Память святителя Николая Чудотворца
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Празднуя память святителя Николая, Святая Церковь воспевает его как «ум священнейший». Ум! Почему о святителе Николае, о том, о ком прежде всего можно говорить и которого прежде всего мы чувствуем как великого любвеобильного пастыря, всем сердцем любящего всех, прибегающих к нему и считающих себя членами его духовной паствы, – почему же именно о нем Святая Церковь говорит как об «уме священнейшем»? Скромный Мирликийский епископ, совсем не оставивший нам никаких своих творений, – скромный в жизни и учении, ибо он не был подобен тем, кто раскрыл так ярко и с такой силой учение Спасителя в своих златых словесах – Иоанну Златоусту, Василию Великому и Григорию Богослову. Почему же именно его, святителя Николая, этого простеца-пастыря и епископа, почему же именно его Святая Церковь ублажает как «ум священнейший»?
Мы так исказили в нашей обыденной жизни подлинное понимание человеческой души, что считаем все, что ум есть наш хозяин, что в человеке прежде и больше всего ведает всем существом ум, разум. А Спаситель, Священное Писание и Святая Церковь никогда не обращаются к уму, но – к сердцу человека. Господь пришел проповедывать сокрушенным сердцем, Он пришел и говорил: «Аз кроток есмь и смирен сердцем» (см.: Мф. 11, 29). Святая Церковь молится о том, чтобы Господь дал нам чистое сердце. Она напоминает нам, что даже в неверии мы исходим от сердца, ибо в нем скрыты, из него исходят помышления злые и словеса лукавые: Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 13, 1).
Что такое ум, разум, понимаемый нами как наш хозяин, как руководитель всего нашего существа? Ум – это есть не более как рабочая сила у сердца, которая помогает, которая дает возможность сердцу работать в известном направлении; и если ум хорошо работает – это хорошо, потому что у сердца есть тот орган, который помогает ему в работе.
А кто же является умным человеком в христианском смысле? Быть умным человеком в смысле Христовом – имеет совсем другое значение, чем мы привыкли считать. «Люди, – говорит Антоний Великий, – обычно именуются умными по неправильному употреблению сего слова. Не те умны, которые изучили изречения и писания древних мудрецов, но те, у которых душа умна, которые могут рассудить, что добро и что зло, и злого и душевредного убегают, а о добром и душеполезном разумно радеют и делают то с великим к Богу благодарением. Это они поистине должны именоваться умными людьми». Так говорит один из великих подвижников, тот, который не только не отвергал науки, не только не отрицал того, что мы называем умом, но говорил, что одни лентяи не признают пользы науки, – и, тем не менее, умным человеком он признает только того, кто понимает, что добро и что зло, и не только понимает, но от злого убегает, а о добром радеет.
Святые Отцы говорят, что верховный хозяин нашего существа есть сердце. О тех, кто узрит Бога, Евангелие говорит как о чистых сердцем: Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят (Мф. 5, 8). Вот какова цель нашего духовного делания – стяжание чистоты сердца.
Если мы говорим, что цель нашей духовной жизни есть чистота сердца, то как же у других Святых Отцов и подвижников мы находим, что цель эта заключается в стяжании Духа Святаго Божия? Но это одно и то же, ибо Дух Святый от Бога и стяжевается через чистоту сердца. Великий подвижник Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что конец духовного делания есть Царствие Божие, а цель его – чистота сердца, без которой невозможно достигнуть оного конца. Если мы обратимся к началу духовной жизни человека и вспомним, как дается ребенку имя, то увидим, как священник, вернее, Святая Церковь устами священника, говорит: «Да знаменуется Крест Единороднаго Сына Твоего в сердце» (Молитва на наречение имени). «Изжени из него всякаго лукаваго и нечистаго духа, сокрытаго и гнездящагося в сердце его» (Последование Чина оглашения, запрещение третье), – говорит священник, заканчивая заклинание и переходя уже к изгнанию. Затем, последовательно совершая Таинства [Крещения и Миропомазания], он молится, чтобы просветилось лицо Господа в сердце его (крещаемого): «Сам, Владыко Господи, просвещение лица Твоего в сердце его озаряти выну благоволи» (Молитва на восьмой день по Крещении). Все время внимание направлено и сосредоточено на сердце человека.
