Память священномученика Платона Ревельского (Кульбуша)
Священномученик Платон
Радуйся, просветителю эстов,
апостолом единонравный…
Апостольской жизни поревновавый,
апостольский конец жития твоего
приял еси, отче Платоне…
Из Службы священномученику
Платону Ревельскому
Священномученик Платон родился 13 июля 1869 года в мызе (мыза – в Прибалтике и северо-западных регионах России отдельно стоящая усадьба с сельскохозяйственными постройками, хутор. – Примеч. ред.) Подис Перновского уезда Эстляндской губернии, в семье псаломщика Петра Кульбуша и его супруги Натальи, и в Крещении наречен был Павлом. В 1884 году Павел окончил Рижское духовное училище, а в 1890-м – Рижскую духовную семинарию. Как лучшего воспитанника, его направили в Санкт-Петербургскую духовную академию, обучение в которой он завершил в 1894 году со степенью кандидата богословия.
Студентом академии Павел вступил в Общество религиозно-нравственного просвещения и сразу начал активную миссионерскую работу среди проживавших в Санкт-Петербурге эстонцев. 5 декабря 1894 года его рукоположили во священника, а 31 декабря того же года указом Святейшего Синода в столице был образован эстонский приход, и первым его настоятелем стал отец Павел (впоследствии поставленный благочинным всех эстонских церквей Санкт-Петербургской епархии). Для богослужений приход получил помещение в нижнем этаже храма Воскресения Христова в Малой Коломне.
Отец Павел писал в то время: «Если оглянуться на то, что имеют православные эстонцы в Петербурге теперь, то только самая упорная энергия, самая беззаветная надежда на будущее могут побудить не слагать оружия, потому что теперь приход не имеет буквально ничего. Не говорим о храме, о школе – нет ни облачения, ни креста с Евангелием, ни мирницы и дароносицы – самых необходимых вещей для каждого пастыря, не говорим о сосудах, утвари и прочем. На Рождество для славления епитрахилью пришлось позаимствоваться в соборе, крестом – у знакомого... для крестин нужно каждый раз выпрашивать все необходимое…»
Возглавив приход, пастырь приступил к организации сбора средств на постройку храма. Первым, кто откликнулся на просьбу молодого священника, был протоиерей Иоанн Кронштадтский, пожертвовавший 300 рублей.
Одной из существенных проблем для эстонских семей, приезжавших на заработки и зачастую остававшихся в столице, было обучение детей. 21 октября 1896 года стараниями отца Павла в городе начала действовать первая эстонская церковно-приходская школа.
29 ноября 1898 года в Санкт-Петербурге состоялось открытие эстонского Братства во имя священномученика Исидора, пресвитера Юрьевского. В отчете Братства в обоснование его создания и деятельности отмечалось: «Переселенцы-эстонцы, отрезанные от православных Русских незнанием языка, часто уклоняются в лютеранство. Для возврата отпавших, для утверждения эстонцев в Православной вере нужны и особые усилия, и особые средства. Древние ревнители Православия в противовес католической пропаганде основывали религиозные братства. Думается, что и в настоящем случае Братство лучше всего могло бы собрать в одном святом содружестве слабых и сильных, стойких и немощных, дабы поддержать, укрепить, оживить и воодушевить одних и дать возможность принести плод своей веры другим…»
Выполняя обязанности пастыря эстонских приходов, отец Павел не только проповедовал в храме, но неизменно участвовал в чтениях, которые устраивались Обществом религиозно-нравственного просвещения. Его беседы были посвящены Таинствам Православной Церкви, ее истории, наиболее известным святым, Вселенским Соборам, касались неправоты латинской веры, обличали католическое учение о главенстве папы; говорил он и об образовании лютеранства, ошибочности протестантских суждений о Церкви, об англиканстве, о Евангелии и Посланиях Апостолов, о просветителях славянства, об истории Русского раскола и появлении в расколе разных толков… За несколько лет батюшка рассказал слушателям весь курс лекций по истории Православной Церкви, о ее учении и Таинствах.
В 1901 году Санкт-Петербургская городская Дума безвозмездно передала эстонскому приходу участок земли в городе под постройку эстонского православного храма и школы. Будущий священномученик обратился в Святейший Синод с просьбой организовать проведение всероссийских пожертвований на это строительство. 24 и 25 декабря 1902 года были объявлены во всех приходах Российской Империи днями сбора средств на возведение в Петербурге храма для православных эстонцев и школы при нем. 24 августа 1903 года состоялась закладка храма, а 21 декабря того же года был торжественно освящен временный храм. В освящении участвовал и святой праведный Иоанн Кронштадтский.
