26.02.2018
Блаженный Стефан Неманя был великим мужем в звании правителя Сербии; вместе с тем был он высоким христианином.
Младший между братьями своими, успел он сперва (с 1149 г.) стать жупаном Рашским; потом (с 1165 г.) присоединил к своему владению наследственную собственность предков своих – Зету – и стал великим жупаном Сербии. Наконец мало-помалу соединились под власть его все те земли, где только жили сербы: «восстановил он, – говорит сын его святитель Савва, – погибшую дедину, приобрел от поморской земли Зету с городами, от Албании оба Пилота, от греческой земли Патково, Хвостно, все Подримье, Костричь, Дружковину, Ситницу, Лабь, Липляны, Глубочицу, Реку, Ушну, Помравие, Загралатну, Левчье, Белицу. Все это из погибшей от насилия дедины приобрел он своим умом и деятельностью». Сперва был он, как и отец его, в некоторой зависимости от греческого императора, но потом оставался полновластным владетелем всей Сербии и назывался «господином всех Сербских земель», тогда как Раса (нынешний Новый Базар) считалась «стольным местом посреди Сербской земли».
В судьбе Немани и Сербии особенно ясно видно то, как много значит чистая вера для политического быта народов. Сам сербский народ доселе помнит свою историю только со времени Немани, хотя жупания славянская и южные горцы сражались с римлянами за свою политическую свободу еще прежде времени христианского. Отчего это так? С 1062 года большая часть Сербии по церковному быту состояла в зависимости от Римского папы. Неманя увидел, что романизм чем далее, тем более становится враждебным и чистой вере, и свободному развитию народа. И он уже в летах зрелых (30 лет) решился прервать всякую связь с папизмом. В младенчестве своем, рожденный в Зете, он был крещен латинским священником. В 1143 году он торжественно снова принял крещение от руки православного Расского епископа Леонтия. Это решило судьбу его и Сербии. Без этого шага Немани не только не достигнуть бы могущества жупана всей Сербии, но и не уцелеть бы и в своей маленькой области Расции. Ему пришлось воевать со всеми удельными жупанами Сербии. Дело доходило до того, что Неманя заключен был в подземную пещеру своими братьями. Но сербский народ встал на сторону православного Немани. Он любил свободу мыслей и не мог не тяготиться гнетом романизма; вера чистая, вера восточная была по душе его; приняв ее на своем языке во время Кирилла и Мефодия, он свято хранил ее, невзирая на противодействие романизма. Потому охотно переходил он на сторону Немани, когда тот начинал борьбу с тем или другим врагом своим. Блаженный Стефан в подвигах за чистую веру не оставляем был без помощи Небесной. Когда братья привели против него (в 1175 г.) немцев, греков, венгерцев: он, находясь вблизи Звечан- ского храма святого Георгия, послал добрых священников молиться святому Георгию. Совершены были ночное бдение и Литургия. Ночью один из священников видит пред собою воина. «Кто ты?» – спросил он в испуге. «Я раб Христов Георгий, – отвечал явившийся, – и послан на помощь к государю твоему». И Стефан одержал неожиданную победу. Неманя довел дела до того, что и братья его, долго действовавшие в видах романизма, отказались от папы и прервали всякое сношение с ним. Папа и гневался, и льстил: но это не помогло делам его. Так блаженный Неманя, вытесняя романизм из Сербии, возвышал себя и народ свой.
Еще с большей настойчивостью он действовал против арианства, которое крылось в Сербии со времен Средечского и Сремского соборов. Неманя собрал собор. Явились и жаркие защитники арианства. Но Неманя с твердостью объявил, что он не намерен терпеть хулителей Сына Божия. «После собеседования со святителем Евфимием, с почтенными иноками и своими вельможами он, нимало не медля, отправил войско с доверенными начальниками и одних подверг разным наказаниям, других выгнал вон из земли своей, а дома и имущество их отобрал для бедных и больных; главному учителю и начальнику их был отрезан язык, не исповедующий Христа Сыном Божиим, и потом тот с его нечестивыми книгами прогнан был».
