Память Собора всех святых, в земле Русской просиявших
...Соображая величайшую перемену, произведенную верой Православной в русских людях, еще преподобный Иосиф Волоцкий справедливо говорил: «Якоже древле Русская земля нечестием всех превзыде, тако ныне, от того времени, как солнце евангельское землю нашу осия, – благочестием всех одоле» (Древняя российская вивлиофика. М., 1791. Ч. XVI. С. 423). Воспитавши всесветно известное, общенародное «русское благочестие», вера Православная в отдельных случаях и единичных личностях создала множество доблестнейших светильников благочестия, истинных героев православного русского духа.
В ряду таковых прежде всего следует вспомнить Государей русских, которые в большинстве случаев являли народу своему самый увлекательный и авторитетный образец жизни христолюбивой и богобоязненной. Горячо и всецело преданные Православию, они любили посещать храмы, читать душеспасительные книги, беседовать с лицами духовными, со старцами-паломниками и т. д.; даже внешняя обстановка жизни их несла явные следы их благочестия: их палаты и дворцы походили более на храмы, потому что самым видным и обильным украшением их служили святые иконы на стенах и библейские сцены и картины, нарисованные на сводах и потолках. Почитая своим священным долгом поддерживать церкви, Государи русские постоянно посылали «заздравные милостыни» и «вечные вклады» по церквам и обителям, так что теперь, кажется, не найти ни одного монастыря на Руси, который не имел бы в своем достоянии царских даров.
Посещая каждогодно все монастыри городские, московские Государи предпринимали нередко благочестивые путешествия, так и называвшиеся – «царские походы», на богомолье в монастыри отдаленные. По имени обителей, посещавшихся Государями, известны были в старину царские походы – Троицкие (в Троицкую Сергиеву лавру), Звенигородские, или Саввинские (в монастырь Саввы Сторожевского), Кашинские, Переславские, Можайские, Калязинские, Никольские или Угрешские, Углицкие, Боровские, Кирилловские (в Кирилло-Белозерский монастырь) и др. Удовлетворяя благочестивой потребности Государей, эти походы производили могущественное впечатление на народ и собирали со всех концов земли Русской неисчислимые толпы православного люда, стремившегося принять участие в благочестивых подвигах своих благоверных Государей.
Один иностранец, бывший в России при Алексее Михайловиче, нарисовал, например, следующую поучительную и типичную картину личной настроенности и частного, домашнего поведения этого русского Государя: «Он нежно любит свою супругу, ко всем оказывает величайшую нежность и дружелюбие. Он точно исполняет обязанности благочестия; не пропускает ни одной службы, во дни поста он присутствует и при полунощных молитвах, стоит на ногах часа по три, по пяти, часто падает ниц, простираясь на земле. Земных поклонов кладет по тысяче, а в праздники – до полутора тысяч. В продолжение Великого Поста обедает только трижды в неделю, в прочие дни вкушает по ломтю черного хлеба, по нескольку огурцов и грибов. В дворце его есть богадельня... Он посещает темницы, раздает милостыню... О нем можно сказать, что он преисполнен высокими качествами» (Маяк. 1843. Ч. I. № 2. С. 97–99).
Величественную картину духовного благочестия и подвижничества православного раскрывает история русского духовенства, а особенно иночества. Со всевыносящим русским мужеством и самоотвержением пастыри и иноки Русской Церкви совершили прежде всего апостольский подвиг просвещения всей необъятной земли Русской. Вдоль и поперек прошли они всю нашу дикую и тогда непроходимую отчизну, проникали в самые отдаленные северные тундры, в первобытные леса, недоступные дебри и осенили знаменем креста Христова диких идолопоклонников, всюду насадили святую основу жизни – веру Православную, а с нею – нераздельно и счастие, и благоустройство человеческое.
Так, например, епископы Леонтий и Исаия, бывшие иноки Печерского монастыря, были первыми просветителями ростовскими; инок Кукша крестил вятичей, Герасим в XII веке проповедовал в окрестностях Вологды; в XIII веке отшельники, жившие на Кубенском озере, проповедовали веру Христову чуди и карелам; их труды продолжены были Сергием и Германом Валаамскими и Арсением Коневским; Лазарь крестил лопарей около Онежского озера, Стефан – просветитель Перми, Гурий – Казани и т. д.
Иноки русские и пастыри Церкви Русской обороняли веру Православную от расколов и ересей, самоотверженно защищали пред всем светом и пред сильными мира сего правду и истину, проводили в сознание общества русского просвещенные, высоконравственные идеи, словом и делом, всем образом жизни своей подвижнической они воспитывали и просвещали массу темного русского люда и высоко поднимали в глазах его авторитет и красоту жизни православно-христианской. Навстречу старорусским богатырям, гордым своею вещественною силою, выступил, в лице иноков и подвижников русских, целый сонм других богатырей, ополченных силою духовною, величием религиозно-нравственного подвига, и народ увидел и сознал, что подвиг этих последних богатырей выше и труднее, святее и спасительнее. И весь народ перешел на их сторону, им стал сочувствовать, пред ними благоговеть; им покорялся часто и физический русский богатырь, снимая свои боевые доспехи и облекаясь сам в монашескую мантию.
