21.07.2018
<-назад в раздел
Об иконе Божией Матери, именуемой Вязниковско-Казанскою
С покорением Казани владычеству русских посеяны были здесь первые семена христианства. Но доброе семя не вдруг принесло плод свой. Много было пролито крови, много положено трудов и молитвенного пота первыми просветителями Казани, чтобы возделать землю неверных в ниву Божию. Иногда доходило до ослабления христианства перед магометанством от недостатка людей, крепких духом и словом. Необходима была помощь высшая, и Господь, Промыслитель о Своих избранных, явил силу Свою в явлении чудотворной иконы Пречистой Матери Своей.
Эта икона явилась в 1579году в Казани. Богородица сама явилась во сне одной благочестивой девице по имени Матрона, дочери погоревшего во время страшного пожара в Казани стрельца, повелев возвестить архиепископу и градоначальнику, чтобы они взяли икону Ее из земли, указав при этом самое место. Девочка рассказала матери о виденном сне, но та объяснила это детскою грезою. Сон повторялся дважды. После сего мать и дочь отправились к архиепископу Иеремии и градоначальнику, но те не поверили рассказанному девочкой. Огорченные вернувшись домой, они пошли на указанное место. Мать и народ начали копать, было это 8 июля (старый стиль), иконы не находили. Но лишь стала копать сама Матрона, икона была найдена.
Слухи о явлении иконы распространились по всему городу, стеклось много народа, и архиепископ в присутствии градоначальников с крестным ходом перенес икону в церковь Св. Николая, а оттуда в Благовещенский собор. При следовании иконы в храм многие больные, особенно слепцы, получили исцеление. Можно подумать, что это преимущественное исцеление слепоты служило знамением того, что святая икона явилась для просвещения духовным светом омраченных слепотою магометанского лжеучения.
Обретенная икона, как оказалось впоследствии, была список с чудотворной иконы Богородицы, написанной св. евангелистом Лукою. Икона эта царицею Евдокией, супругой императора Феодосия, была переслана в Константинополь царице Пульхерии и поставлена во Влахернском храме (в дальнейшем называемая Одигитрею), потому-то Божия Матерь явилась во сне двум слепцам и указала им путь во Влахернскую церковь, где они и получили прозрение перед Ее святою иконою. Как показало время, при Казанской иконе чаще всего врачуем был недуг слепоты. Архиепископ Иеремия, сняв список с явленной иконы и описав обстоятельства ее явления и проявленные чудеса, отправил её в 1579 году к царю Иоанну Васильевичу IV, который приказал построить храм во имя новоявленной иконы и устроить женский монастырь. Матрона приняла монашеское пострижение с именем Мавры и стала первою инокинею, а потом и его настоятельницею.
Явление Казанской иконы установлено праздновать 8 июля, в день ее обретения, и 22 октября (по ст.стилю) в память избавления Москвы от поляков. Существует несколько списков Иконы Казанской Божией Матери, обладающих чудотворною силою.
В книге «Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон», изданной в 1898 году, говорится: «В Вязниковском соборном храме Владимирской епархии хранится благодатная икона Казанской Божией Матери. В церковной записи об этой иконе так говорится: «Лета от мироздания 7132, а от Рождества Христова 1624г., 11 октября, по указу Великого Государя Михаила Федоровича и по благословению Святейшего Патриарха Филарета Московского и Всея России, архимандрит Владимирского Рождественского монастыря Порфирий и с ним Спасо-Златовратского монастыря игумен Варсонофий, да соборный протопоп со священниками и диаконами посланы были в Вязниковскую слободу для свидетельства чудес от иконы Казанской Богоматери.13 октября во время божественной литургии последовало от той иконы исцеление дьячку Иродиону…, тогда же после молебного пения получила исцеление деревни Насекиной, крестьянка Ксения Семенова, не видевшая одним глазом несколько лет….Означенный архимандрит был свидетелем этих чудес, приказал описать и прочия чудеса, бывшие от иконы Пресвятой Богородицы». С этого времени икона эта признана чудотворною. Чудеса, происходящие от иконы, записывались.