Бан Боснийский Кулин, по нерасположению к романизму, покровительствовал богомилам. Но это не избавило Боснию от романизма и усилило расстройство Боснии пагубными началами манихейства. Блаженный Неманя, признавая богомилов за антихристиан, не терпел их, гнал их из Сербии, и они в конце XII столетия скрывались только в ущельях Боснии и на границах Кроатии (современной Хорватии).
В горных ущельях, в местах глухих в начале правления Немани в народе еще сохранялись остатки языческих суеверий. Неманя истреблял «глухи кумири» или, как выражается Дометиан, «бесовские храмы».
Следствием таких распоряжений было то, что единством святой веры скреплялось единство державы Неманевой, и живительная сила чистого христианства вливала жизнь, порядок и крепость в политическое тело Сербии.
При такой политике успел он возвратить Сербии коренные славянские поселения, занятые греками, и возвысить народность сербскую. Это стоило ему долгой борьбы: греки под видом покровительства чистой вере не только долго не хотели отказаться от чужой собственности, но противодействовали Немане и тогда, как домогался он соседние племена славян соединить под одну славянскую власть.
Всею душою любя святую веру, блаженный Неманя усердно строил рассадники христианской жизни – монастыри. Так основаны и щедро одарены им монастыри Студеница, Сопочаны. Монастырь Юрьевых столбов был и памятником благодарности его за спасение из пещерной темницы. Блаженный властитель Сербии простирал заботы свои и на приходское духовенство. По известию святителя Саввы, он строго подтверждал стране своей о духовенстве сельском: «Начетки даита ему от своих плод праведных».
Когда великий жупан был уже 80 лет, сын его, святитель Савва, писал к отцу: «Движимый апостольским духом, ты просветил людей своих Православием, истребил ереси, ниспроверг бесовские храмы и воздвиг церкви Богу. Теперь остается тебе исполнить слова Сына Божия, глаголющего в Евангелии: иже хощет по Мне ити, да отвер- жется себе и возмет крест свой и по Мне грядет (Мк. 8, 34)». Собрав вельмож и выбранных народа, он объявил желание свое оставить мир и назначил преемником своей власти сына Стефана. Напрасно упрашивали его не разлучаться с ними. Марта 25-го 1195 года совершена была Литургия епископом Каллиником; великий Неманя сложил с себя и передал сыну права властителя Сербии. Затем тот же епископ в обители Студеницкой облек его и благочестивую супругу его Анну в иноческие одежды, назвав одного Симеоном, а другую Анастасиею. В то же время роздана была щедрая милостыня бедным, больным, иночествующим. Анастасия удалилась в женскую обитель; Симеон остался в Студенице. Здесь подвизался он иночески два года. Потом отправился к сыну на Афон. Посетив вместе с Саввою все святогорские монастыри, насладившись беседою с отшельниками и оделив всех милостынею, Симеон поселился в келлиях, простроенных сыном в Ватопеде. Они вместе проходили подвиги, помогая один другому: сын удвоял пост и поклоны за себя и за старца; отец проливал слезы и вздохи за себя и сына. Симеон и на Афоне изливал щедрость свою для обителей молитвы. При входе на Афон, на месте, называемом Просфора, был монастырь с храмом Симеона Богоприимца; морские разбойники разорили его, и он оставался в запустении. Щедростью Симеона построены были келлии, ограда и башня, насаждены виноградники и возобновлен храм. Ватопед также украсился многими келлиями для отшельников. Благочестивый старец-славянин подал мысль князьям-инокам – построить новый или возобновить какой-нибудь запустевший монастырь, с тем, чтобы приходящие на Афон сербы находили себе готовый приют иночества. Старец Симеон с восторгом принял эту мысль и поручил сыну исполнить ее. Ни одно место столько не понравилось им, как запустевший Хиландарский монастырь. Ватопедским грекам не хотелось выпустить из рук своих ни власти, ни земли. Савва обратился к проту всей горы, и тот предоставил им Хиландар. По просьбе отца сын, жупан Стефан, прислал деньги на возобновление обители и покупку участков земли; с любовью назначил и в Сербии имения в пользу сербского Хиландара. Быстро возобновился Хиландар и наполнился иноками – славянами327. Император Алексей, родственник дома Неманей, даровал Хиландару права независимой обители328. В хризовуле своем Симеон писал: «Вышел я из отчизны в Святую Гору и застал Хиландарь таким, что не оставалось камня на камне; Владыка мой удостоил меня быть ктитором его; выпросил я грамоту у царя; даю ему в Призрене монастырь, в Милиях села Милушу, Сламодравы, Ретивлу» и пр.
