23.09.2017
Жизнь преподобного князя длилась недолго, но она вся была прекрасна. Князь Андрей был сын князя Заозерского Димитрия Васильевича, потомка святого князя Феодора Ярославского. Князь Димитрий жил в городке близ устья реки Кубенки, где ныне село Устье; при деревне Чериковой доныне стоит часовня – памятник о дворах и теремах князя Заозерского. Благоверный князь Димитрий оказывал пособия преподобному Дионисию Глушицкому при построении Глушицкого монастыря и был убит татарами. Мать князя Андрея благоговейно чтила преподобного Александра Куштского и присылала подаяние в обитель его. Сын благочестивых родителей, испрошенный у Бога молитвами, с первых дней развития души воспитанный в страхе Божием, оставшись сиротою, почувствовал суетность мирской жизни, столько печальной для него по неожиданной смерти отца и по судьбе княжества Заозерского. За родство князя Шемяки с князем Димитрием, которого дочь (и сестра князя Андрея) была за Шемякою, великий князь Василий в 1447 году отдал половину Заозерья Можайскому князю Михаилу Андреевичу, а другую брату его Ивану. Таким образом сыновья Димитрия перестали быть владетельными князьями Заозерскими. Князь Андрей и по расположениям сердца не принадлежал к миру; а когда мир гнал его от себя, он пришел к Спасу на Каменный остров и просил игумена облечь его в иноческие одежды. И молодость князя (ему было тогда не более 20 лет), и высокое происхождение его, и перестройка политического быта России, совершавшаяся волею великого князя Московского (великий князь благоволил к Кассиану, посылал его в Константинополь по делу о митрополите, но близ царя близ огня), навевали на душу Кассиана сомнения о князе Андрее. «Место твое – не здесь, а в думе бояр или на поле брани», – сказал игумен князю Андрею. «Напрасно смущаешься, – отвечал юный князь, – намерение мое твердо – не принимать услуги от других, а служить другим и несть крест по следам Господа моего». Игумен, увидав чистые желания юного князя, увещевал его, дабы, раз приняв на себя иго Христово, не колебался потом мыслями о величии мирском, а твердо шел бы по избранному пути. Затем облек его в иночество и назвал Иоасафом, именем царевича, который оставил царство для Христа. Юный Иоасаф Кубенский поручен был смотрению опытного старца. Блаженный князь-инок со всею радостью выполнял обет иночества. С братиею имел он свидание только в храме; все время его посвящалось молитве и размышлениям о вечности; пост соблюдал самый строгий. Чистый душою и телом, он еще на земле удостоился посещения небесного. Раз пел он псалмы в келье и услышал голос, ответ на молитву души его; голос уверял: «Обширная пустынь, окружающая озеро, наполнится пустынниками, певцами славы Божией, и если они будут хранить заповеди Божии, все будет готово для их земной жизни». Блаженный Иоасаф рассказал об этом откровении игумену Кассиану в простоте чистого сердца своего. Князю Борису Васильевичу Ржевскому пришло на мысль посетить племянника своего и предложить ему деньги с тем, чтобы построил себе свой монастырь. Предложение приятное для самолюбия, но потому-то и опасное для душевного спасения. Блаженный Иоасаф отвечал родичу князю: «Христолюбивый князь! нам не нужны серебро и золото, когда искренно хотим жить в пустыне; раздай бедным, что назначил ты для нас, и получишь щедрую награду от Господа». Князь Борис исполнил совет искреннего пустынника. Юный подвижник как бы предчувствовал, что путь подвигов его – не долгий, и с пламенным усердием поспешал творить добро. В последний год своей жизни, а он подвизался в обители всего пять лет, только раз в неделю вкушал он пищу, в день воскресный, и в каждый воскресный день приобщался Святых Таин. Тело его от подвигов очень ослабело, но он благодарил за то Господа; в продолжение болезни, когда только чувствовал некоторое облегчение, являлся в церковь. В праздник Рождества Богородицы велел он весть себя к Литургии, приобщался Святых Таин. И возвратясь в келлию, не встал более с одра. Простясь с братиею, велел иноку читать канон на исход души, сам взял кадильницу в руки, покадил ею около себя и с молитвою на устах предал Господу дух свой 10 сентября 1453 года. Чистое тело его положено было в храме, и от него скоро стали истекать чудесные исцеления. Юный князь Роман, сын князя Олега Дорогобужского, был немым от рождения; приложась к мощам блаженного Иоасафа, стал говорить свободно. Мария, женщина из богатого дома, долго была слепою и при мощах князя-инока прозрела. В 1472 году Спасский Каменский монастырь опустошен был пожаром, и после того только остатки мощей князя собраны в ковчег, но они продолжали источать исцеления. После вторичного опустошения обители пожаром святые мощи перенесены в Вологодский Духов монастырь, где находятся доселе. Церковная служба святому князю известна по рукописи XVI века.
<-назад в раздел