20.09.2017
Блаженный Макарий прожил в тяжкое время – время унии, и наконец умер мучеником. Он родился в городе Овруче, что на Волыни, в 110 верстах от Киева. Благочестивые родители его Токаревские воспитали его в страхе Божием по правилам Святого Православия. С молодых лет Макарий любил молитву и храм Божий; от занятий домашних уходил в церковь и из дома родительского определялся к духовным лицам в услужение, с тем чтобы учиться у них духовному житию; мирская суета наводила на него только скуку. Страшное время унии невольно обращало всех к благочестию, тем более внимавших своему спасению вечному. Блаженный Макарий поступил в Овручский монастырь. Здесь молитва и изучение отеческих творений были любимыми занятиями его. И поныне хранится в Переяславском соборе книга сочинений святителя Иоанна Златоуста с собственноручною подписью преподобного Макария. В Овруче получил он сан иеродиакона и иеромонаха, а потом и звание настоятеля Овручской обители.
Настоятелем Овручской обители пробыл он 16 лет, с 1557 года, и много вытерпел бед и неприятностей от фанатиков папизма. Эти люди не раз нападали на монастырь его, расхищали церковную собственность и предавали насмешкам и бесчестию иноков его. Братия томились и по временам доходили до уныния; преподобный утешал их надеждами на промысл Божий и на блаженную вечность. Он особенно любил псалмы Давида и ими врачевал скорби братии своей. Повторяйте, говорил он им, повторяйте чаще слова Давида: Господь просвещение мое и Спаситель мой: кого убоюся? Аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю (Пс. 26:1, 3). Раз хищные татары окружили обитель с намерением хищников и грабителей; произведя грабежи в окрестностях, они держали в осаде затворившуюся обитель, так что иноки не могли выходить ни за водою, ни за хлебом. Преподобный молился и наконец в совете с братиями положил выйти на татар с духовным оружием; совершив молебствие в храме, собор иноков с иконами и хоругвями вышел за ворота обители. Татары до того были испуганы тем, что бросились бежать и рассеялись, оставив даже всех больных под стенами обители. Это чудное избавление обители от грозившего ей опустошения исполнило сердца иноков благодарною радостью и одушевило твердостью. После того латиняне вместе с униатами пришли толпою в обитель и вызывали преподобного настоятеля на соединение с ними по духу любви или же на спор с ними о вере. Преподобный отвечал: «Какое общение возможно для нас с вами? Вы оставили правила Вселенских соборов, приняли предания лжи и вместо того, чтобы быть под главою – Христом Господом, преклонились пред властителем земным». Когда противники говорили, что и у них вера Христианская, он отвечал: «Покажите же мне веру вашу в делах. Христианские ли дела ваши, когда убиваете вы людей, истребляете заведения, воспитывающие христианское благочестие? О! воздаст вам Господь судом Своим за дела ваши!» Скоро после того ляхи, наставляемые иезуитами, разорили обитель Макария вместе с городом Овручем и опустошили все окрестности. Иноки Макария рассеялись, кто куда мог.
Черниговский архипастырь Лазарь Баранович, которого известил о своем бедствии блаженный Макарий, писал к отцу архимандриту
Овручскому от 16 мая 1671 года: «Весьма соболезную о том приключении, которого вы и отклонить не могли. В этой скорби ищите утешение в одном Боге, Который кого любит, того и наказывает. Вы находитесь, как роза между шипами: она растет между ними, а они ей ничуть не вредят; будете еще долго процветать в Церкви Божией, как в вертограде, доколе не достигнете небесного. И Христос не легко приобрел тот венец, которым теперь Он украшен: сперва на земле перенес терновые на главе Своей колючки и затем получил на небе венец неувядаемый. Умеет Господь избавлять благочестивых от напасти (см.: 2 Пет. 2:9). Много зол праведнику, но Господь от всех избавит его (см.: Пс. 32:20). Крепко хотелось мне жить по-приятельски с вами у Всемилостивого Спаса (в Новгородсеверском монастыре), или где бы вам понравилось; но теперь этих лык не дерут; прежде гораздо удобнее было отыскать себе место, нежели теперь. В настоящее время и сами едим хлеб в изнурении (см.: Пс. 85:2), но готовы поделиться с вами тем же, потому что другого нигде нет, разве только там, где ни болезнь, ни печаль, ни воздыхание. Желаю вам после многих лет многих обителей на небе и с молитвами моими препосылаю благословение». Попечительный архипастырь много заботился о страдальце. Он писал к гетману: «Его милость отец архимандрит Овручский, будучи не в состоянии покойно жить в своей архимандрии, ограбленный ордами и ляхами, лишенный служителей, которые умерщвлены, между тем как имения забраны, отправился на поклонение святым местам Киевским; будучи постриженцем моим, он посетил меня как сын отца и рассказал мне о своих бедствиях. Благоволите, вельможность ваша, милостиво принять его, как человека достойного и заслуженного в Церкви Божией; выслушайте его с доверием как вполне стоящего веры». По запискам о блаженном Макарии, он жил после того в Киевской Лавре и потом определен в настоятеля монастыря Каневского. Когда бесталанный сын великого отца Юрий Хмельницкий не знал, где преклонить голову, блаженный настоятель Каневский дал ему приют у себя.