Недолго глубокий старец прожил в Хиландаре, только 8 месяцев. Чувствуя близость кончины, сделал он последние распоряжения, просил сына молиться за него, перенести его тело в Сербию и не забывать Сербской Церкви. Накануне дня смерти простился со всею братиею и отпустил всех, кроме сына. В полночь, при всей слабости, встал, радостно облекся в полное иноческое одеяние, как бы ожидая великих гостей, и, причастившись Святых Таин, сказал: «Слава Богу о всем», – затем впал в забытье. Поутру сын вынес отца в церковный притвор и положил на простой рогожке. Братия окружили благодетеля и рыдали. Преподобный, с трудом поднявши руку, дал знать, чтобы успокоились, и, веселым лицом взирая на образ Спасителя и Богоматери, шептал, как бы беседуя с кем: «Всякое дыхание да хвалит Господа». Хвала Господу была последним словом его. Вдруг воздух наполнился благоуханием – это была минута смерти. Так мирно почил старец 86 лет, февраля 13-го 1200 года.
Спустя год, в день поминовения о нем, мраморный гроб его наполнился благоуханным миром. В изумлении и страхе все воскликнули: «Господи, помилуй!» Потом все помазались миром. Страдавшие болезнями, одержимые духами получили исцеление, быв помазаны миром. Перенесенное в Студеницкий монастырь, святое тело Симеона также источало токи живительного мира. Потому Симеон не иначе называется в памятниках древности, как «святой Симеон Неманя нови мироточьц Српьски». Даже оставленный в Хиландаре мраморный гроб святого известен поныне целениями своими.
На древних иконах сербских святой изображен с большою седою бородою, в монашеской одежде, с черною остроконечною скуфьею, украшенною тремя золотыми крестами.
<-назад в раздел
Память преподобного Симеона-Стефана Немани, владетеля Сербского
Младший между братьями своими, успел он сперва (с 1149 г.) стать жупаном Рашским; потом (с 1165 г.) присоединил к своему владению наследственную собственность предков своих – Зету – и стал великим жупаном Сербии. Наконец мало-помалу соединились под власть его все те земли, где только жили сербы: «восстановил он, – говорит сын его святитель Савва, – погибшую дедину, приобрел от поморской земли Зету с городами, от Албании оба Пилота, от греческой земли Патково, Хвостно, все Подримье, Костричь, Дружковину, Ситницу, Лабь, Липляны, Глубочицу, Реку, Ушну, Помравие, Загралатну, Левчье, Белицу. Все это из погибшей от насилия дедины приобрел он своим умом и деятельностью». Сперва был он, как и отец его, в некоторой зависимости от греческого императора, но потом оставался полновластным владетелем всей Сербии и назывался «господином всех Сербских земель», тогда как Раса (нынешний Новый Базар) считалась «стольным местом посреди Сербской земли».
