20.07.2018
Павел Иванович был старшим из братьев Чернышевых. После окончания семинарии в 1886 году и рукоположения в сан священника он был направлен для служения в село Тамакульское Камышловского уезда, расположенное при слиянии двух небольших речек: Суварыш и Атяш. В селе был каменный двухэтажный храм с колокольней, построенный в первой трети XIX века. В то время, когда в Тамакульском служил отец Павел, храм уже находился в ветхом состоянии: в его стенах появились большие трещины. В 1890 году колокольню и верхний этаж, где располагалась летняя церковь во имя Пророка Божия Илии, пришлось разобрать. Это время было сложным для отца Павла. Хлопоты по обустройству храма не могли не доставлять священнику беспокойства.
Поселок Ново-Уткинский завод находится приблизительно в восьмидесяти километрах от Екатеринбурга, по обоим берегам реки Верхняя Утка (приток Чусовой). Основан он был в середине XVIII века — одновременно с постройкой чугуноплавильного и железоделательного завода. В поселке на средства заводовладельцев Яковлевых был устроен каменный однопрестольный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы(4). В храме был установлен деревянный двухъярусный иконостас с красивой позолоченной резьбой.
Отец Павел Чернышев исполнял свои священнические обязанности с усердием, за что неоднократно удостаивался церковных наград: в 1894 году он был награжден набедренником, в 1904-м — камилавкой, а в 1909-м — наперсным крестом.
В 1910 году отец Павел Чернышев был назначен катехизатором по 2-му благочинническому округу Екатеринбургского уезда на 1911 год. Теперь он должен был проводить катехизические беседы в различных храмах благочиния.
А в 1915 году он уже состоял благочинным 2-го округа Екатеринбургского уезда. Должность эта была ответственной и, как значилось в указе Святейшего Синода от 5 августа 1800 года, епископы должны были назначать на нее священников, отличавшихся «беспристрастием и расторопностью известных». «Главнейшею обязанностью» благочинных признавалось насаждать «...благонравие, кротость, подчиненность и послушание церковнослужителей к священнослужителям, а сих — к старшим, над ними поставленным...».
В поселке Ново-Уткинский завод отец Павел прослужил около двадцати трех лет и, как сообщалось в «Известиях Екатеринбургской Церкви», «...за свое безкорыстие был любим и уважаем своими прихожанами». Спокойное течение жизни в поселке было прервано революцией и последовавшими за ней переменами.
Летом 1918 года Урал оказался в эпицентре гражданской войны. Чехословацкие войска устремились к Екатеринбургу, который в то время называли красной столицей Урала: это был крупнейший узел железных дорог, опорный пункт операций против чехословацких и белых войск.
Ново-Уткинский завод располагался на пути их наступления. Естественно, что летом 1918 года обстановка в поселке стала очень напряженной. Отношение красных к населению, в том числе духовенству, было в то время вообще крайне подозрительным.
25 июня/8 июля 1918 года командующий группой чехов и оренбургских казаков на Западноуральском направлении полковник С. Н. Войцеховский отдал приказ о наступлении на Екатеринбург. Главный удар предполагалось нанести через Нязепетровский завод и станцию Кузино (а Ново-Уткинский завод располагался недалеко от этой станции). 2/15 июля части Войцеховского вошли в Нязепетровский завод.
Вероятно, именно в эти страшные для большевиков дни состоялся повторный арест отца Павла Чернышева и других «антибольшевистских деятелей» Ново-Уткинского завода. На сей раз почти все они были переданы в распоряжение Екатеринбургского уездного совдепа. Председатель его, левый эсер Мухин, и член Старков, как рассказывала позднее газета «Уральская жизнь», «набросились на приведенных, долгое время издевались над ними, особенно над священником».
Это случилось 7/20 июля 1918 года, а через несколько дней, 12/25 июля, в Екатеринбург вступили части 3-го Чехословацкого стрелкового полка и оренбургских казаков под общим командованием полковника С. Н. Войцеховского, власть перешла в руки белых. Одним из важнейших дел для новой власти стало достойное погребение и поминовение тех, кто погиб от рук большевиков в это страшное лето.
