Память святителя Макария, митрополита Московскоо
Митр. Макарий благословляет Иоанна IV
во время Венчания на Царство.
Миниатюра из Царственной книги, 1560-е гг.
Святитель Макарий, митрополит Московский, родился в Москве около 1482 года и при Крещении был наречен Михаилом – в честь Архистратига Небесных Сил Господних. Юный Михаил рассудил оставить сей бренный мир и посвятить себя на служение Богу: он удалился в монастырь преподобного Пафнутия Боровского.
Приняв постриг с именем Макарий, будущий святитель начинает свои монашеские подвиги бдения, смирения, молитвы и послушания, приобщается к книжной мудрости Русского ученого иночества. Это были долгие годы ежедневного труда. О них современник говорит, что Макарий, «много лет пребывая во уставе преподобного Пафнутия, в немже много лет пребыв и достойно ходив, житие жестокое искусив».
Промыслу Божию было угодно воздвигнуть сей смиренный сосуд целомудрия и кротости в более высокую степень церковного послушания. 4 марта 1526 года архимандрит Макарий поставляется на самую древнюю архиерейскую кафедру Московской митрополии – архиепископом Великого Новгорода и Пскова. И «послал Господь Бог милость Свою на люди Своя, молитвами его, времена тиха и прохладна, и обилие велие изобилованна бысть».
Святитель Макарий начинает широкую миссионерскую деятельность среди соседствовавших с Новгородской землей северных народов. Он трудится над единообразным устроением новгородских иноческих общежитийных монастырей. Большую заботу проявлял святитель и о создании храмов в своей епархии: всего при нем только в Новгороде строятся, перестраиваются, вновь украшаются после пожаров около 40 храмов, которые, кроме того, снабжались книгами, утварью и сосудами из мастерских, учрежденных святителем.
Вопрос обезпечения храмов книгами стоял перед архиепископом Макарием очень остро, ибо в то время в церковном быту существовало много различных житийных списков и их редакций. В 1529 году святитель предпринимает великий труд собирания и систематизации Русского календарного агиографического года и сведение его в единый корпус Четьих-Миней. Эта работа заняла у него12 лет.
В 1542 году архиепископ Макарий поставляется на престол Первосвятителей Московских. В 1547 году он венчал на Царство первого Русского Царя Иоанна IV. Вскоре Иоанн Васильевич собрался в поход против Казани. Святителю Макарию было чудесным образом открыто о грядущей победе Царя, благословляя которого, он предрек ему успех в брани. По окончании похода в Москве воздвигли собор Покрова на Рву (Василия Блаженного) – дар благодарения Богу от Русского народа, одержавшего победу над нехристианским миром. Освящал храм святитель Макарий.
Годы пребывания святого на митрополии ознаменованы бурной деятельностью в устроении всех сфер Русской церковной и культурной жизни. Вопросы церковной практики, дисциплины, литургики, каноники, агиографии, канонизации святых, иконографии, церковного пения и многие другие митрополит всегда представлял на всеобщее соборное обсуждение. Так, в 1547 и 1549 годах он созывает в Москве два Собора, на которых была проведена большая работа по канонизации Русских святых.
До святителя Макария почитание святых на Руси осуществлялось по благословению и властью местного архиерея. В результате появилось очень много местночтимых угодников, память которых отмечалась в одних, но не праздновалась в других землях. Митрополит, созывая Соборы, инициировал канонизацию подвижников всей полнотой Русской Церкви. Прославление святых требовало написания им служб и житий, необходимы были также и литургические указания типиконного характера о порядке совершения богослужений. Все эти труды взял на себя Преосвященный ради славы Божией и святых угодников, вновь канонизированных на Руси.
В 1551 году, 23 февраля, в Москве в Царских палатах начал работу еще один Собор, созванный святителем, – знаменитый Стоглав. Он рассматривал самые разные вопросы: внешность христианина, его поведение, церковное благочиние и дисциплина, иконопись, духовное просвещение и др. Также при митрополите Макарии начинается в Русском государстве печатание книг.
Постничество и пребывание в молитве было повседневным правилом святого. Об этом современник пишет так: «Когда митрополит Макарий в Москве стал жить, правя слово Божие истинное, <…> так постился, что от воздержания в пище и питии едва ходил, был кроток и смирен, и милостив ко всем, не терпя гордости, и в других ее искоренял со властью, как дитя был умом, оставаясь всегда совершенным».
Однажды Царь Иоанн Васильевич обратился к святителю с просьбой передать ему душеполезную книгу. Прислан был чин погребения. Разгневался Царь и сказал: «Ты прислал мне погребальную, а в наши Царские чертоги такие книги не вносятся». Святой же ответил: «Я, богомолец твой, попросту прислал, по твоему приказу, ведь ты просил книгу душеполезную, а эта всех полезней; если кто ее со вниманием почитает, тот вовеки не согрешит».
В середине сентября 1563 года, на память мученика Никиты, митрополит Макарий совершал Крестный ход, во время которого простудился и заболел. 31 декабря того же года «Преосвященный, дивный святитель и пастырь Митрополии всея Руси, предал душу свою в руки Бога Живаго, Егоже возлюби от юности своея».
По книге: Избранные жития святых,
изложенные по руководству
Четьих-Миней архиепископа
Филарета Черниговского. Т. 2.
Декабрь. Приложение. М., 2011.