Память преподобноисповедника Ираклия (Мотяха)
Свято-Троицкий Иссык-Кульский монастырь
Святой Ираклий родился в 1863 году в Черниговской губернии в казачьей семье и в Крещении был наречен Иосифом. В 1871 году была образована Туркестанская епархия; в 1882 году епископ Туркестанский Александр (Кульчицкий) основал здесь Свято-Троицкий Иссык-Кульский монастырь, куда и поступил Иосиф Мотях.
В 1889 году во время землетрясения монастырь был разрушен, но затем восстановлен. 25 марта 1905 года послушник Иосиф был пострижен в монашество и наречен Иринеем. В монастыре он исполнял послушание звонаря и помощника эконома.
Летом 1916 года, воспользовавшись тем, что русская армия воевала на фронтах Первой мировой войны, киргизы подняли в Семиречье восстание: повсюду начались массовые и безпощадно жестокие убийства, разбой. Тысячи русских людей приняли мученическую кончину, тысячи были взяты в плен; малых детей разрывали и разбивали о камни, сбрасывали с утесов, женщин насиловали, дороги от селения до селения были завалены трупами, имущество разграблено, святые церкви разорены и сожжены, священники убиты, многие благоустроенные села полностью уничтожены.
10 августа 1916 года киргизы-мятежники приблизились к Свято-Троицкому монастырю. Население Иссык-Куля и большая часть братии по благословению настоятеля монастыря архимандрита Иринарха покинули обитель. А двенадцать монахов, и среди них монах Ириней, во главе с духовником монастыря иеромонахом Рафаилом и схимонахом Исихием остались с молитвой и пением ожидать нападения врагов.
Один из священников Туркестанской епархии писал в отчете о тех событиях: «11 августа в 3 часа дня толпа киргиз человек до пятисот, предводительствуемая бывшими учениками монастырской школы, ворвались в монастырь, угнали скот, зажгли скотный двор. Монахи во время разгрома были в храме. Угнавши скот, киргизы ворвались в храм, выгнали оттуда монахов, из которых семь человек убили около паперти и двух тяжело ранили; иеромонах Рафаил при этом был обезглавлен; разграбили все церковное и монашеское имущество, а к ночи, по обыкновению, удалились в горы. Троим из монашествующей братии удалось ускользнуть из рук киргиз – это Александр Вавилов, звонарь Ириней и гостиник Симеон; двое первых были свидетелями всех безобразий, учиненных киргизами: большинство икон попорчены пиками, престолы поруганы и некоторые сдвинуты с мест; святые антиминсы похищены, Евангелия и другие богослужебные книги изорваны; церковная утварь частью увезена, частью исковеркана; из священных облачений мятежники поделали покрывала для лошадей и украсили их бархатом и позументом с хоругвей и плащаниц. Таким образом, храмы монастырские, хотя и сохранились, но осквернены и разграблены».
Вскоре монах Ириней был пострижен в схиму с именем Ираклий.
В 1919 году при захвате власти в Семиречье большевиками Свято-Троицкий монастырь сразу же был закрыт. Иеромонахи Серафим (Богословский), Пахомий (Русин) и Феогност (Пивоваров) и схимонах Ираклий – ушли в город Верный и стали подвизаться в горах вблизи города в скиту Медео.
В 1921 году иеромонахи Серафим и Феогност приняли мученическую кончину, скит был разорен, и схимонах Ираклий поселился в семье церковного старосты в поселке Талгар. В доме жить он отказался и построил себе небольшую келью в саду. Подвижник часто уходил в горы, где также соорудил себе прибежище, где и молился. Однажды, когда он спустился с гор в поселок, выяснилось, что за время его отсутствия семью церковного старосты арестовали и выслали. Тогда о. Ираклий ушел в горы.
Зимой 1928 года один из жителей поселка Сазановка, расположенного в десяти километрах от Свято-Троицкого монастыря, Мирон Дубинин, находясь в горах, услышал стон человека и, двигаясь на этот звук, натолкнулся на келью схимонаха Ираклия. Оказалось, что подвижнику в руку попала большая заноза, от которой он никак не мог освободиться. Мирон взял схимника с собой и отвел к фельдшеру. Наскоро отремонтировав стоявший у него в саду сарайчик, благочестивый поселянин предложил схимнику остаться здесь, и тот согласился. Слух о том, что в поселке живет старец-монах, быстро распространился среди людей, и к о. Ираклию стали приходить верующие, прося совета и святых молитв.
Живя у Мирона в сарайчике, старец непрестанно молился, никогда не ложился спать, а когда изнемогал, то всего лишь присаживался на лавку, а затем вновь принимался за молитвенный подвиг. Выходил он из своего жилища только на службу в храм. Схимонах Ираклий скорбел о том, что он во время мятежа киргизов по малодушию не принял мученическую кончину вместе с братией Свято-Троицкого монастыря, спрятавшись на колокольне, и, таким образом, избежал смерти, – о прощении этого греха старец горячо молился Богу всю жизнь.
