В 1598 году почил Царь Феодор Иоаннович; пресеклась династия Рюриковичей
Царь Феодор Иоаннович
В конце 1597 года Царь впал в тяжелую болезнь. 6 января близость смерти стала очевидной для всех, и окружение Государя собралось у его одра в ожидании последнего самодержавного волеизъявления – завещания о судьбе сиротеющей страны.
Патриарх Иов от лица всея земли обратился с этим вопросом к умирающему. «Свет в очах меркнет, – скорбно возгласил Первосвятитель, – праведник отходит к Богу... Государь! Кому приказываешь Царство, нас сирых и свою Царицу?» Не желая пугать присутствовавших грядущей бурей, которую надлежало им пережить, просветленный близостью кончины и приобщением Святых Тайн (за два часа до смерти святитель Иов соборовал, исповедал и причастил Царя), Феодор ответил: «В Царстве, в вас и в Царице волен Господь Всевышний...» Слова пророческие, ибо Богу угодно было, чтобы судьбы Руси, окунувшейся вскоре в огненное искушение Смуты, текли вопреки всякому человеческому предвидению.
Царица Ирина решительно отказалась от престола, несмотря на завещание самого Феодора и мольбы народа. Известная мягкосердечием и милосердием, Царица оставалась непреклонна – стены Новодевичьего монастыря укрыли под своим покровом смиренную инокиню Александру, отринувшую вместе с мирским именем власть и славу царского венца.
Годунов, кроткий и невластолюбивый, принял русскую Державу вопреки собственному желанию, благочестиво страшась ответственности и тягот, налагаемых служением Государя. Раз за разом отвергал он все приглашения и просьбы, не остановившись перед двукратным отвержением соборно выраженного призвания, давши клятву никогда не искать и не принимать престола царского. Лишь под угрозой отлучения от Церкви удалось сонму архиереев принудить его к принятию венца.
Патриарх Иов, до последней возможности боровшийся за утверждение на русском престоле законных государей – Бориса и его сына, Феодора, видя всеобщее безумие, клятвопреступления и измены, подвергаясь сам насилию и угрозам, был понужден оставить патриаршество и сослан в Старицкий монастырь.
Что, как не предвидение испытаний и бед, предстоявших его ближайшим сподвижникам, заставило Царя Феодора на смертном одре столь уклончиво ответить на простой вопрос о престолонаследии, тем более, что в составленном загодя завещании он недвусмысленно поручал Державу супруге? Завершая праведную жизнь блаженной кончиной, Государь подтверждал Божие смотрение в грядущих испытаниях Руси...
Божьими судьбами злодеяние в Угличе пресекло на Русском престоле род Рюриковичей, завершив тем самым семивековой период истории, в ходе которого Россия просветилась Евангельским светом, в скорбях и лишениях выстрадала понимание своей промыслительной роли, осознанно и свободно приняла эту роль как всенародное церковное послушание, привела в соответствие с ним все стороны своей жизни, превратившись из конгломерата языческих племен в Святую Русь, Дом Пресвятой Богородицы, Вселенское Православное Царство. Впереди ждали ее новые искушения, соблазны и страдания – вехи восхождения к Престолу Господню, подножием которого судил ей стать всемогущий Промысел Божий, по слову Священного Писания: Грядущего ко Мне не изжену вон (Ин. 6, 37).
Митрополит Иоанн (СНЫЧЕВ)
Русская симфония. СПб., 2004.