Память святителя Феофана, затворника Вышенского
Фотография святителя
Великий учитель Русской Церкви святитель Феофан Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров) родился 10 января 1815 года в селе Чернава Елецкого уезда Орловской губернии, где его отец служил священником. У родителей, кроме Георгия, было еще три дочери и три сына.
Батюшка Василий Говоров часто брал с собой сына в храм Божий, где мальчик становился на клиросе или помогал в алтаре. Таким образом с первых впечатлений младенческих лет святитель сжился с Церковью. По этому жизненному опыту говорит он в одной из своих книг: «Самое действительное средство к воспитанию вкуса есть церковность, в которой неисходно должны быть содержимы воспитываемые дети».
Первоначальное образование отрок Георгий получил в родительском доме – на седьмом году его начали обучать грамоте. Отец руководил процессом и прослушивал заданные уроки, а учила детей мать.
Позже Георгий поступил в Ливенское духовное училище, затем в числе лучших учеников был переведен в Орловскую духовную семинарию, где, как и в училище, резко выделялся из среды своих товарищей не только успехами в занятиях, но и примерным благонравием.
По окончании семинарии в 1837 году Говоров, как лучший из воспитанников своего курса, был отправлен на казенный счет в Киевскую духовную академию, которая в те годы процветала. Это было благоприятное время – как по доброму нравственному направлению жизни академии, так и по обилию талантов в профессорской корпорации. По свидетельству современников, святитель Феофан именно в Киевской академии развил в себе способность и любовь к писательству. Своими письменными проповедническими трудами он снискал уважение не только у сокурсников, но и у преподавателей. Благодатное влияние оказала на Георгия и Киево-Печерская лавра, впечатления от которой были настолько глубоки и сильны, что святитель до конца жизни вспоминал о них с восторгом.
15 февраля 1841 года он принял постриг с именем Феофан в честь преподобного Феофана Исповедника, 6 апреля – рукоположение в диаконский сан, а 1 июля – в священнический. Окончив курс магистром, иеромонах Феофан был назначен на должность ректора киево-софийских духовных училищ. В конце 1842 года его перевели в Новгородскую духовную семинарию в качестве инспектора и преподавателя психологии и логики. Деятельность его была весьма плодотворна. Чтобы предохранить воспитанников от праздности, святитель располагал их к физическому труду: к столярному и переплетному ремеслу, к занятиям живописью. В летнее время предпринимались загородные прогулки с целью отдохновения от утомительных умственных занятий. За три года пребывания в Новгороде святой успел проявить себя талантливым воспитателем и прекрасным преподавателем христианской науки о душе человеческой.
Духовное начальство высоко ценило нравственные качества и умственные дарования иеромонаха Феофана, и потому в конце 1844 года он был переведен в Санкт-Петербургскую духовную академию на должность бакалавра по кафедре нравственного и пастырского богословия. Это чисто ученое дело его не удовлетворяло, и он подал прошение об увольнении от академической службы.
В августе 1847 года по собственному желанию отец Феофан был назначен членом создаваемой Русской духовной миссии в Иерусалиме. Шесть лет пребывания в Палестине явились для него временем неустанного труда по изучению религиозной жизни Востока, чему особенно благоприятствовали неоднократные поездки членов Миссии в Сирию и Египет.
По возведении в сан архимандрита отец Феофан был назначен ректором Олонецкой духовной семинарии, но вскоре переведен настоятелем Посольской церкви в Константинополе. Во время этого второго нахождения на Востоке (1856–1857 гг.) святитель не раз посещал монастыри Афона, изучая там жизнь святогорских иноков. Затем его вызвали в Петербург для ректорства в тамошней духовной академии и одновременно поручили наблюдать за преподаванием Закона Божия во всех светских учебных заведениях столицы.
9 мая 1859 года архимандрит Феофан стал епископом Тамбовским. Много забот, трудов, разного рода препятствий, даже огорчений ожидало нового Преосвященного на этой кафедре. Епархия была одной из самых обширных и многолюдных. Служение святителя продолжалось лишь четыре года, но за этот срок он необыкновенной кротостью характера, редкой деликатностью и участливейшим вниманием к нуждам верующих успел сродниться с паствой и приобрести самую искреннюю их и всеобщую любовь.
В одну из поездок с целью обозрения храмов и монастырей своей епархии святитель Феофан посетил Вышенскую пустынь, которая понравилась ему строгим иноческим уставом и благолепным месторасположением, и впоследствии была избрана подвижником для затворнического подвига.
Проста, чиста и возвышена была домашняя жизнь святого. Он много молился, но находил время и для научно-литературных трудов. Редкие минуты его досуга наполнялись рукоделием – столярной и токарной работой по дереву, и только на короткое время Владыка выходил на прогулку в сад. Он любил природу, восхищался ее красотой, в каждой детали видел проявление премудрости и благости Творца. В ясную погоду по вечерам он иногда наблюдал за небесными светилами в телескоп, и тогда из уст астронома, умиленного созерцанием необъятного мира, обычно слышалось: «Небеса поведают славу Божию...»