В библиотеке Казанского собора хранилась старинная рукопись, на основании которой протоиереем Казанского собора Василием Орловым составлено «Сказание о чудесах бывших от Вязниковской-Казанской иконы Божией Матери», изданное в 1907году. Образ Вязниковской Казанской иконы Божией Матери написан около 1622 года иноком и затворником Николо-Шартомской обители Иоакимом. Время и место его рождения неизвестны. Первоначально затворник Иоаким жил в Борисо-Глебском монастыре, что на Устье (в 15 верстах от Ростова) и прямо ли оттуда перешел в Николо-Шартомский монастырь неизвестно. Несомненно то, что в 1622 году преп. Иоаким жил в нем, пребывая в строгом затворе, в молитвенных и других благочестивых подвигах. Во время отдыха от трудов подвижничества, обладая иконописным талантом, он писал иконы, которые безвозмездно раздавал бедным церквям и обителям. Господь сообщал его иконам благодатную силу исцелений. Около 1622 года преподобным отцом Иоакимом для Вязниковского храма написана Казанская икона Божией Матери.
Молитва
Пред иконою Пресвятыя Богородицы Казанскою О Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию пред честною и чудотворною иконою Твоею припадающие, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе: умоли, милосердная Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, церковь же Свою святую непоколебиму да соблюдет, и от неверия, ересей и раскола да избавит: не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси всесильная христиан помощница и заступница: избави же всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и от внезапныя смерти: даруй нам дух сокрушения, смирения сердца, чистоту помышле-ний, исправление греховныя жизни и оставления прегрешений, да вси благодарне воспевающие величия и милость Твоя, являемые над нами зде на земли, сподобимся и небесного царствия, и тамо со всеми святыми прославим пречистое и великоепное имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.
Эта икона явилась в 1579году в Казани. Богородица сама явилась во сне одной благочестивой девице по имени Матрона, дочери погоревшего во время страшного пожара в Казани стрельца, повелев возвестить архиепископу и градоначальнику, чтобы они взяли икону Ее из земли, указав при этом самое место. Девочка рассказала матери о виденном сне, но та объяснила это детскою грезою. Сон повторялся дважды. После сего мать и дочь отправились к архиепископу Иеремии и градоначальнику, но те не поверили рассказанному девочкой. Огорченные вернувшись домой, они пошли на указанное место. Мать и народ начали копать, было это 8 июля (старый стиль), иконы не находили. Но лишь стала копать сама Матрона, икона была найдена.
Слухи о явлении иконы распространились по всему городу, стеклось много народа, и архиепископ в присутствии градоначальников с крестным ходом перенес икону в церковь Св. Николая, а оттуда в Благовещенский собор. При следовании иконы в храм многие больные, особенно слепцы, получили исцеление. Можно подумать, что это преимущественное исцеление слепоты служило знамением того, что святая икона явилась для просвещения духовным светом омраченных слепотою магометанского лжеучения.
Обретенная икона, как оказалось впоследствии, была список с чудотворной иконы Богородицы, написанной св. евангелистом Лукою. Икона эта царицею Евдокией, супругой императора Феодосия, была переслана в Константинополь царице Пульхерии и поставлена во Влахернском храме (в дальнейшем называемая Одигитрею), потому-то Божия Матерь явилась во сне двум слепцам и указала им путь во Влахернскую церковь, где они и получили прозрение перед Ее святою иконою. Как показало время, при Казанской иконе чаще всего врачуем был недуг слепоты. Архиепископ Иеремия, сняв список с явленной иконы и описав обстоятельства ее явления и проявленные чудеса, отправил её в 1579 году к царю Иоанну Васильевичу IV, который приказал построить храм во имя новоявленной иконы и устроить женский монастырь. Матрона приняла монашеское пострижение с именем Мавры и стала первою инокинею, а потом и его настоятельницею.
