Память блаженной отроковицы Музы
Святой Григорий Двоеслов, папа Римский, поведал своему архидиакону Петру такое сказание о блаженной отроковице Музе (со слов Прова, брата Музы).
«Когда Муза была еще юной отроковицей, ей ночью явилась в сонном видении Пресвятая Богородица Приснодева Мария; Матери Божией сопутствовали многие отроковицы столь же юного возраста, как и Муза. Богоматерь спросила Музу:
– Не желаешь ли ты жить вместе с этими отроковицами и всегда следовать за Мной?
На это Муза отвечала:
– Весьма желаю, Госпожа моя.
Тогда Матерь Божия сказала Музе, чтобы она воздерживалась от детских игр и от всего небогоугодного, т. к. через тридцать дней Муза придет к Ней и присоединится к лику прочих юных дев.
С этого времени Муза переменила жизнь свою: оставив детские игры и забавы, она всецело посвятила себя жизни богоугодной.
Видя такую перемену в жизни дочери своей, родители Музы весьма удивились. Когда же они спросили ее о причине такой перемены, то Муза сказала им, что она видела во сне Пресвятую Богородицу; сказала им о заповеди, которую дала ей Матерь Божия; поведала также и о том, в какой день она отойдет от жизни этой и присоединится к сонму прочих дев, сопутствовавших Матери Божией.
При наступлении двадцать пятого дня после явления Музе Матери Божией отроковица впала в тяжкую болезнь; она вся пылала как в огне. На тридцатый день, когда приблизилось время преставления блаженной отроковицы, Муза снова увидела Матерь Божию, пришедшую к ней в сопровождении тех же отроковиц. Матерь Божия стала звать к Себе Музу. Блаженная же отроковица ответствовала Ей тихим голосом:
– Иду, Госпожа моя, иду!
С этими словами блаженная Муза предала душу свою в руки Пресвятой Богородицы и, оставив эту земную жизнь, вселилась в обителях вечных с прочими девами, сопутствовавшими Матери Божией».
Когда архидиакон Петр выслушал эту повесть, то спросил святого папу Григория: «Я хотел бы знать, честной Владыка, могут ли быть приняты на Небесах души праведников прежде, чем они разлучатся от тела?»
Святой же Григорий отвечал: «Мы не можем сказать о всех без исключения праведных людях, что души их будут приняты на Небесах; точно также не можем и сказать, чьи души не будут приняты на Небесах. Но, вероятно, есть люди праведные, души которых находятся как бы в некоем отдалении от Царствия Небесного. Причину этого следует видеть именно в том, что те люди в продолжение земной жизни своей не достигли известного совершенства в добродетельной жизни.
Что же касается того, что души праведников, живших богоугодно на земле, когда отрешаются от союза с плотью, то поселяются в обителях небесных, то эта истина – яснее самого света солнечного, ибо Сам Господь наш Иисус Христос говорит: Где будет труп, там соберутся орлы (Мф. 24, 28), т. е. где будет Господь наш Иисус Христос с принятою на Себя человеческою плотью нашею, там, без всякого сомнения, будут и души праведников».
Жития святых, на Русском
языке изложенные
по руководству Четьих-
Миней святителя Димитрия Ростовского. М., 1913.