Никто никогда не слышал от святителя Феофана грозного слова начальника. «Вот программа начальствующих всех родов, – писал Владыка, – растворяй строгость кротостью, старайся любовью заслужить любовь и бойся быть страшилищем для других. Истинная доброта не чуждается, где должно, строгого слова, но оно в устах его никогда не имеет горечи обличения и укора». Доверие его к людям, в частности к подчиненным, было безгранично. По своей нравственной деликатности и благородству души святитель боялся оскорбить человека даже намеком на какое-либо подозрение.
Летом 1863 года святой был переведен во Владимир, где прослужил три года. Владимирская епархия весьма нуждалась в православном миссионерстве, т. к. губерния слыла колыбелью раскола: скрываясь из Москвы от преследований правительства, раскольники находили там пристанище и завлекали в свои сети неутвердившиеся души. Святитель Феофан предпринимал путешествия в раскольничьи центры, где произносил поучения и в самой простой и доступной форме раскрывал несостоятельность «старообрядчества» как с исторической точки зрения, так и по существу.
В 1866 году, согласно поданному им прошению, епископ был уволен от управления Владимирской епархией и определен настоятелем в Вышенскую пустынь. Но вскоре, по новому прошению, его освободили и от начальства в обители, причем за ним были оставлены пенсия и помещение в занимаемом им флигеле, с правом служения по его желанию.
И началась 28-летняя уединенная, полная непрерывных трудов жизнь. Первые шесть лет святитель ходил ко всем службам и к ранней обедне. В церкви он стоял, не двигаясь, ни к чему не прислоняясь, с закрытыми глазами. Бывало, что когда ему подносили антидор, он несколько минут этого не замечал. В праздники Владыка обыкновенно служил. Но с 1872 года он прекратил все сношения с людьми, кроме настоятеля и своего духовника, и в монастырский храм больше не ходил, а устроил собственными руками у себя в комнатах малую церковь во имя Богоявления Господня. В первые десять лет святой совершал там Литургии каждый воскресный и праздничный день, а в последующие 11 лет – ежедневно.
Святитель казался уже не человеком, а ангелом с младенческою кротостью и незлобием. Когда по делу приходили к нему, он, ответив нужное, более не говорил и погружался в молитву. Тело свое он питал лишь настолько, чтобы не дать ему разрушиться. Все, что ему приносили, рассылал по почте бедным, себе оставляя средства только на покупку нужной литературы. Владыка Феофан обладал одной из самых крупных частных библиотек того времени, более чем наполовину состоявшей из иностранных книг, т. к. он знал несколько языков. С изданий своих, быстро расходившихся, он не получал ничего, стараясь, чтобы они были как можно дешевле и доступнее для людей. Особое место в литературном наследии святого занимают переводы. Одна из самых неоценимых заслуг в этой области – перевод с греческого языка «Добротолюбия». Ежедневно святитель Феофан получал от 20 до 40 писем и всегда отвечал на них. Своими мудрыми советами он спас многих от духовной смерти, возродил к новой жизни, направил на путь истины и указал действительные средства к нравственному усовершенствованию.
Идеалом духовного писателя для преосвященного Феофана служил святитель Тихон Задонский. Именно у него он учился писать просто и понятно для всех. Святитель стремился к тому, чтобы язык его сочинений был народным, а в некоторых случаях даже простонародным. Поражает требовательность его к самому себе и качеству своих литературных трудов. «Сколько раз приходится жалеть, – признавался святой, – что не умею писать так, чтобы всех затрагивать. Когда бы умел, составил бы такую книгу, что всякий читающий непременно решился бы начать содевать свое спасение». Епископ-затворник постоянно горел желанием помочь ближним в деле их спасения. «Болит по ней душа моя, – писал он об одной из своих духовных дочерей, – в желании, чтоб она покрепче утвердилась во внутреннем человеке. Ибо тогда уже никакие волны не могут поколебать ее, как твердый утес!»
Помимо духовно-литературных и научных трудов затворник занимался иконописью, музыкой, разнообразным рукоделием, в том числе сам шил себе одежду...
В последние годы жизни у святителя Феофана стало ослабевать зрение, но он не отказывался от постоянной работы. Все в том же строгом чине было распределено его время. С вечера келейник готовил необходимое для совершения Литургии. После службы Преосвященный стуком в пол просил принести чай. В час дня он обедал – в скоромные дни одним яйцом и стаканом молока. В четыре часа снова был чай, и этим пища ограничивалась.
В праздник Богоявления, 6/19 января 1894 года, в половине пятого дня, келейник, заметивший в последние дни у святителя недомогание (он, однако, после полудня еще писал), заглянул в его комнату. Владыка лежал на кровати. Левая рука его покоилась на груди, правая была сложена как для архиерейского благословения…
Кончина святителя последовала на 79 году его жизни. Три дня стояло тело в маленькой келейной церкви и три дня в соборе – и тления не было. Когда его облачали в епископские ризы, лицо почившего озарилось радостной улыбкой.
«Умирать – это не особенность какая, – писал святой. – И ждать надо. Как бодрствующий днем ждет ночи, чтобы соснуть; так и живущим надо впереди видеть конец, чтоб опочить. Только даруй, Боже, почить о Господе, чтобы с Господом быть всегда!»
Подготовила Ксения МИРОНОВА
По книге архимандрита
Георгия (ТЕРТЫШНИКОВА)
«Святитель Феофан Затворник
и его учение о спасении» (М., 1999)
и материалам интернет-СМИ