Память преподобного Серафима Глинского
Преподобный глинский старец схиархимандрит Серафим (в миру – Иван Романович Романцов) родился 28 июня 1885 года в деревне Воронок Крупецкой волости Курской губернии, в семье крестьянина. О жизни его сохранилось немного сведений, поскольку по смирению подвижник про себя практически не рассказывал. Достоверно известно лишь следующее.
Иван окончил церковно-приходскую школу. В августе 1910 года, после смерти родителей, поступил в Глинскую пустынь. Сначала его определили на послушание при хлебне, а через год – при бондарне. В 1914 году он был призван в армию, участвовал в Первой мировой войне. В 1916-м получил ранение и, поправившись, возвратился в обитель. В 1919 году Иван Романцов принял монашеский постриг с именем Ювеналий. Старцем его стал иеромонах Аристоклий (Ветер), научивший пасомого ежедневному чистосердечному исповеданию помыслов и внимательности ко всем движениям души. Впоследствии отец Серафим отмечал, что это внутреннее делание крайне важно для духовного возрастания и спасения.
Руководствуясь наставлениями мудрых глинских старцев и терпеливо перенося различные искушения, он необычайно скоро приобрел навык совершенного послушания и смирения. Кроме стяжания этих добродетелей, подвижник с усердием обучался молитве; любовь к ней настолько пленила его сердце, что она сделалась непрестанной. «Горячая молитва, – вспоминал позже преподобный, – ограждала меня во всех трудных обстоятельствах». В 1920 году монах Ювеналий был рукоположен во иеродиакона.
После закрытия Глинской пустыни отец Ювеналий перешел в Драндский Успенский монастырь Сухумской епархии, где в 1926 году стал иеромонахом и принял пострижение в схиму с именем Серафим. Но в 1928-м Драндская обитель также была закрыта. Тогда подвижник поселился в окрестностях Алма-Аты и работал сторожем на пасеке. В 1930 году он был арестован и выслан на строительство Беломорканала.
С 1934 по 1946 год отец Серафим жил в Киргизии – сначала в Токтогуле, затем – в Таш-Кумыре. Летом он поднимался высоко в горы, где обитал в пристроенной к большому камню плетеной хижине. Внутри этого жилища было лишь сиденье из лозы и каменный выступ – вместо стола. Внизу из-под камня бил родник, а еду старцу приносили из ближайшего селения.
Жизнь батюшки Серафима была поистине аскетической, отшельнической. Он весь предался уединению, чтению Божественного Писания, молитве и богомыслию; спал мало, да и то прямо на полу. Под воскресенье и праздники сам совершал всенощное бдение, стоя на молитве с вечера до утра, и весь день потом не давал себе отдыха. На зиму же преподобный переселялся в дом к одной благочестивой, много помогавшей ему семье. Специально для него они устроили за курятником тайную келью, в которой имелись только печка, кровать и стол.
Сам возрастая духовно, отец Серафим не оставлял и пастырских обязанностей. По ночам, в тайне от безбожников он совершал богослужения, исповедовал и причащал верующих, давал душеспасительные наставления о пути спасения.
В 1946–1947 годах старец жил в Ташкенте, где служил в Свято-Успенском Кафедральном соборе. 30 декабря 1947 года он вернулся в возрожденную Глинскую пустынь, и вскоре был назначен ее духовником.
Умение располагать людей на Исповеди к предельной откровенности являлось особым духовным даром преподобного. Он помогал осознать и прочувствовать, что земная жизнь – это временное странствование к вечности; призывал паству к жизни христианской, совершенной, возвышенной. Его наставления побуждали к отречению от мирских соблазнов и стремлению к святости.
В первую очередь отец Серафим старался привести своих духовных чад ко смирению, о котором писал: «Всего необходимее для спасения смирение истинное, внутреннее убеждение, что вы хуже и грешнее всех и всего, но это – величайший дар Божий, и приобретается он многими трудами. Тогда человек в душе своей ощущает такое спокойствие, которое никакими человеческими словами не изъяснимо. Истинно смиренный, если имеет какие от Бога дарования – молитву или слезы, пост, – то все оное тщательно скрывается, ибо похвала людская, как моль, все изъедает».
В своих письмах и поучениях батюшка постоянно предостерегал от греха осуждения. Его собственное смирение поражало, но поскольку оно сочеталось с ревностью о спасении душ, с чадами он бывал и строгим – если требовалось, обличал прямо и сурово.
День старца начинался с двух часов ночи, когда он вставал на келейное правило. Затем он неопустительно бывал на богослужении, после которого всего себя посвящал утешению верующих: принимал народ, распределял гостей на жительство в пустыни, исповедовал, решал все возникавшие вопросы, и так – до позднего вечера.
За советами к нему обращались не только миряне и монашествовавшие, но и архиереи. Лично знал отца Серафима Святейший Патриарх Алексий I, неоднократно принимавший его и беседовавший с ним о духовных предметах и нуждах его обители. За усердие и примерные труды на пользу Церкви в 1954 и 1957 годах преподобный был награжден наперсным крестом, а в 1960-м – возведен в сан игумена.