В декабре 1917 года, по постановлению Священного Синода, отец Павел принял постриг с именем Платон и был возведен в сан архимандрита, а затем митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) и епископ Лужский Артемий (Ильинский) в Александро-Невском соборе Ревеля хиротонисали его во епископа Ревельского.
Ввиду чрезвычайных обстоятельств – стремительного продвижения германских войск в глубь Прибалтики в ходе Первой мировой войны, Патриарх Тихон поручил епископу Платону все приходы Рижской епархии. Многие правительственные и церковные учреждения еще в самом начале войны были перенесены в Юрьев (ныне Тарту), и потому Владыка обосновался здесь.
Об этом периоде современники священномученика свидетельствовали: «Деятельность Преосвященного Платона в Прибалтийском крае совпала с занятием всей территории Эстляндии германцами. <…> Преосвященному Платону, как главе местной Церкви, пришлось быть на страже православно-церковных интересов и также проявить особенную бдительность и осторожность <…>. Но иногда отношения с германскими властями у него обострялись. Так, в одном письме он пишет: „С начальством германским наши разговоры стали серьезными. Стою на правде и интересах Церкви. А там – что Бог даст. Совесть будет спокойна, что сделано все возможное“.
Несмотря на противодействие оккупационных властей, епископ Платон в мае 1918 года посетил Ригу, где в течение одиннадцати дней ежедневно совершал богослужения в различных церквях, ободрял угнетенный дух пасомых, устраивал пастырские собрания, при всех храмах учредил приходские советы.
Из Риги владыка Платон предполагал совершить объезд ряда латышских приходов, но оккупационные власти не разрешили ему этого, а впоследствии и вообще запретили пользоваться железнодорожным транспортом. Тогда он в сопровождении трех человек частью на лошадях, частью пешком посетил до сорока приходов, где его проникновенные богослужения и проповеди поддерживали верующих».
22 декабря 1918 года Юрьев взяли большевики. 2 января 1919 года епископа Платона арестовали прямо на улице и вместе с другими жителями города (всего за 24 дня большевистской диктатуры было арестовано свыше 500 человек) заключили в помещение Кредитного банка (ул. Компании, 5). В этом здании, превращенном в тюрьму, узники содержались в крайне суровых условиях. Владыка Платон, еще не оправившийся тогда от перенесенного гриппа-испанки в тяжелой форме с осложнением (крупозным воспалением легких), подвергался жестоким унижениям и издевательствам.
О последних днях священномученика их свидетели вспоминали: «Во время заключения владыка Платон утешал и ободрял всех других заключенных, читал по возможности вслух Евангелие, особенно часто – 24-ю главу от Матфея. <...> В ночь на 14 января епископа Платона вызвали на допрос. Комиссар настаивал, чтобы Владыка прекратил проповедовать Евангелие, на что епископ ответил: „Как только меня выпустят на свободу, я буду вновь повсеместно славить Господа“».
В следующую ночь, с 14 на 15 января 1919 года, Юрьев был отбит натиском белых войск. Но, отступая, красные эстонские комиссары Кулль, Рятсепп и Оттер, наскоро отобрав 20 человек из заключенных – в их числе владыку Платона, протоиереев Михаила Блейве и Николая Бежаницкого, – отвели их в подвальное помещение и зверски убили. Останки некоторых были изуродованы до неузнаваемости. Тело епископа Платона сохранило на себе следы семи штыковых и четырех огнестрельных ран, причем одна из них – от разрывной пули прямо в правый глаз; затылок был пробит прикладом винтовки. Его опознали только по спрятанной на груди панагии.
Отпевание мучеников состоялось 18 января в Успенском соборе Юрьева; 31 числа того же месяца тело епископа Платона перевезли в Ревель. 9 февраля Владыка был погребен в левом приделе Спасо-Преображенского собора, где почти за год до этого состоялась его первая архиерейская служба.
В августе 2000 года на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви епископ Платон был причислен к лику новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Подготовила Ксения МИРОНОВА
По книге: Дамаскин (ОРЛОВСКИЙ), игум. Жития новомучеников
и исповедников Российских ХХ века. Январь. Тверь, 2005. С. 4–16,
а также материалам официального сайта Эстонской Православной Церкви
Московского Патриархата (http://orthodox.ee/index.php?d=estsvjat/platon)