22.09.2017
Архиепископ Захария (Лобов Захар Петрович) родился 23 марта 1865 года в селе Петровка Павловского уезда Воронежской губернии в семье мелкого чиновника, не принадлежавшего к дворянскому сословию. Избрав духовную стезю, он окончил духовное училище в Павловске и духовную семинарию в Новочеркасске (1888).
С сентября 1888 году отец Захария служил в Новочеркасском кафедральном соборе, стал протоиереем и ключарем храма. В его семье было четверо детей: Ольга, Вера, Гавриил и Алексей. Последний принял монашеский постриг под именем Антония и в 1930-е годы, будучи архимандритом, находился в ссылке под Архангельском. Правнук Захарии, Олег Николаевич Лобов, в начале 1990-х годов жил в Новочеркасске.
5 октября 1923 года овдовевший З.П. Лобов, после принятия монашеского чина с сохранением прежнего имени, хиротонисан епископами Аксайским Митрофаном (Гриневым; † после 1917) и Иннокентием во епископа Нижнечирского, викария Донской епархии (его предшественник, владыка Николай (Орлов; †1922) скончался в царицынской тюрьме). В 1924 году Захария арестован и приговорен ростовскими чекистами к двухлетней ссылке на Соловки. После него Нижнечирская кафедра больше никем не занималась. На Соловках в тот момент находилось больше епископов, чем на свободе. На лагерных фотографиях рядом с Захарией запечатлены митрополит Евгений (Зернов; †1937), позднее митрополит Горьковский (с 1934 года), архиепископы Митрофан (Гринев), архиепископ Верейский Иларион (Троицкий; †1929), Серафим (Мещеряков), епископы Моршанский Павел (Введенский; †1937), Богородский Платон (Руднев; †1936), Винницкий Амвросий (Полянский; †1931).
На Соловках в числе двадцати четырех иерархов Захария подписал 7 июня 1926 года “Памятную записку Соловецких Епископов, представленную на усмотрение Правительства”, в которой предполагалось, что Церковь и государство будут неуклонно соблюдать принцип невмешательства в дела друг друга. Епископы отказывались от участия в политической жизни общества, но при этом хотели провести Поместный Собор, избрать Патриарха и свободно осуществлять богослужения. Правительство эту записку ответом не удостоило.
В 1926–1929 годах епископ Захария был викарием Тверской епархии, жил в Торжке и Бежецке.
24 апреля 1929 года Захария возведен в сан архиепископа и назначен главой Воронежской епархии (носил титул архиепископа Воронежского и Задонского). В Воронеж он прибыл в Пасхальные дни 1929 года. В приветственном слове к пастве он сказал: “Усерднейше прошу принять меня как архипастыря и отца и обращаться ко мне всем сердцем и всей душою. Да будем едины, ибо в единении спасение наше и небесное, и земное”.
Первые полтора года архиепископ Захария жил в сторожке при Успенской церкви, затем снимал квартиры по адресам: улица Щемиловская, 21 (ныне улица Короленко), переулок Комарова, 47. До марта 1932 года совершал богослужения в Троицком Смоленском кафедральном соборе, затем, в связи с его закрытием, перенес кафедру в Успенскую церковь. И сюда к нему по-прежнему тянулись жители города и окрестных деревень, лишившиеся храмов и пастырей за пастырским словом, советом, наставлением.
Митрополит Мануил (Лемешевский) привел такую характеристику Захарии: “Соблюдал строго среду и пятницу, ел один раз в день пшенный суп постный и то только после всенощного бдения. В Великий Пост в первую, четвертую, седьмую недели ел только один раз тоже только после всенощного бдения. В частной жизни был прост, любил изредка и пошутить”.
В тяжкие годы воинствующего атеизма архиепископ Захария с Божией помощью сохранял и укреплял православную веру среди своей паствы.
В 1931 году архиепископ Захария участвовал в заседании Временного патриаршего Священного собора. 19 апреля 1932 года он был награжден правом ношения креста на клобуке. Он изначально стал на позицию митрополита Сергия (Страгородского), Заместителя Местоблюстителя патриаршего престола, и поддерживал его во всех деяниях.