После повторного закрытия Глинской пустыни схиигумен Серафим перебрался в Сухуми, где продолжил старческое служение духовником Кафедрального собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Важнейшим поводом переезда батюшки на Кавказ послужили духовные нужды пустынников. В этот пастырский труд он вложил весь свой богатый опыт, молитвенную силу и отцовскую любовь. 70-летний старец в сопровождении нескольких спутников нередко посещал пустынную братию, проходя десятки километров, пробираясь среди зарослей, пересекая реки, поднимаясь и спускаясь по склонам гор.
Отец Серафим опытно знал путь Иисусовой молитвы, необходимейшим условием упражнения в которой считал послушание. Молитвенник, учил старец, должен находиться в подчинении у духовника и отсекать свою волю перед ближними. Кроме того, для стяжания непрестанной памяти Божией потребна усиленная борьба со страстями, – и тогда в чистом сердце молитва пробудится сама собой. Старец также говорил, что монахи, исключая случаи крайней немощи, должны непременно исполнять пятисотницу (ежедневное келейное правило, включающее 500 молитв: 300 Спасителю, 100 Божией Матери и по 50 Ангелу-Хранителю и всем святым, – примеч. ред.).
К экуменизму и прочим отступлениям от веры батюшка относился отрицательно, но не любил, когда при нем осуждали иерархов. Духовные чада свидетельствовали, что, хотя всю жизнь отец Серафим претерпевал гонения и преследования, многие годы провел в тюрьме и ссылке, пережил два разгрома Глинского монастыря, но никогда из его уст не исходили слова поношения или ропота – он все принимал как волю Божию.
О монашестве в миру старец говорил, что оно требует даже большего послушания, чем при жизни в обители. Инок в миру словно пересекает поле, усеянное иглами и колючками, а отложение своей воли, как калугарий (кожаная обувь пилигримов), помогает ему совершать духовное продвижение безболезненно.
За ревностное служение Святой Церкви в 1975 году отец Серафим был возведен в сан архимандрита. До конца своих дней он сохранял бодрость духа и ясность ума, крепкую веру в Бога и глубокую молитвенность.
18 декабря (по гражданскому календарю) того же, 1975 года, во время всенощного бдения в канун праздника святителя Николая, батюшка почувствовал себя плохо и слег в постель. В последующие дни он непрерывно читал вслух молитву Иисусову, а когда уставал, то просил об этом ближних. В течение двух недель старец ежедневно причащался Святых Христовых Тайн. Оставаясь в полном сознании, он сподобился увидеть многих своих братьев по духу, которые, по его словам, пели стихиру Божией Матери «Совет Превечный». Затем слабым голосом преподобный сам запел: «Вкусите и видите, яко благ Господь. Аллилуйя». «О чем я молился всю жизнь, – признался он, – и чего искал, то открылось сейчас в моем сердце; моя душа исполнилась благодати настолько, что не могу ее даже вместить». 31 декабря схиархимандрит Серафим закрыл глаза и уже более ни с кем не говорил, а на следующий день мирно предал дух свой Богу.
21 августа 2010 года за Божественной Литургией в Богородице-Рождественской Глинской пустыни (с. Сосновка Глуховского района Сумской области Украины) был совершен чин прославления трех трудившихся там подвижников XX века – схимитрополита Серафима (Мажуги) и схиархимандритов Серафима (Романцова) и Андроника (Лукаша). Мощи преподобного Серафима (Романцова) из Абхазии были доставлены в родную обитель.
ИЗ ПИСЬМА СТАРЦА:
У Вас во едином часе бывает и брак, и погребение, т. е. и радость, и печаль, так что в одно время налагаете на себя и то, и то, и за раз разрушаете все, и после чувствуете досаду и смущение, и хулу, и отчаяние, и негодование на все и на всех. Отчего невозможно покойною Вам быть? Но когда пришло благое желание помолиться Богу и прочитать то или то – помолитесь и прочитайте покойным духом. Не исполнили желания по немощи – спокойным духом скажите: «Помилуй мя, Господи, яко немощна есмь». Не исполнили благие желания от лености и нерадения – опять спокойным духом скажите: «Господи, избави меня от сих». Осердились на кого или осудили за что – паки тем же покойным духом обратитесь ко Господу и скажите: «Согреших, Господи, прости меня, горделивую и нетерпеливую». Вдруг, как туча, нашла тоска и отчаяние – паки ко Господу обратитесь и скажите к своей унылой душе: «Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога». И таким образом во всех случаях старайтесь сохранять сердце свое в спокойствии от смущения, как от неприязненного духа. Это Вам рецепт от всех болезней душевных и телесных на все время жизни Вашей. Аминь.
Подготовила Ксения МИРОНОВА
По книгам схиархимандрита Иоанна
(МАСЛОВА) «Глинский патерик»
(М., 1997), архимандрита Рафаила
(КАРЕЛИНА) «Тайна спасения.
Беседы о духовной жизни»
(Московское подворье Свято-
Троицкой Сергиевой лавры, 2001)
и материалам интернет-ресурсов