Первые похороны состоялись уже на шестой день после освобождения Екатеринбурга. Торжественному погребению были преданы двадцать невинных страдальцев — заложники, расстрелянные красными в июне в отместку за гибель комиссара И. М. Малышева. Их тела были обнаружены в самом конце июля на месте свалки городского мусора, за станцией Екатеринбург-II. Убитых с трудом удалось опознать — ведь прошел уже месяц после расстрела...
13/26 августа состоялись похороны павших в бою офицеров и добровольцев Народной армии. Чин отпевания был совершен на большой площади перед Екатерининским собором, пел хор насельниц Ново-Тихвинского монастыря. Монахини сопровождали похоронную процессию до Михайловского кладбища, где убиенные были погребены в братской могиле.
Однако дальнейшая судьба многих погребений оказалась печальной. Летом 1919 года Екатеринбург был вновь занят красными. В 1921 году Ново-Тихвинский монастырь был закрыт, а территория некрополя перешла к городским властям, которые в августе 1930 года приняли решение об окончательной ликвидации монастырского кладбища. Бывший некрополь стал городским парком, а имена людей, похороненных там, были преданы забвению. И до сих пор остается неизвестным, где именно находится могила священномученика Павла Чернышева.
В 2002 году отец Павел Чернышев был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских от Екатеринбургской епархии(8).
<-назад в раздел
Память священномученика Павла Чернышева
Священномученик Павел Чернышев (1) родился в 1863 году(2) в семье священника Иоанна Никитича Чернышева. У отца Иоанна было восемь детей: четверо сыновей и четыре дочери. Всем своим сыновьям отец Иоанн постарался дать хорошее образование: старшие, Павел и Афанасий, окончили Уфимскую Духовную семинарию, средний сын, Михаил, — Екатеринбургское Духовное училище, а младший, Аркадий, — Духовную семинарию в Тобольске. Все они впоследствии стали священнослужителями(3). Дочери отца Иоанна вышли замуж за будущих иереев.
Павел Иванович был старшим из братьев Чернышевых. После окончания семинарии в 1886 году и рукоположения в сан священника он был направлен для служения в село Тамакульское Камышловского уезда, расположенное при слиянии двух небольших речек: Суварыш и Атяш. В селе был каменный двухэтажный храм с колокольней, построенный в первой трети XIX века. В то время, когда в Тамакульском служил отец Павел, храм уже находился в ветхом состоянии: в его стенах появились большие трещины. В 1890 году колокольню и верхний этаж, где располагалась летняя церковь во имя Пророка Божия Илии, пришлось разобрать. Это время было сложным для отца Павла. Хлопоты по обустройству храма не могли не доставлять священнику беспокойства.
Помимо этого ему приходилось совершать богослужения лишь в нижней теплой церкви во имя Великомученика Георгия Победоносца, а прихожан, вместе с жителями нескольких окрестных деревень, было около шести тысяч человек. В 1894 году рядом с этим храмом началось возведение новой каменной церкви во имя Пророка Божия Илии, но отца Павла к этому времени уже перевели в другое место — к Михаило-Архангельской церкви Ревдинского завода Екатеринбургского уезда. А еще через несколько лет, в марте 1895 года, он переехал с семьей в поселок Ново-Уткинский завод Екатеринбургского уезда, где совершал свое служение вплоть до мученической кончины в 1918 году.
Поселок Ново-Уткинский завод находится приблизительно в восьмидесяти километрах от Екатеринбурга, по обоим берегам реки Верхняя Утка (приток Чусовой). Основан он был в середине XVIII века — одновременно с постройкой чугуноплавильного и железоделательного завода. В поселке на средства заводовладельцев Яковлевых был устроен каменный однопрестольный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы(4). В храме был установлен деревянный двухъярусный иконостас с красивой позолоченной резьбой.