По Соловкам и по служебным делам Захария был знаком со многими иерархами церкви. В 1933 году у него неделю жил освобожденный из ссылки епископ Тамбовский Вассиан (Пятницкий), в 1934 году два месяца провел архиепископ Курский Онуфрий (Гагалюк; †1938). В 1935 году у Захарии останавливались приезжавшие в Воронеж по делам епископ Моршанский Павел (Введенский) и епископ Елецкий Серафим (Протопопов).
23 мая 1935 года архиепископ Захария (Лобов) был арестован, в его квартире произведен обыск. Были изъяты предметы архипастырского облачения и церковные деньги.
19 июля 1935 года владыке было предъявлено обвинение в контрреволюционной агитации “с использованием религиозных предрассудков масс”, в распускании провокационных слухов. Обвинение строилось на показаниях причта Успенской церкви – священника И.С. Котова, псаломщиков П.И. Долгополова и И.Л. Назарченко, церковного старосты И.Н. Скрипицына, занявших негативную позицию по отношению к своему владыке.
По показаниям священников Успенской церкви упор делался на враждебное отношение Лобова к Советской власти, на якобы (или в действительности имевшие место) высказывания о бедственном положении крестьян в связи с созданием колхозов, о нищенской заработной плате рабочих, о том, что государство проводит политику по искоренению религии, закрывает церкви, репрессирует священников. Единственный конкретный случай, который приводили они – проповедь Захарии в канун Пасхи 1935 года, где он будто бы сравнивал первые века христианства и современную Россию в плане гонения на верующих и их пастырей.
Показания других свидетелей – ктитора церкви села Манино Калачеевского района Ф. Анипкина, бывшего псаломщика М. Меркулова, владельца дома, где квартировал Захария, М. Гурова, отрицавших факты контрреволюционной пропаганды, во внимание следствием приняты не были.
В августе 1935 года было утверждено обвинительное заключение и дело передано в спецколлегию Воронежского областного суда. 10 сентября 1935 года Захарию (Лобову) был вынесен обвинительный приговор – пять лет лагерей. 12 ноября 1935 года архиепископ Захария отправлен в лагерь. В последние годы ослеп, началась водянка, от которой он и скончался в 1937 году. Реабилитирован 30 июня 1992 года.
На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13–16 августа 2000 года архиепископ Захария (Лобов) причислен к лику российских новомученников и исповедников.
<-назад в раздел
День памяти священномученика Захария (Лобова), Воронежского, архиепископа
С сентября 1888 году отец Захария служил в Новочеркасском кафедральном соборе, стал протоиереем и ключарем храма. В его семье было четверо детей: Ольга, Вера, Гавриил и Алексей. Последний принял монашеский постриг под именем Антония и в 1930-е годы, будучи архимандритом, находился в ссылке под Архангельском. Правнук Захарии, Олег Николаевич Лобов, в начале 1990-х годов жил в Новочеркасске.
5 октября 1923 года овдовевший З.П. Лобов, после принятия монашеского чина с сохранением прежнего имени, хиротонисан епископами Аксайским Митрофаном (Гриневым; † после 1917) и Иннокентием во епископа Нижнечирского, викария Донской епархии (его предшественник, владыка Николай (Орлов; †1922) скончался в царицынской тюрьме). В 1924 году Захария арестован и приговорен ростовскими чекистами к двухлетней ссылке на Соловки. После него Нижнечирская кафедра больше никем не занималась. На Соловках в тот момент находилось больше епископов, чем на свободе. На лагерных фотографиях рядом с Захарией запечатлены митрополит Евгений (Зернов; †1937), позднее митрополит Горьковский (с 1934 года), архиепископы Митрофан (Гринев), архиепископ Верейский Иларион (Троицкий; †1929), Серафим (Мещеряков), епископы Моршанский Павел (Введенский; †1937), Богородский Платон (Руднев; †1936), Винницкий Амвросий (Полянский; †1931).
На Соловках в числе двадцати четырех иерархов Захария подписал 7 июня 1926 года “Памятную записку Соловецких Епископов, представленную на усмотрение Правительства”, в которой предполагалось, что Церковь и государство будут неуклонно соблюдать принцип невмешательства в дела друг друга. Епископы отказывались от участия в политической жизни общества, но при этом хотели провести Поместный Собор, избрать Патриарха и свободно осуществлять богослужения. Правительство эту записку ответом не удостоило.