В судьбе Немани и Сербии особенно ясно видно то, как много значит чистая вера для политического быта народов. Сам сербский народ доселе помнит свою историю только со времени Немани, хотя жупания славянская и южные горцы сражались с римлянами за свою политическую свободу еще прежде времени христианского. Отчего это так? С 1062 года большая часть Сербии по церковному быту состояла в зависимости от Римского папы. Неманя увидел, что романизм чем далее, тем более становится враждебным и чистой вере, и свободному развитию народа. И он уже в летах зрелых (30 лет) решился прервать всякую связь с папизмом. В младенчестве своем, рожденный в Зете, он был крещен латинским священником. В 1143 году он торжественно снова принял крещение от руки православного Расского епископа Леонтия. Это решило судьбу его и Сербии. Без этого шага Немани не только не достигнуть бы могущества жупана всей Сербии, но и не уцелеть бы и в своей маленькой области Расции. Ему пришлось воевать со всеми удельными жупанами Сербии. Дело доходило до того, что Неманя заключен был в подземную пещеру своими братьями. Но сербский народ встал на сторону православного Немани. Он любил свободу мыслей и не мог не тяготиться гнетом романизма; вера чистая, вера восточная была по душе его; приняв ее на своем языке во время Кирилла и Мефодия, он свято хранил ее, невзирая на противодействие романизма. Потому охотно переходил он на сторону Немани, когда тот начинал борьбу с тем или другим врагом своим. Блаженный Стефан в подвигах за чистую веру не оставляем был без помощи Небесной. Когда братья привели против него (в 1175 г.) немцев, греков, венгерцев: он, находясь вблизи Звечан- ского храма святого Георгия, послал добрых священников молиться святому Георгию. Совершены были ночное бдение и Литургия. Ночью один из священников видит пред собою воина. «Кто ты?» – спросил он в испуге. «Я раб Христов Георгий, – отвечал явившийся, – и послан на помощь к государю твоему». И Стефан одержал неожиданную победу. Неманя довел дела до того, что и братья его, долго действовавшие в видах романизма, отказались от папы и прервали всякое сношение с ним. Папа и гневался, и льстил: но это не помогло делам его. Так блаженный Неманя, вытесняя романизм из Сербии, возвышал себя и народ свой.
Еще с большей настойчивостью он действовал против арианства, которое крылось в Сербии со времен Средечского и Сремского соборов. Неманя собрал собор. Явились и жаркие защитники арианства. Но Неманя с твердостью объявил, что он не намерен терпеть хулителей Сына Божия. «После собеседования со святителем Евфимием, с почтенными иноками и своими вельможами он, нимало не медля, отправил войско с доверенными начальниками и одних подверг разным наказаниям, других выгнал вон из земли своей, а дома и имущество их отобрал для бедных и больных; главному учителю и начальнику их был отрезан язык, не исповедующий Христа Сыном Божиим, и потом тот с его нечестивыми книгами прогнан был».
Бан Боснийский Кулин, по нерасположению к романизму, покровительствовал богомилам. Но это не избавило Боснию от романизма и усилило расстройство Боснии пагубными началами манихейства. Блаженный Неманя, признавая богомилов за антихристиан, не терпел их, гнал их из Сербии, и они в конце XII столетия скрывались только в ущельях Боснии и на границах Кроатии (современной Хорватии).
В горных ущельях, в местах глухих в начале правления Немани в народе еще сохранялись остатки языческих суеверий. Неманя истреблял «глухи кумири» или, как выражается Дометиан, «бесовские храмы».
Следствием таких распоряжений было то, что единством святой веры скреплялось единство державы Неманевой, и живительная сила чистого христианства вливала жизнь, порядок и крепость в политическое тело Сербии.
При такой политике успел он возвратить Сербии коренные славянские поселения, занятые греками, и возвысить народность сербскую. Это стоило ему долгой борьбы: греки под видом покровительства чистой вере не только долго не хотели отказаться от чужой собственности, но противодействовали Немане и тогда, как домогался он соседние племена славян соединить под одну славянскую власть.
Всею душою любя святую веру, блаженный Неманя усердно строил рассадники христианской жизни – монастыри. Так основаны и щедро одарены им монастыри Студеница, Сопочаны. Монастырь Юрьевых столбов был и памятником благодарности его за спасение из пещерной темницы. Блаженный властитель Сербии простирал заботы свои и на приходское духовенство. По известию святителя Саввы, он строго подтверждал стране своей о духовенстве сельском: «Начетки даита ему от своих плод праведных».