Отец Павел Чернышев исполнял свои священнические обязанности с усердием, за что неоднократно удостаивался церковных наград: в 1894 году он был награжден набедренником, в 1904-м — камилавкой, а в 1909-м — наперсным крестом.
В 1910 году отец Павел Чернышев был назначен катехизатором по 2-му благочинническому округу Екатеринбургского уезда на 1911 год. Теперь он должен был проводить катехизические беседы в различных храмах благочиния.
А в 1915 году он уже состоял благочинным 2-го округа Екатеринбургского уезда. Должность эта была ответственной и, как значилось в указе Святейшего Синода от 5 августа 1800 года, епископы должны были назначать на нее священников, отличавшихся «беспристрастием и расторопностью известных». «Главнейшею обязанностью» благочинных признавалось насаждать «...благонравие, кротость, подчиненность и послушание церковнослужителей к священнослужителям, а сих — к старшим, над ними поставленным...».
В поселке Ново-Уткинский завод отец Павел прослужил около двадцати трех лет и, как сообщалось в «Известиях Екатеринбургской Церкви», «...за свое безкорыстие был любим и уважаем своими прихожанами». Спокойное течение жизни в поселке было прервано революцией и последовавшими за ней переменами.
Летом 1918 года Урал оказался в эпицентре гражданской войны. Чехословацкие войска устремились к Екатеринбургу, который в то время называли красной столицей Урала: это был крупнейший узел железных дорог, опорный пункт операций против чехословацких и белых войск.
Ново-Уткинский завод располагался на пути их наступления. Естественно, что летом 1918 года обстановка в поселке стала очень напряженной. Отношение красных к населению, в том числе духовенству, было в то время вообще крайне подозрительным.
В местной советской печати появлялись статьи такого содержания: «...за последнее время в связи с предательским наступлением на Урал чехословацких, черносотенно-русских и всяких иных белогвардейцев духовенство зашевелилось. Попы-контрреволюционеры подготавливают почву для приема долгожданных «гостей». С крестом в руках они будут благословлять избиение рабочих и крестьян, их беззащитных жен, матерей и детей».
В июне 1918 года красные объявили в Ново-Уткинском заводе мобилизацию, после чего по указанию председателя местного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов С. Д. Попова были арестованы местные «антибольшевистские деятели» села. Среди них оказались: отец Павел Чернышев, его сын — студент Н. П. Чернышев и зять — фельдшер Г. Н. Армишев; штабс-капитан К. И. Ждановских и Б. А. Егоров, только что вернувшиеся с фронтов Первой мировой войны и имевшие множество ранений; братья Егорова — К. А. и В. А. Егоровы, последний из которых был юнкером Иркутского военного училища; заведующая Ново-Уткинским двухклассным училищем Федотова; служащий лесного ведомства Ф. И. Малинин; крестьянин К. В. Логиновских; инженер путей сообщения И. И. Вылежаев и другие.
В июне 1918 года красные объявили в Ново-Уткинском заводе мобилизацию, после чего по указанию председателя местного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов С. Д. Попова были арестованы местные «антибольшевистские деятели» села. Среди них оказались: отец Павел Чернышев, его сын — студент Н. П. Чернышев и зять — фельдшер Г. Н. Армишев; штабс-капитан К. И. Ждановских и Б. А. Егоров, только что вернувшиеся с фронтов Первой мировой войны и имевшие множество ранений; братья Егорова — К. А. и В. А. Егоровы, последний из которых был юнкером Иркутского военного училища; заведующая Ново-Уткинским двухклассным училищем Федотова; служащий лесного ведомства Ф. И. Малинин; крестьянин К. В. Логиновских; инженер путей сообщения И. И. Вылежаев и другие.
Узников увезли в Екатеринбург, где поместили в гостиницу «Американская»(5). Пробыв неделю в заключении, они были освобождены: члены Уральской областной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем, несмотря на все желание привлечь их к ответственности, так и не смогли придумать состав преступления. Бывшие узники тотчас же возвратились в родное село к своим семьям, однако радость их была недолгой.