Но не одни только князья и духовенство, а весь народ русский, из всех сословий и состояний своих выставил великих носителей православно-христианского духа как истинную красоту и славу Церкви Православной и земли Русской. В светлом лике угодников Божиих, воспитанных Православною Россиею и украшающих собою нашу Святую Церковь, есть очень много лиц княжеского рода (как, например: равноапостольный Владимир; Всеволод, чудотворец Псковский; Константин Муромский; Александр Невский; Андрей Боголюбский; Михаил Черниговский и мн. др.), иноческого звания и священного сана (каковы: Михаил, Петр, Алексий, Иона, Филипп – митрополиты всероссийские, и многое множество других); но есть также немало лиц боярского рода (каковы: преподобный Варлаам, Сергий Радонежский, Павел Комельский, Савва Вышерский и др.); из среднего сословия (Феодосий Печерский, Варлаам Хутынский, Корнилий Вологодский и др.); наконец, и из крестьян (Александр Свирский, Антоний Сийский, Кирилл Новоозерский и др.). Все эти лица, прославленные Богом на небе и на земле, суть яркие и славные светильники нашего сумрачного севера, истинные богатыри национального русского духа, величественные герои русского Православия.
<...> Духовная физиогномия всякого народа определяется его интересами, стремлениями, убеждениями и идеалами. Для русского народа, не только в его прошлом, но и в настоящем, эти интересы, стремления и идеалы слишком определены и очевидны. Они прекрасно выражаются уже в общепринятом и искони усвоенном наименовании страны нашей со всем ее народом – «Святая Русь». Россия с самого начала признала себя освященною через веру Христову, и потому назвала себя «Святою» – не в смысле кичливого превознесения над другими народами, а для обозначения этим словом своих благодатных преимуществ, для показания своего основного существенного признака, своего всенародного идеала.
Святость, святыня, освящение религиозное – вот к чему искони стремился по преимуществу русский человек; вот к чему и теперь, при гораздо менее благоприятно слагающихся жизненных обстоятельствах лучший, истинно просвещенный, а также, с другой стороны, и простой, неиспорченный русский человек чувствует влечение, инстинктивно тяготеет. Идеал русский – не могущество, слава и величие земное, не богатство и сила материальная, а идеал его главнейшим образом – духовный, культурный, религиозно-нравственный. «Православные!» – вот главное и неотъемлемое свойство, существеннейшая примета русских людей, ставшая поэтому даже названием, кличкою их. Имени иного себе не выдумал и не пожелал взять русский человек, кроме этого имени – православный, да еще – крестьянин, т. е. христианин.
А в чем же историческое призвание и назначение России, какая задача ее в семье человечества? На эти вопросы прекрасно ответил один из самых благоразумнейших и глубоко проницательных наших поэтов – Xомяков. Обращаясь к России, он сказал:
И вот за то, что ты смиренна,
Что в чувстве детской простоты,
В молчаньи сердца сокровенна,
Глагол Творца прияла ты, –
Тебе Он дал Свое призванье,
Тебе Он светлый дал удел:
Хранить для мира достоянье
Высоких жертв и чистых дел;
Хранить племен святое братство,
Любви живительной сосуд,
И веры пламенной богатство,
И правду, и безкровный суд...
Глубоко веря в очерченное здесь религиозно-нравственное и освободительно-просветительное назначение России для всего мира, поэт и призывает ее к этой от Бога предопределенной благородной деятельности, пророчески предсказывает ей за то и превысшую на земле славу:
Внимай Ему – и, все народы
Обняв любовию своей,
Скажи им таинство свободы,
Сиянье веры им пролей!
И станешь в славе ты чудесной
Превыше всех земных сынов,
Как этот синий свод небесный –
Прозрачный Вышнего покров!
Итак, вот действительно высокий, «святой удел» России, вот благороднейшая миссия ее в человечестве: ей суждено в этом мире своекорыстия и эгоизма, насилий и зла являть «высокие жертвы, великие дела», отстаивать «племен святое братство», умиротворять народы, поддерживать правду на земле. Стоять на страже свободы в человечестве, объединять всех и все в небесном начале любви. И нужно ли еще вспоминать, как милостию Божиею Русь Православная пока честно исполняла свое назначение? Нужно ли ссылаться еще на обилие великих жертв, безкорыстных подвигов, освободительных дел, которые уже совершила Россия?!
А.А. ЦАРЕВСКИЙ,
профессор Казанской духовной
академии, духовный писатель
Фрагмент из книги «Значение
Православия в жизни и исторической
судьбе России» (Казань, 1898)