными волнами, как пройти мимо подводных камней, и да приведет вашу утлую ладью к тихому пристанищу Вечности.

Третий и последний враг нашего спасения, или вернее, первый и последний – есть диавол, который, по выражению Писания, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити (1 Петр. 5, 8). Он, как дух, действует на нас невидимо, духовно. Действует непосредственно на нашу душу и, замечая ее слабые стороны, пользуется ими, чтобы влагать в нее худые мысли, желания и чувствования, в особенности же старается возбуждать наше воображение разными греховными мечтами и соблазнительными картинами и через воображение возбуждает и воспламеняет наши страсти (см.: Ин. 13, 2; Деян. 5, 3). В то же время и точно таким же образом лукавый действует и на души окружающих нас ближних, а через них употребляет против нас уже и все внешние, видимые средства, какие только могут находиться во власти людей, чтобы искушать нашу веру и благочестие и увлекать нас к порокам (см.: Откр. 2, 10).

О, если в какой борьбе, то особенно в борьбе с «духами злобы поднебесными» нам необходима помощь свыше! Эти враги и сильнее нас, и хитрее, и искуснее. Более же всего в минуты этой борьбы мы должны призывать взбранную Воеводу, да наставит Она нас уразумевать «умышления» сатаны (см.: 2 Кор. 2, 11), да укрепит нас противостоятькознем диавольским и да подаст нам средства вся стрелы лукаваго разжженныя угасити (Еф. 6, 11, 16).

Вообще же, братие, напечатлеем глубже в наших умах и сердцах ту отрадную истину, что Пресвятая Дева Богородица, столько раз избавлявшая предков наших от врагов, всегда готова оказать и каждому из нас такую же помощь, если только мы будем прибегать к Ней с теплою молитвою. Кто бы ни явился в известное время нашим врагом – плоть ли с ее страстьми и похотьми, мир ли с его безчисленными соблазнами, диавол ли с его духовными искушениями – важно то, что все это суть враги нашего спасения. А Пресвятая Дева как Матерь нашего Спасителя, без сомнения, всего более желает каждому из нас вечного спасения. Если Она избавляла предков наших и от таких врагов, которые угрожали одному внешнему их благосостоянию, не тем ли скорее подвигнется Она для избавления нас от врагов, угрожающих погубить самые души наши в геенне огненной?! Аминь.

Митрополит Макарий (Булгаков)
Сказано 22 октября 1857 года

Слова и речи, произнесенные 
в 1841–1868 годах. СПб., 1891.

<-назад в раздел

Русский календарь