В семье Мирона Дубинина схимонах Ираклий прожил до 1929 года. когда началось преследование семьи и раскулачивание. Мирона Дубинина за то, что он не вступил в колхоз, арестовали и заключили в тюрьму, откуда он уже не вернулся. Старец перешел к двоюродному брату Мирона – Андрею Дубинину. Но вскоре и того арестовали и приговорили к десяти годам заключения. Схимонаха Ираклия взяла к себе семья Бочарниковых.
У Бочарниковых изба была ветхая, и семья жила бедно. Сергей Бочарников хотел выстроить для схимника келью, но тот не согласился, а поселился в пристройке, где дверью служила доска, и только если ее отодвинуть, можно было пролезть боком в жилище. Кроватью схимнику служил длинный стол, на который была постлана конопляная дерюжка, другой такой же дерюжкой он укрывался. Печку он не разрешил себе ставить, и зимой обогревался горячими угольями, которые ему приносили из печи в избе. Лишь незадолго перед кончиной схимника в его келье была установлена железная печь. Трапезовал он вместе с хозяевами, у которых было пять дочерей, и во время обеда часто говорил им о Боге, о святых, о церковных праздниках. А то, бывало, только и скажет, что он великий грешник: «Господь забрал всех моих братьев по духу, а я еще живу». После трапезы старец возвращался к себе в келью молиться.
Поскольку Сергей Бочарников не пошел в колхоз, то его, несмотря на его крайнюю бедность, записали в кулаки, и из дома забрали всю рухлядь, оставив лишь голые стены. Схимонаха Ираклия в это время не было дома, и в его келью тогда не зашли; он принес две свои дерюжки – единственное, что сохранилось от разграбления – в дом и сказал детям: «Ну, вот, ребятушки, ложитесь, спите, а мы посидим. А завтра – что Бог пошлет, помогут люди». И до утра он беседовал с хозяевами о житиях святых, о терпении, которое имели святые, о незлобии, кротости. А наутро односельчане и родственники принесли семье всего понемногу.
Господь открыл схимнику, что он умрет в день праздника Вознесения Господня. К этому времени схимонах Ираклий попросил хозяйку сшить ему новую одежду из синего домотканого холста, в которой и завещал его похоронить.
В 1937 году под праздник Вознесения Господня схимонах Ираклий неожиданно тяжело заболел и слег. Он скончался в самый день праздника, 10 июня, в полном сознании, сам крестообразно сложив руки на груди и закрыв глаза.
На похороны старца съехались все знавшие его жители окрестных сел. И хотя было время лютых гонений, люди, пока несли гроб с телом преподобного на местное кладбище, пели погребальное Трисвятое. Священников не было, и некому было совершить чин отпевания.
После блаженной кончины старца, как и при жизни, к нему приходило множество народа. Все, молившиеся у его могилы, получали просимое в самых безвыходных жизненных ситуациях. В течение нескольких десятилетий после кончины повествования о преподобном Ираклии не были записаны, но передавались знавшими его людьми из уст в уста, из поколения в поколение. Память о схимонахе Ираклии, архимандрите Геннадии и иерее Исаии как о «трех столпах Православия» жила в Иссык-Кульской области. В 1975 году обнаружилось, что гроб старца совершенно неистлевший, словно новый.
11 августа 1993 года схимонах Ираклий был прославлен в лике местночтимых святых Алма-Атинской епархии, а в августе 2000 года Юбилейный Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви включил его имя в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Все это время могила святого оставалась местом паломничества верующих.
При обретении мощей преподобного Ираклия 13 сентября 2004 года на православном кладбище села Ананьева был найден деревянный крест размером 30х16 см. Такой крест вручается монаху при пострижении; обычно с ним монаха и хоронят. Несмотря на то, что крест пробыл в земле с 1937 года, на нем отчетливо был виден лик Спасителя. Хорошо сохранились остатки черной ткани с изображением схимнического креста. Также была найдена ткань с вышитыми стеклярусными крестами и фрагмент схимы и некоторые другие вещи, которые позволили сделать однозначный вывод о принадлежности мощей преподобному схимонаху Ираклию.
На следующий день святые мощи перенесли в Бишкекский Воскресенский кафедральный собор. Поначалу святыню положили в алтарной части и выносили для всеобщего поклонения в храм два раза в год: 10 июня (в день преставления преподобного) и 13 сентября (в день обретения его мощей).
27–28 октября 2008 года мощи преподобного были изнесены из алтаря Свято-Воскресенского кафедрального собора и положены для постоянного пребывания в специально устроенную для этой цели раку с сенью, расположенную в южной части храма. Ныне мощи подвижника всегда доступны для всех ищущих благодатной помощи святого.
Игумен Дамаскин (ОРЛОВСКИЙ)
«Жития новомучеников и исповедников
Российских ХХ века. Май».
Тверь, 2007. С. 260–263.
и другие источники