Для нас все лишения и подвиги, которые должны принимать на себя христиане, не ценны сами по себе. Не тот велик, кто совершает великие дела: подвиги, посты, – ибо все это средства временные, относительные и могут не привести к совершенству. Но есть вечная цель, подлинное совершенство – чистота сердца. Как же стяжать чистоту сердца? Святые Отцы говорят, что прежде всего нужно войти в себя, в сердце свое, и посмотреть, что там делается. Христос вошел в него в Таинстве Крещения, диавол из него изгнан, Христос в нем пребывает. Каждый из нас имеет в себе сокровище, каждый крещеный и приобщенный Святой Церкви имеет Бога в сердце своем. Если, по слову Божию, в сердце нашем Бог верою живет, а в Нем – все сокровища премудрости и ведения, то открывается эта премудрость не сразу, а по мере очищения заповедями. Об этом и говорит нам Максим Исповедник: «Если, по словам божественного апостола, в сердцах наших верою живет Иисус Христос (см.: Еф. 3, 17), а в Нем все сокровища премудрости и ведения сокровенны суть (см.: Кол. 2, 3), то в сердцах наших находятся все сокровища премудрости и ведения. Открываются же они сердцу по мере очищения каждого заповедями. Се сокровище, сокрытое на селе (см.: Мф. 13, 44) сердца твоего, которое ты еще не обрел по безделию. Ибо если бы обрел, то продал бы все и купил село сие. Но ты, оставя это село, работаешь около него, где нет ничего, кроме терния и волчцев. Посему-то говорит Спаситель: „Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят“ (Там же. 5, 8). Узрят же Его и сущие в Нем сокровища тогда, когда очистят себя любовию и воздержанием, и тем лучше, чем более очистятся».
Да, от нас, бездельников духовных, скрыто, по словам Максима Исповедника, то сокровище, которое мы имеем в сердце своем. Мы думаем, что ум даст нам ведение, даст нам Бога, а это есть сущность нашего сердца. Мы на себя уповаем, здесь хотим устроить земной рай и своею собственной рукой создать себе Вечную Жизнь, а это значит, что мы вовсе не веруем во Христа. В тесноте сердца нашего мы забываем То величайшее Сокровище, Которое сокрыто на селе сердца нашего, мы забываем, что в нас Господь обитает, Который есть Сокровище премудрости и ведения. Имея это Сокровище, мы не входим в свое сердце. Не обращаем внимания на то, что в нем скрыто. Потому-то, братие и сестры, наш век так жесток, потому-то в нас нет любви, потому-то у нас такое страшное непонимание, что такое ум и что такое сердце. Если бы мы по-настоящему уверовали в то, о чем говорит Церковь, если бы мы по-настоящему обратились к своему сердцу и нашли скрытое в нем Сокровище премудрости и ведения – Христа, если бы мы вместо того, чтобы кичиться своим умом, поняли бы, что ум есть только рабочая сила сердца, тогда бы мы совсем по-иному начали оценивать и людей, и значение ума: «Умный человек это тот, кто в своем сердце знает, что такое добро и что такое зло, не только знает, а от зла убегает, а о добром и душеполезном разумно радеет». И по мере очищения сердца, когда мало-помалу из него уйдет все, его оскверняющее, тогда узрим мы Бога и сущие в Нем сокровища.
И вот святитель Николай шел именно этим путем очищения своего сердца; он верил, что Христос вселился в него и он носит в себе это Сокровище премудрости и ведения. И жизнь свою он строил на широте сердца, а не на узости. Он именуется «священнейшим умом», ибо знает, что величайшее Сокровище, обитающее в нем – Христос Спаситель, есть Тот, на Кого надо возложить все свое упование. И он возлагает все на Господа, а потому и нам, верующим, помогает и нас обогащает своим Сокровищем. Когда Церковь величает святителя Николая как «ум священнейший», то это обличает наше житейское понимание ума.
Может быть, теперь каждый из нас попробует войти в себя, в свое сердце для обретения Сокровища? К этому призывают все подвижники, об этом говорит прославляемый ныне святитель Николай. Он является примером того, как скромный пастырь, ничем как будто от других не отличающийся, развивает в себе широту сердца до того, что оно может вместить в себя близких и дальних, верующих и неверующих. И вот, образ святителя Николая пусть будет примером для нас, живущих в этот жестокий век, который все строит на рабочей силе сердца, а не на нем самом.
Братие и сестры, наше дело есть очищение сердца, ибо только чистые сердцем Бога узрят, только обретшие Сокровище на селе сердца своего. Об этом надо молиться, надо просить святителя Николая, чтобы каждый из нас в своей мере соделался умом священнейшим и очистил сердце, чтобы мы не бездельничали, а постепенно возделывали то богатство, которое вложено Христом в наши сердца, через Святую Церковь, ибо кто во Христе, тот новая тварь (2 Кор. 5, 17), ибо не он тогда живет, а живет в нем Христос (см.: Гал. 2, 20). Аминь.
Священномученик
Сергий МЕЧЕВ
Тайна богослужения. Духовные
беседы. Письма из ссылки. М., 2001.