Преставление блж. Серапиона, еп. Владимирского
Преподобный Серапион проводил подвижническую жизнь в Киевской Печерской обители. Время жизни его было самое горькое. Бедствия следовали одно за другим, и всего тяжелее было порабощение татарское.
В 1230 году 3 мая сильное землетрясение привело всех в ужас. Для Печерской обители оно было тем поразительнее, что последовало в день памяти преподобного Феодосия. Митрополит Кирилл, Великий Князь, бояре, множество богомольцев стояли за Литургиею в великой Печерской церкви, как величественный храм треснул в четырех местах; в лаврской трапезе камни падали со свода на полы. Это землетрясение чувствовали и на севере, во Владимире. 14 мая было необыкновенное затмение солнца; осенью того же года озимь побита была морозом; затем два года свирепствовали голод и мор. Наконец страшный Батый опустошил Россию и наложил на нее тяжкое иго подданства.
Блаженный Серапион бедствиями времени обучался сокрушению о грехах и страхом Божиим отгонял от души приражения страстей. В одном из поучений своих писал он: «Сколько раз видели мы солнце погибшее, луну померкшую, перемены в звездах. Видели своими глазами и трясение земли. Земля, утвержденная и неподвижная, движется по повелению Божию, колеблется от грехов наших, не может носить беззаконий наших… Что потом было у нас? Не глад ли? Не мор ли несколько раз? Не частые ли войны? Однако мы не покаялись. И вот пришел на нас, по попущению Божию, народ немилостивый, опустошил нашу землю, взял наши города, разорил святые церкви».
За высокие добродетели свои блаженный Серапион был избран в архимандрита Феодосиевой лавры, а затем в 1274 году посвящен в епископа Владимиру и Нижнему Новгороду. Блаженный Серапион недолго управлял Владимирскою паствою. Он скончался 12 июля 1275 года и погребен во Владимирском Успенском соборе. По рукописным святцам он поставлен в числе святых.
Летопись говорит о нем: «Бе учителен и силен в Божественном Писании». Ныне известны 7 слов его, дышащие искренним благочестием христианского пастыря душ.
«Дети, – так говорит он в одном поучении, – я чувствую в сердце своем великую скорбь о вас. Ибо вовсе не вижу вашего обращения от дел беззаконных. Не так скорбит мать, видя детей своих больными, как скорблю я, грешный отец ваш, видя вас, болящих делами беззаконными. Много раз беседовал я с вами, желая отвратить вас от худых навыков. Но не вижу в вас никакой перемены. <…> Умоляю вас, братия и дети, исправьтесь, обновитесь добрым обновлением; перестаньте делать зло; убойтесь Бога, сотворившего вас; вострепещите Суда Его Страшного. К кому идем? К кому приближаемся, выходя из сей жизни? Что скажем? Какой дадим ответ? Страшно, дети, подпасть гневу Божию…
Вот уже к сорока годам приближается наше томление и мука, тяжкие дани не прекращаются; и голод и мор, и всласть хлеба мы съесть не можем. Воздыхание и печаль сушат кости наши. А что нас довело до сего? Наши беззакония, наши грехи, наше непослушание, наша нераскаянность. Молю вас, братия: вникни каждый в свои мысли, рассмотри сердечными очами дела свои, возненавидь их, откажись от них, раскайся, и гнев Божий минует. Милость Господня излиется на нас. Господь сотворил нас великими, а мы непослушанием становимся малы. Не погубим, братия, своего величия. Не слышащие о делах и законе спасаются, а исполняющие закон (ср.: Рим. 2, 13). Согрешили мы? Прибегнем к покаянию, обратимся с любовью к Богу, прольем слезы, подадим милостыню нищим, поможем бедным. Скажем и мы с Давидом: „Господи, виждь смирение наше, остави вся грехи наша (ср.: Пс. 24, 18). Отврати ярость Твою от нас. Еда во веки прогневаешися на ны, или простреши гнев Твой от рода в род?“ (ср.: Там же. 84, 5–6). Ты Бог наш; Тебя прославляем с безначальным Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и вовеки». Так обличал грешников ревностный пастырь.
Избранные жития святых,
изложенные по руководству
Четьих-Миней архиепископа
Филарета Черниговского.
Т. 2. М., 2011.