25 июня/8 июля 1918 года командующий группой чехов и оренбургских казаков на Западноуральском направлении полковник С. Н. Войцеховский отдал приказ о наступлении на Екатеринбург. Главный удар предполагалось нанести через Нязепетровский завод и станцию Кузино (а Ново-Уткинский завод располагался недалеко от этой станции). 2/15 июля части Войцеховского вошли в Нязепетровский завод.
Удар был столь силен, что красные уже не могли думать о серьезном сопротивлении. 6/19 июля белочехи взяли поселки Михайловский завод и Нижние Серги, на следующий день заняли станцию Кузино. Этот день оказался переломным в развитии Екатеринбургской операции: красные войска оставили Кузино, отступили за Чусовую, потерпели поражение в бою за село Тамакульское.
Вероятно, именно в эти страшные для большевиков дни состоялся повторный арест отца Павла Чернышева и других «антибольшевистских деятелей» Ново-Уткинского завода. На сей раз почти все они были переданы в распоряжение Екатеринбургского уездного совдепа. Председатель его, левый эсер Мухин, и член Старков, как рассказывала позднее газета «Уральская жизнь», «набросились на приведенных, долгое время издевались над ними, особенно над священником».
Затем они вызвали отряд красноармейцев под командованием Ивана Костромина, состоявший из рабочих суконной фабрики Злоказова. Солдатам был дан приказ вести арестованных якобы на окопные работы под село Арамильское, при этом им было дано и некое тайное распоряжение. Ничего не подозревая, арестованные шли бодро, разговаривая между собой. Не доходя километров пяти до села Арамильского, около реки Сулимовка, из толпы красноармейцев, шедших на расстоянии пяти-шести шагов позади арестованных, послышался внезапный окрик: «Не разговаривать и не оглядываться!». Вслед за этим грянули выстрелы.
Отец Павел, юнкер Егоров, штабс-капитан Ждановских и служащий Малинин были убиты сразу же. Б. А. Егоров, несмотря на тяжелое ранение, успел спуститься в притрактовую канаву, но был убит вторым выстрелом. Фельдшер Армишев, раненный в руку, побежал, но от потери крови вскоре потерял сознание и был добит нагнавшими его красноармейцами. Н. П. Чернышев и К. А. Егоров бросились бежать в разные стороны и, несмотря на то что по ним был открыт сильный огонь из винтовок и пулеметов, спаслись, хотя Егоров и получил ранение в ногу.
Это случилось 7/20 июля 1918 года, а через несколько дней, 12/25 июля, в Екатеринбург вступили части 3-го Чехословацкого стрелкового полка и оренбургских казаков под общим командованием полковника С. Н. Войцеховского, власть перешла в руки белых. Одним из важнейших дел для новой власти стало достойное погребение и поминовение тех, кто погиб от рук большевиков в это страшное лето.
Первые похороны состоялись уже на шестой день после освобождения Екатеринбурга. Торжественному погребению были преданы двадцать невинных страдальцев — заложники, расстрелянные красными в июне в отместку за гибель комиссара И. М. Малышева. Их тела были обнаружены в самом конце июля на месте свалки городского мусора, за станцией Екатеринбург-II. Убитых с трудом удалось опознать — ведь прошел уже месяц после расстрела...
18/31 июля гробы с телами убиенных были торжественно внесены в город и в сопровождении духовенства и военных, под пение хора и перезвон колоколов, препровождены к кафедральному собору. Здесь епископом Григорием (6), в присутствии сотен людей, было совершено торжественное отпевание. Похоронены убитые были на кладбище Ново-Тихвинского женского монастыря и на Ивановском погосте.
Погребения жертв большевистского режима продолжались. 7/20 августа хоронили еще шестьдесят двух убитых, в основном крестьян Камышловского уезда. Их тела были найдены за два дня до этого на бывшем стрельбище на девятой версте от станции Екатеринбург-II. Погибшие крестьяне были отпеты Преосвященным Григорием и погребены на Михайловском кладбище и кладбище Ново-Тихвинского монастыря(7). Постепенно находили и других погибших от рук большевиков. Часто их обнаруживали уже в неузнаваемом виде — ведь проходили недели, прежде чем удавалось их найти. Останки отца Павла Чернышева и других убитых из Ново-Уткинского завода были обнаружены лишь в конце августа — через месяц после расстрела.
