Память преп. Патапия Фивского
Блаженный Патапий родился в 380 году в городе Фивы на реке Ниле. Родители его были христианами и воспитали сына в благочестии и страхе Божием. Достигнув совершеннолетия, он презрел суету мира сего и, оставив дом, родных и друзей, принял иночество.
Удалившись в пустыню Египетскую, юноша жил для Бога, подвизаясь в посте, молитвах и различных отшельнических трудах. Когда о нем узнали и многие стали приходить к нему и прославлять за добродетельную жизнь, он восскорбел о нарушении безмолвия и людской похвале. Покинув Египет, Патапий пришел в Константинополь. Там он затворился в келье близ Влахерн, при городской стене, и пребывал в безмолвии, как бы в пустыне, ведомый Единым Богом и беседуя с Ним в непрестанной молитве.
Но как не укроется город, стоящий на вершине горы, так невозможно остаться в безвестности и человеку добродетельному, достигшему святости. Сам Бог прославляет прославляющих Его и исполнившихся благодати, являя их другим на пользу. Вот и сей муж, совершенный в святости и обильно наделенный силой чудотворения, скоро был обретен верными, как сокровище, спрятанное на поле.
Один христианский юноша, будучи слеп от рождения, руководимый Самим Богом, пришел к келье преподобного Патапия и попросил блаженного помолиться Богу о даровании ему зрения, дабы видеть творение Божие и от сего приходить в глубочайшее познание Творца, прославляя Его. Преподобный, видя веру юноши, умилосердился над ним и сказал: «Во имя Иисуса Христа, дающего слепым свет, а мертвым – жизнь, прозри». И тотчас раскрылись у слепорожденного очи, и он стал видеть и возблагодарил Бога.
Слепец был известен многим; посему, узнав, что он прозрел, все удивились и стали спрашивать, как это случилось. Он же не скрыл имени чудотворца и благодетеля своего, через коего получил от Бога исцеление. Слава о чуде и помощи преподобного утвердилась в народе, и с тех пор многие стали приходить к Патапию, испрашивая его молитв.
Другой юноша страдал от злого беса, который гонял его по горам и пустыням, то повергая в огонь и воду, то низвергая с крутых вершин, чтобы погубить. Он и добился бы своего, если бы особая сила Божия не сохраняла юношу от злобы врага и напрасной смерти.
Однажды бес со страшной быстротой гнал этого несчастного на берег моря с целью потопить. Но на пути он встретил преподобного Патапия, вышедшего из кельи по повелению свыше, чтобы освободить создание Божие от диавольского рабства. Увидев блаженного издали, бес устремился к нему, вращая глазами, испуская пену, скрежеща зубами и грозя избить его. Приблизившись к святому, устами юноши он закричал: «О, горе! И здесь снова Патапий! Что мне делать, куда деваться, где жить мне после стольких трудов? Едва обрел я себе жилище, и вот, теперь меня силою гонят из него. Поистине страшен Ты, Назарянин, и власть Твоя повсюду и над всеми. Куда мне идти? Если я пойду в пустыню или в город, или куда-либо еще – Ты там прежде меня и прогоняешь меня одним крестным знамением и единым Твоим именем. Я побежден, сокрушен и изгнан!» Вопия это, нечистый подбросил юношу на воздух, а чудотворец Патапий, изобразив перстом крестное знамение, запретил бесу, говоря: «Изыди, злой дух, и удались в пустыню; так повелевает тебе через меня Христос, силу Которого ты невольно исповедал». Как только святой произнес это, демон поверг юношу на землю и вышел из него через уста, как дым. Придя в себя, избавленный заплакал от радости и возблагодарил Бога и преподобного Патапия.
Совершив множество других чудес, подвижник приблизился к блаженной кончине и в глубокой старости отошел ко Господу, Коему угождал всю свою жизнь. Погребен он был с честью в церкви святого Иоанна Предтечи, во славу Христа, Бога нашего.
По «Житиям святых, на русском языке
изложенным по руководству Четьих-Миней
святителя Димитрия Ростовского» (М., 1913)