В 1812 году почил митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин), законоучитель наследника престола Великого Князя Павла Петровича (Императора Павла I)
Почитание царской власти было неотъемлемой чертой личности митрополита Платона. Этим благоговением дышит все проповедническое наследие знаменитого витии. Оно же побуждало его спешить из Москвы в Лавру при известии о предстоящем Высочайшем посещении обители, чтобы самому руководить подготовкой поздравления и написанием од...
Однако такое отношение удивительным образом сочеталось у Московского Владыки с детской безкомпромиссностью, когда речь заходила об ущемлении властью интересов Церкви. Именно это свойство вкупе с нелицемерностью побудило его однажды оставить все свои высокие должности и искать покоя в любезной сердцу Лавре, а позднее – в Спасо-Вифанском монастыре...
ИЗ СЛОВА МИТРОПОЛИТА ПЛАТОНА О ПОЛЬЗЕ БЛАГОЧЕСТИЯ,
СКАЗАННОГО В ПРИСУТСТВИИИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II
Телесное бо обучение вмале есть полезно, а благочестие на все полезно есть (1 Тим. 4, 8).
Рассуждающему о приходе Вашего Императорского Величества в обитель сию нетрудно найти движущую причину оного – что, единым побуждаемы благочестием и усердною к Богу и угодникам Его воспаляемы верою, сей труд принять благоволили, в сокровенности души своей поя оный Давидов стих: Мне же зело честни быша друзи Твои, Боже (Пс. 138, 17).
Признаем мы немалое в предприятии сем Твое снисхождение, но и исповедуем, что снисхождением сим Величество Твое более возносится и прославляется. Подражаешь Ты, Великая Монархиня, в деле сем, как и во всем прочем, высочайшим и благочестивым предкам своим, которые по себе сумнение оставили, благочестием ли более или мужеством, мужеством ли более вне Отечества или мудрым внутри Отечества правлением, – безсмертную себе приобрели память. Их в поле мужество не мешало им дома мудрое и смотрительное иметь правление, а и то, и другое – не препятствовало им и благочестия дело отправлять со всяким благоговением. Все они сие место своими священными стопами освятили.
А мы, слушатели, имея Монархиню нам пример благочестия, краткую беседу предложим. <...>
Благочестие требует, не токмо чтобы истинное о Боге иметь познание, но чтобы и нелицемерное и боголепное воздавать Ему почтение, любя Его всем сердцем – как благоутробнейшего Отца; боясь – как строгого и пороками гнушающегося Судию и всю надежду во всем на Него возлагая – как на попечительного Промыслителя. Почему никакого нет сомнения, что ни благодать Божию получить, ни помощи Его ожидать, ни Царствия Небесного надеяться – без благочестия невозможно: нечестивии бо не узрят славы Господни (см.: Ис. 26, 10), – поет Пророк.
Оставивши убо сие, как само чрез себя очень ясное и всем известное, более к тому речь нашу склоним, что ниже до сея жизни надлежащие дела без благочестия могут люди проходить благополучно и с успехом. <...>
А наипаче благочестие и страх Божий превосходную силу и премногую пользу имеют во многотрудном и великом государственном правлении, где надобно сто очей – к усмотрению всякого дела обстоятельств, сто ушей – к выслушанию просьбы всякого; где тысяча неудоборешимых узлов, тьмы едва преодолимых трудностей. Как же все сие решить? Как все оные труды без отягчения снести без особенной Божией помощи и ежели Он Сам невидимо не подкрепляет и не умудряет? – Никак невозможно. Но сия милостивая Царя царствующих и Верховного Света Правителя помощь благочестием, страхом, любовию и особенным к Нему усердием снискивается. А без того все дела и правительство к своему падению клониться будут, и цвет государства скоро увядает. Соломон, когда с благочестием почитал Бога, все дела его текли по его желанию, но как только совратился с сего святого пути, то тотчас Царство его к падению клониться начало. Понеже, – сказал ему Бог, – не сохранил еси заповедий Моих, яже заповедах тебе, раздирая раздеру Царство твое из руку твоею (3 Цар. 11, 11). И для того некоторый языческий философ написал, что верховному начальнику должно быть богобоящемуся: понеже тогда его подданные боятся, когда видят его самого боящимся Бога.
Произнесено в Свято-Троицкой
Сергиевой лавре в 1763 году
Подготовила
Татьяна ВИНОГРАДОВА
По книге «Полное собрание
сочинений Платона (ЛЕВШИНА),
митрополита Московского»
(Т. 1. СПб., 1913) и интернет-СМИ