11/24 августа состоялось их погребение. Около одиннадцати часов дня за городом, на Уктусском тракте, гробы с телами убиенных были торжественно встречены населением. Многочисленная процессия во главе с духовенством и в сопровождении военных частей медленно двинулась к Ново-Тихвинскому женскому монастырю. Здесь отца Павла и остальных погибших торжественно отпели в главном Александро-Невском соборе обители и похоронили на кладбище монастыря.
13/26 августа состоялись похороны павших в бою офицеров и добровольцев Народной армии. Чин отпевания был совершен на большой площади перед Екатерининским собором, пел хор насельниц Ново-Тихвинского монастыря. Монахини сопровождали похоронную процессию до Михайловского кладбища, где убиенные были погребены в братской могиле.
Однако дальнейшая судьба многих погребений оказалась печальной. Летом 1919 года Екатеринбург был вновь занят красными. В 1921 году Ново-Тихвинский монастырь был закрыт, а территория некрополя перешла к городским властям, которые в августе 1930 года приняли решение об окончательной ликвидации монастырского кладбища. Бывший некрополь стал городским парком, а имена людей, похороненных там, были преданы забвению. И до сих пор остается неизвестным, где именно находится могила священномученика Павла Чернышева.
В 2002 году отец Павел Чернышев был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских от Екатеринбургской епархии(8).
Примечание:
1. В некоторых источниках встречается написание: Чернышов.
2. Возможно, в 1862 году. Данные приводятся на основании сведений из «Справочной книжки Екатеринбургской епархии на 1915 год», в которой указан возраст священномученика.^
3. О дальнейшей судьбе братьев отца Павла Чернышева сохранились следующие сведения. В 1896 году отец Афанасий Чернышев был назначен на должность настоятеля храма в честь Святых Апостолов Петра и Павла в поселке Полевской завод, где вместе с ним в течение многих лет совершал священническое служение и его брат, отец Аркадий. Отец Михаил перед революцией служил в Афанасие-Кирилловской церкви села Боевского, Екатеринбургского уезда, в сане диакона.^
4. Храм был освящен Преосвященным Евлампием (Пятницким) при большом стечении народа 4 сентября 1838 года.^
5. Здание гостиницы «Американская» сохранилось до сих пор. Расположено оно по адресу: ул. Малышева, 68.^
6. Григорий (Яцковский Гавриил; 1866—1932), архиепископ. Епископ (1908). С 1917 г. епископ Екатеринбургский. Архиепископ (1922). Организатор раскола (дек. 1925), названного по его имени «григорианским». Запрещен в священнослужении митрополитом Сергием (Страгородским). Именовал себя «Блаженнейшим митрополитом». Умер вне общения с РПЦ.^
7. Можно отметить, что сестры Ново-Тихвинского женского монастыря нередко участвовали в отпевании и погребении тех, кто был убит большевиками в эти страшные дни. И это неудивительно: настоятельница обители игумения Магдалина (Досманова) и сестры монастыря не могли оставаться в стороне от этих событий. Когда в 1918 году Император Николай II вместе со своей Семьей пребывал под арестом в доме инженера-железнодорожника Ипатьева, сестры, пренебрегая собственной безопасностью, поддерживали Государя и его близких тем, что передавали через охранников различные продукты. 7/20 октября 1918 года Владыка Григорий служил в монастыре Божественную литургию, а после нее вокруг обители был совершен крестный ход в память об освобождении города от власти большевиков.^
8. Использованы материалы: Кручинин А. М. Падение красного Екатеринбурга: военно-исторический очерк о событиях на Среднем Урале и в Зауралье с 13 июля по 12 августа 1918 года. Екатеринбург, 2005.
Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по ведомству православного исповедания / Сост. Т. Барсов. СПб., 1885. Т. I.
Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Екатеринбург: Братство Святого Праведного Симеона, Верхотурского Чудотворца, 1902.
Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1891. № 32; 1894. № 5; 1895. № 13-14; 1904. № 10; 1910. № 43.
Нечаев М. Г. Церковь на Урале в период великих потрясений: 1917-1922. Пермь, 2004.
Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1904 год. Екатеринбург, 1904.
Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1915 год. Екатеринбург, 1915.
Аничков В. П. Екатеринбург — Владивосток (1917-1922). М., 1998.
Жертвы большевиков // Уральская жизнь. 1918. 2 авг.
Известия Екатеринбургской Церкви. 1918. № 12-13.
Зауральский край. 1918. № 12,21, 41, 66.
Благовест. 2006. № 20.
1. В некоторых источниках встречается написание: Чернышов.
2. Возможно, в 1862 году. Данные приводятся на основании сведений из «Справочной книжки Екатеринбургской епархии на 1915 год», в которой указан возраст священномученика.^
3. О дальнейшей судьбе братьев отца Павла Чернышева сохранились следующие сведения. В 1896 году отец Афанасий Чернышев был назначен на должность настоятеля храма в честь Святых Апостолов Петра и Павла в поселке Полевской завод, где вместе с ним в течение многих лет совершал священническое служение и его брат, отец Аркадий. Отец Михаил перед революцией служил в Афанасие-Кирилловской церкви села Боевского, Екатеринбургского уезда, в сане диакона.^
4. Храм был освящен Преосвященным Евлампием (Пятницким) при большом стечении народа 4 сентября 1838 года.^
5. Здание гостиницы «Американская» сохранилось до сих пор. Расположено оно по адресу: ул. Малышева, 68.^
6. Григорий (Яцковский Гавриил; 1866—1932), архиепископ. Епископ (1908). С 1917 г. епископ Екатеринбургский. Архиепископ (1922). Организатор раскола (дек. 1925), названного по его имени «григорианским». Запрещен в священнослужении митрополитом Сергием (Страгородским). Именовал себя «Блаженнейшим митрополитом». Умер вне общения с РПЦ.^
7. Можно отметить, что сестры Ново-Тихвинского женского монастыря нередко участвовали в отпевании и погребении тех, кто был убит большевиками в эти страшные дни. И это неудивительно: настоятельница обители игумения Магдалина (Досманова) и сестры монастыря не могли оставаться в стороне от этих событий. Когда в 1918 году Император Николай II вместе со своей Семьей пребывал под арестом в доме инженера-железнодорожника Ипатьева, сестры, пренебрегая собственной безопасностью, поддерживали Государя и его близких тем, что передавали через охранников различные продукты. 7/20 октября 1918 года Владыка Григорий служил в монастыре Божественную литургию, а после нее вокруг обители был совершен крестный ход в память об освобождении города от власти большевиков.^
8. Использованы материалы: Кручинин А. М. Падение красного Екатеринбурга: военно-исторический очерк о событиях на Среднем Урале и в Зауралье с 13 июля по 12 августа 1918 года. Екатеринбург, 2005.
Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по ведомству православного исповедания / Сост. Т. Барсов. СПб., 1885. Т. I.
Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Екатеринбург: Братство Святого Праведного Симеона, Верхотурского Чудотворца, 1902.
Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1891. № 32; 1894. № 5; 1895. № 13-14; 1904. № 10; 1910. № 43.
Нечаев М. Г. Церковь на Урале в период великих потрясений: 1917-1922. Пермь, 2004.
Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1904 год. Екатеринбург, 1904.
Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1915 год. Екатеринбург, 1915.
Аничков В. П. Екатеринбург — Владивосток (1917-1922). М., 1998.
Жертвы большевиков // Уральская жизнь. 1918. 2 авг.
Известия Екатеринбургской Церкви. 1918. № 12-13.
Зауральский край. 1918. № 12,21, 41, 66.
Благовест. 2006. № 20.
Источник: Екатеринбургский патерик