Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
Преставление преподобного Космы отшельника 05.10.2017

Преставление преподобного Космы отшельника

Преподобный Косма Болгарин
   происходил из рода бояр царей Болгарских. Как знатные люди Болгарии того времени непременно изучали и язык греческий: Косма также еще в юности знал и болгарский, и греческий языки. Родители готовили ему невесту; но он, пламенно желая девственной и пустынной жизни, тайно ушел от них на Афон. Приветливо принятый в монастыре Зографе, который еще в грамотах XII столетия назывался болгарским , блаженный Косма остался в этой обители для подвигов. Послушный воле старших, усердно исполнял возложенные на него дела и, облеченный в иночество, был экклесиархом. Сердечная простота была отличием души его, и эта простота рано открыла духовный взор его. В праздник Благовещения, по обычаю Афонскому, был в Ватопеде и Косма на храмовом празднике. К изумлению своему, видит он, – жена царственного величия распоряжается в храме и потом на трапезе. «Как это так? – думает смущенный Козма, – на Афоне жена?..» «Отчего ты так грустен?» – спрашивает старец возвратившегося Косму. Косма рассказал, что видел он в Ватопеде. «Какого вида была жена?» – спросил старец. «Невиданной красоты, невиданной славы», – говорит Косма. «И ты не угадал, кто Она? Это царица Афона – Пресвятая Богородица, Она здесь благоволит начальствовать у нас», – отвечал старец. Услышав это, Косма с восторгом благодарил Небесную Царицу, что благоволила явить Себя ему, простому Косме. Спустя некоторое время он посвящен был в иеродиакона и потом в иеромонаха.
   Ревностный подвижник, раз оставшись один в церкви, молился Богоматери наставить его на путь спасения. «Сыне и Боже Мой! – слышит он голос, – научи раба Твоего, как ему спастись». «Пусть удалится из монастыря на безмолвие», – говорит другой голос. Узнав такую волю Божию о себе, Косма, по благословенно настоятеля, удалился в соседнюю пустыню и иссек себе в скале пещеру, на западе от Зографа. Как там подвизался Косма, знает один только Бог. Но действия подвижничества открылись и людям. Раз пришли к Косме из Хиландаря два иеромонаха посмотреть, как живет отшельник. Косма принял их приветливо, поговорил с ними духовно и при расставании заметил: «Тыквицу с вином, спрятанную вами на дороге, разбейте, – в ней – змия и впустила яд свой в вино». Хиландарцы изумились тому, что Косма узнал о спрятанной тыквице, а еще более поражены были, когда, разбив тыквину, увидали, что в ней точно змия. Они благодарили Бога, что спас жизнь их от смерти чрез угодного Ему раба Своего. Видели в преподобном и другой опыт более обширного прозрения. В Великий четверток посылает он ученика своего сказать в Хиландаре: «Пусть братия молятся за отшедшего игумена, – он борется в воздушных пространствах с злыми духами».
   Братия, услышав об этом, говорили: «Мы видели игумена у утрени, и после утрени пошел он готовиться к совершению Литургии, старец – в мечтах, хотя и выдает себя за святого». Но когда пришли в келлию игумена, увидали, что игумен точно умер скоропостижно.
   На северо-запад от Эсфигмена есть гора Самари. Там уединился инок Дамиан. Старец дал ему заповедь – никогда не оставаться на ночь в чужой келье. По особенной нужде Дамиан ходил к соседнему брату и так как тот отлучился на это время куда-то, дожидался возвращения его до вечера. Наконец брат является, и Дамиан, выполнив дело, за которым пришел, поторопился воротиться в свою келью. Напрасно друг упрашивал его остаться у него на ночь и указывал ему на опасность ночного пути, притом пути под дождем начавшимся. Дамиан, верный заповеди, ушел. Дорогой он точно сбился в темноте с пути и не знал, где идет и куда надобно идти? «Господи! спаси меня», – воззвал он к Богу и вслед за тем очутился он близ своей келлии. Пораженный тем, что с ним было, Дамиан немедленно идет к преподобному Косме и рассказывает о случившемся. «Храни, брат, заповедь старца, и Бог сохранит тебя от смерти», – сказал преподобный Косма.
   Раз преподобный Косма сильно заболел и ему захотелось покушать рыбы. Питавший Илию посылает и пустыннику Косме нужную пищу. Неожиданно пустынный орел спускается к келлии Космы и кладет рыбу. Косма поблагодарил Господа и велел сварить рыбу. Но когда подана была рыба, тайный голос говорит ему: «Отложи половину для гостя». На следующий день приходит соседний пустынник Христофор. Косма ласково принимает его: «Добро пожаловать, дорогой гость, – говорит Косма, – у меня готово угощение для тебя», и подает рыбу. Тогда Христофор с улыбкою рассказывает, что вчера мыл он пойманную рыбу, и спустившийся орел унес ее и вот принес к тебе, любя тебя. Оба радостно благодарили Бога.
   Предсмертные дни были весьма тяжелы для преподобного Космы. Но он извещен был Господом о ожидающем его подвиге. Приходит Христофор к келлие Космы и слышит, что Косма говорит с кем-то. Войдя в келлию и не видя никого, спрашивает Косму: «С кем говорил он?» После некоторого раздумья преподобный, по духовной дружбе к Христофору, открывает ему о дивном посещении. «Посетил меня Христос, – говорит он в смиренной простоте, – и возвестил, что по тайному устроению спасения нападет на меня сатана с полчищем и измучит мою плоть; это знак близкого перехода моего в ту жизнь; теперь оставь меня, брат, а в такой-то день навести меня». Христофор грустный удалился. Когда наступил означенный день, Христофор пришел к Косме и нашел его полумертвым. «Что с тобой?» – спросил Христофор. «Вчера с вечера напал на меня сатана с полчищем, – говорил преподобный, – и, рыкая злобою, кричал на своих: лентяи! глупцы! не умели совладать с одним. Он бил меня с неистовою злобою, и ты видишь, как изуродовал он тело мое». Недолго страдал преподобный. На третий день после сатанинских побоев причастился он Святых Таин и с молитвою на устах мирно предал душу свою Господу, сентября 22-го 1323 года.

<-назад в раздел

Русский календарь