Явление Казанской иконы установлено праздновать 8 июля, в день ее обретения, и 22 октября (по ст.стилю) в память избавления Москвы от поляков. Существует несколько списков Иконы Казанской Божией Матери, обладающих чудотворною силою.
В книге «Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон», изданной в 1898 году, говорится: «В Вязниковском соборном храме Владимирской епархии хранится благодатная икона Казанской Божией Матери. В церковной записи об этой иконе так говорится: «Лета от мироздания 7132, а от Рождества Христова 1624г., 11 октября, по указу Великого Государя Михаила Федоровича и по благословению Святейшего Патриарха Филарета Московского и Всея России, архимандрит Владимирского Рождественского монастыря Порфирий и с ним Спасо-Златовратского монастыря игумен Варсонофий, да соборный протопоп со священниками и диаконами посланы были в Вязниковскую слободу для свидетельства чудес от иконы Казанской Богоматери.13 октября во время божественной литургии последовало от той иконы исцеление дьячку Иродиону…, тогда же после молебного пения получила исцеление деревни Насекиной, крестьянка Ксения Семенова, не видевшая одним глазом несколько лет….Означенный архимандрит был свидетелем этих чудес, приказал описать и прочия чудеса, бывшие от иконы Пресвятой Богородицы». С этого времени икона эта признана чудотворною. Чудеса, происходящие от иконы, записывались.
В библиотеке Казанского собора хранилась старинная рукопись, на основании которой протоиереем Казанского собора Василием Орловым составлено «Сказание о чудесах бывших от Вязниковской-Казанской иконы Божией Матери», изданное в 1907году. Образ Вязниковской Казанской иконы Божией Матери написан около 1622 года иноком и затворником Николо-Шартомской обители Иоакимом. Время и место его рождения неизвестны. Первоначально затворник Иоаким жил в Борисо-Глебском монастыре, что на Устье (в 15 верстах от Ростова) и прямо ли оттуда перешел в Николо-Шартомский монастырь неизвестно. Несомненно то, что в 1622 году преп. Иоаким жил в нем, пребывая в строгом затворе, в молитвенных и других благочестивых подвигах. Во время отдыха от трудов подвижничества, обладая иконописным талантом, он писал иконы, которые безвозмездно раздавал бедным церквям и обителям. Господь сообщал его иконам благодатную силу исцелений. Около 1622 года преподобным отцом Иоакимом для Вязниковского храма написана Казанская икона Божией Матери.
Икона не отличается большими размерами, в вышину 12 вершков, в ширину 10 вершков, доска липовая с выемкою. Лик Богоматери выписан превосходно и поражает свежестью и отчетливостью письма лучшего московского периода. Икона была богато украшена. По указу из Владимирской Духовной Консистории (27 ноября 1873г.) усердием Вязниковского 1-й гильдии купца Н.Л. Никитина украшения на иконе с сохранением древнего вида переделаны. Икона была явлена в Вязниках на вязах в 1622 году. Поначалу она была помещена в имеющуюся Никольскую церковь.
ТРОПАРЬ
Заступница усердная Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о, Госпоже Царице и Владычице, иже в напастех и в скорбех и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущим на Тя избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.
Молитва
Пред иконою Пресвятыя Богородицы Казанскою О Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию пред честною и чудотворною иконою Твоею припадающие, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе: умоли, милосердная Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, церковь же Свою святую непоколебиму да соблюдет, и от неверия, ересей и раскола да избавит: не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси всесильная христиан помощница и заступница: избави же всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и от внезапныя смерти: даруй нам дух сокрушения, смирения сердца, чистоту помышле-ний, исправление греховныя жизни и оставления прегрешений, да вси благодарне воспевающие величия и милость Твоя, являемые над нами зде на земли, сподобимся и небесного царствия, и тамо со всеми святыми прославим пречистое и великоепное имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.