В 1926–1929 годах епископ Захария был викарием Тверской епархии, жил в Торжке и Бежецке.
24 апреля 1929 года Захария возведен в сан архиепископа и назначен главой Воронежской епархии (носил титул архиепископа Воронежского и Задонского). В Воронеж он прибыл в Пасхальные дни 1929 года. В приветственном слове к пастве он сказал: “Усерднейше прошу принять меня как архипастыря и отца и обращаться ко мне всем сердцем и всей душою. Да будем едины, ибо в единении спасение наше и небесное, и земное”.
Первые полтора года архиепископ Захария жил в сторожке при Успенской церкви, затем снимал квартиры по адресам: улица Щемиловская, 21 (ныне улица Короленко), переулок Комарова, 47. До марта 1932 года совершал богослужения в Троицком Смоленском кафедральном соборе, затем, в связи с его закрытием, перенес кафедру в Успенскую церковь. И сюда к нему по-прежнему тянулись жители города и окрестных деревень, лишившиеся храмов и пастырей за пастырским словом, советом, наставлением.
Митрополит Мануил (Лемешевский) привел такую характеристику Захарии: “Соблюдал строго среду и пятницу, ел один раз в день пшенный суп постный и то только после всенощного бдения. В Великий Пост в первую, четвертую, седьмую недели ел только один раз тоже только после всенощного бдения. В частной жизни был прост, любил изредка и пошутить”.
В тяжкие годы воинствующего атеизма архиепископ Захария с Божией помощью сохранял и укреплял православную веру среди своей паствы.
В 1931 году архиепископ Захария участвовал в заседании Временного патриаршего Священного собора. 19 апреля 1932 года он был награжден правом ношения креста на клобуке. Он изначально стал на позицию митрополита Сергия (Страгородского), Заместителя Местоблюстителя патриаршего престола, и поддерживал его во всех деяниях.
По Соловкам и по служебным делам Захария был знаком со многими иерархами церкви. В 1933 году у него неделю жил освобожденный из ссылки епископ Тамбовский Вассиан (Пятницкий), в 1934 году два месяца провел архиепископ Курский Онуфрий (Гагалюк; †1938). В 1935 году у Захарии останавливались приезжавшие в Воронеж по делам епископ Моршанский Павел (Введенский) и епископ Елецкий Серафим (Протопопов).
23 мая 1935 года архиепископ Захария (Лобов) был арестован, в его квартире произведен обыск. Были изъяты предметы архипастырского облачения и церковные деньги.
19 июля 1935 года владыке было предъявлено обвинение в контрреволюционной агитации “с использованием религиозных предрассудков масс”, в распускании провокационных слухов. Обвинение строилось на показаниях причта Успенской церкви – священника И.С. Котова, псаломщиков П.И. Долгополова и И.Л. Назарченко, церковного старосты И.Н. Скрипицына, занявших негативную позицию по отношению к своему владыке.
По показаниям священников Успенской церкви упор делался на враждебное отношение Лобова к Советской власти, на якобы (или в действительности имевшие место) высказывания о бедственном положении крестьян в связи с созданием колхозов, о нищенской заработной плате рабочих, о том, что государство проводит политику по искоренению религии, закрывает церкви, репрессирует священников. Единственный конкретный случай, который приводили они – проповедь Захарии в канун Пасхи 1935 года, где он будто бы сравнивал первые века христианства и современную Россию в плане гонения на верующих и их пастырей.
Показания других свидетелей – ктитора церкви села Манино Калачеевского района Ф. Анипкина, бывшего псаломщика М. Меркулова, владельца дома, где квартировал Захария, М. Гурова, отрицавших факты контрреволюционной пропаганды, во внимание следствием приняты не были.
В августе 1935 года было утверждено обвинительное заключение и дело передано в спецколлегию Воронежского областного суда. 10 сентября 1935 года Захарию (Лобову) был вынесен обвинительный приговор – пять лет лагерей. 12 ноября 1935 года архиепископ Захария отправлен в лагерь. В последние годы ослеп, началась водянка, от которой он и скончался в 1937 году. Реабилитирован 30 июня 1992 года.
На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13–16 августа 2000 года архиепископ Захария (Лобов) причислен к лику российских новомученников и исповедников.