Когда великий жупан был уже 80 лет, сын его, святитель Савва, писал к отцу: «Движимый апостольским духом, ты просветил людей своих Православием, истребил ереси, ниспроверг бесовские храмы и воздвиг церкви Богу. Теперь остается тебе исполнить слова Сына Божия, глаголющего в Евангелии: иже хощет по Мне ити, да отвер- жется себе и возмет крест свой и по Мне грядет (Мк. 8, 34)». Собрав вельмож и выбранных народа, он объявил желание свое оставить мир и назначил преемником своей власти сына Стефана. Напрасно упрашивали его не разлучаться с ними. Марта 25-го 1195 года совершена была Литургия епископом Каллиником; великий Неманя сложил с себя и передал сыну права властителя Сербии. Затем тот же епископ в обители Студеницкой облек его и благочестивую супругу его Анну в иноческие одежды, назвав одного Симеоном, а другую Анастасиею. В то же время роздана была щедрая милостыня бедным, больным, иночествующим. Анастасия удалилась в женскую обитель; Симеон остался в Студенице. Здесь подвизался он иночески два года. Потом отправился к сыну на Афон. Посетив вместе с Саввою все святогорские монастыри, насладившись беседою с отшельниками и оделив всех милостынею, Симеон поселился в келлиях, простроенных сыном в Ватопеде. Они вместе проходили подвиги, помогая один другому: сын удвоял пост и поклоны за себя и за старца; отец проливал слезы и вздохи за себя и сына. Симеон и на Афоне изливал щедрость свою для обителей молитвы. При входе на Афон, на месте, называемом Просфора, был монастырь с храмом Симеона Богоприимца; морские разбойники разорили его, и он оставался в запустении. Щедростью Симеона построены были келлии, ограда и башня, насаждены виноградники и возобновлен храм. Ватопед также украсился многими келлиями для отшельников. Благочестивый старец-славянин подал мысль князьям-инокам – построить новый или возобновить какой-нибудь запустевший монастырь, с тем, чтобы приходящие на Афон сербы находили себе готовый приют иночества. Старец Симеон с восторгом принял эту мысль и поручил сыну исполнить ее. Ни одно место столько не понравилось им, как запустевший Хиландарский монастырь. Ватопедским грекам не хотелось выпустить из рук своих ни власти, ни земли. Савва обратился к проту всей горы, и тот предоставил им Хиландар. По просьбе отца сын, жупан Стефан, прислал деньги на возобновление обители и покупку участков земли; с любовью назначил и в Сербии имения в пользу сербского Хиландара. Быстро возобновился Хиландар и наполнился иноками – славянами327. Император Алексей, родственник дома Неманей, даровал Хиландару права независимой обители328. В хризовуле своем Симеон писал: «Вышел я из отчизны в Святую Гору и застал Хиландарь таким, что не оставалось камня на камне; Владыка мой удостоил меня быть ктитором его; выпросил я грамоту у царя; даю ему в Призрене монастырь, в Милиях села Милушу, Сламодравы, Ретивлу» и пр.
Недолго глубокий старец прожил в Хиландаре, только 8 месяцев. Чувствуя близость кончины, сделал он последние распоряжения, просил сына молиться за него, перенести его тело в Сербию и не забывать Сербской Церкви. Накануне дня смерти простился со всею братиею и отпустил всех, кроме сына. В полночь, при всей слабости, встал, радостно облекся в полное иноческое одеяние, как бы ожидая великих гостей, и, причастившись Святых Таин, сказал: «Слава Богу о всем», – затем впал в забытье. Поутру сын вынес отца в церковный притвор и положил на простой рогожке. Братия окружили благодетеля и рыдали. Преподобный, с трудом поднявши руку, дал знать, чтобы успокоились, и, веселым лицом взирая на образ Спасителя и Богоматери, шептал, как бы беседуя с кем: «Всякое дыхание да хвалит Господа». Хвала Господу была последним словом его. Вдруг воздух наполнился благоуханием – это была минута смерти. Так мирно почил старец 86 лет, февраля 13-го 1200 года.
Спустя год, в день поминовения о нем, мраморный гроб его наполнился благоуханным миром. В изумлении и страхе все воскликнули: «Господи, помилуй!» Потом все помазались миром. Страдавшие болезнями, одержимые духами получили исцеление, быв помазаны миром. Перенесенное в Студеницкий монастырь, святое тело Симеона также источало токи живительного мира. Потому Симеон не иначе называется в памятниках древности, как «святой Симеон Неманя нови мироточьц Српьски». Даже оставленный в Хиландаре мраморный гроб святого известен поныне целениями своими.
На древних иконах сербских святой изображен с большою седою бородою, в монашеской одежде, с черною остроконечною скуфьею, украшенною тремя золотыми крестами.