Предание сохранило несколько дивных дел преподобного настоятеля Каневского. Раз пришел к нему житель Канева, лишившийся зрения от болезни, покрывшей тело его струпьями. Болезнь при пособии лекарств частью облегчилась; но зрение не возвратилось, и никакие советы врачей не оказали пользы слепцу. По совету родных обратился он за советом к преподобному Макарию. Преподобный отвечал, что лекарств у него нет, но предлагает Евангельский совет: веруй и молись Тому, Кто дал зрение слепому; иди, прибавил преподобный, к навечерию Богоявления Господня и молись. Навечерие совершал сам преподобный, молясь и о слепце. Когда сказал он в молитве храма: «Велий еси, Господи, и чудны дела Твои», слепец ощутил, что мимо очей его прошел резкий луч света, и он стал видеть все. В благодарность построил он храм в честь Богоявления Господня. Другой опыт: сын одной матери, молодой человек, вел жизнь рассеянную. Скорбящая мать открыла скорбь свою преподобному и просила помощи его. Преподобный взялся врачевать больного душою сына и то призывал его к себе, то бывал в доме матери, уговаривая сына прийти в себя. Рассеянный сын, долго не внимавший ничему, раз сказал: зачем принуждают его долго молиться? Преподобный отвечал: «Долгие молитвы совершают иноки по обету, и это к тебе не относится; но вот что относится к тебе: оставаться тебе без молитвы – то же, что осудить душу на голодную смерть; читай одну молитву “Отче наш”, и в ней найдешь все – и свет
Богопознания, и уроки для жизни, и утешение и силу для духа; прочесть эту молитву со вниманием, думаю, не тяжело». Рассеянный сын послушался. И что же вышло? Прочтя раз молитву, он захотел прочесть ее в другой и в третий раз. Молитва до того понравилась ему, что он стал читать ее часто и читая учился добру, – стал трудиться, стал жить внимательно к себе, переменился во всем и был утехою матери до гроба. Третий случай относился к судье-лихоимцу, который, несмотря ни на бедность, ни на слезы, продавал суд свой за деньги. Преподобный каждую субботу посылал то от имени одного, то от имени другого, деньги с запискою, где повторялось одно: «Отдаю последнее, более не имею; пощади себя и меня». Судья, пораженный такою проповедью, не только отстал от лихоимства, но и нажитое неправдою роздал по церквам. Раз по просьбе жителей посетил преподобный Макарий Переяславль. В это время один отец семейства был тяжело болен. Горюющая семья просила преподобного совершить над болящим елеосвящение. Он исполнил просьбу их, и больному возвратилось здоровье.
За два года преподобный предсказал свою страдальческую кончину; он убеждал каневцев твердо держаться Святой Православной веры и говорил: «Приять венец нетленный нельзя иначе, как совершая законно подвиг свой».
В 1678 году султан послал многочисленное войско турок и татар взять Украину для Юрия Хмельниченка. После осады Чигирина «бусуманы, так говорит летописец, 25 августа пошли из-под Бужина вверх по Днепру. Дав себе отдых после военных беспокойств, подошли они к славному казацкому городу Каневу и сентября 4, взяв его, опустошили и умертвили множество людей. Особенно в старинном и прекрасном монастыре Каневском каневцы собрались во множестве и заперлись в большой каменной церкви, надеясь спастись здесь; но турки обложили церковь соломой и дровами, зажгли и задушили всех в церкви». История преподобного Макария передает следующие частности сего страшного события: неприятели окружили монастырь, где преподобный питал каневцев молитвою и постом; они старались выманить каневцев из обители; но это не удалось. Разрушив ворота обители, ворвались они в обитель. Преподобный Макарий стоял у ворот с крестом в руках. Они схватили его, и тогда как прочие рассыпались по кладовым и погребам, варвары начали бить преподобного чем попало и ругались над святым крестом. Преподобный молил их об одном – пощадить заключившихся в храме. Они вытащили его за монастырь и продолжали бить без пощады. Страдалец со взором, обращенным к небу, молился: «Господи! приложи мне веру, да верным окажусь пред Тобою». Варвары, терзая святого, вынуждали сказать, где золото и имущество монастырское? Он отвечал: «Мои сокровища на Небе, – не собирал и не прятал я ничего». Варвары с насмешкой выслушали эти слова и, отпустив тех, которых успели схватить в монастыре, послали сказать заключившимся в храме: пусть сдадутся и выдадут все, иначе ждет их смерть. Преподобный с теми же посланными послал сказать: пусть хранят святую веру и помнят слова Спасителя: аще терпим, с Ним и воцаримся, аще отвержемся, и Той отвержется нас (2 Тим. 2:12). Варвары поставили преподобного между двух столбов и железным оружием стали крутить ноги его. Он молился и терпел. Они били его в грудь и по лицу и хотели было сдирать кожу, но кончили тем, что отрубили голову; тело святого тайно унесено было во храм. Варвары зажгли храм и уморили всех бывших в нем дымом. По уходе их из Канева православные нашли в храме тело преподобномученика во власянице, с крестом на персях и с крестом в руке, – и оно было как бы живое .
С любовью похоронили они его в том же храме, под жертвенником. В 1688 году при возобновлении храма иноки открыли гроб и нашли тело святого совершенно целым. От мощей преподобного тогда же последовали исцеления. Но так как враги Православия не переставали по временам нападать на Каневскую обитель, то в том же году иноки перенесли святое тело мученика в Переяславскую полковую церковь святого Воскресения; когда же Переяславский епископ Захарий Корнилович, по дозволенно Петра Великого, построил кафедральный Михайловский монастырь с храмом, то в 1713 году мощи преподобного Макария перенесены были в храм обители; по ее закрытии они поставлены (4 августа 1786 г.) в соборный храм Вознесенского монастыря, где и поныне почивают.
<-назад в раздел
Страдание преподобномученика Макария Каневского
Настоятелем Овручской обители пробыл он 16 лет, с 1557 года, и много вытерпел бед и неприятностей от фанатиков папизма. Эти люди не раз нападали на монастырь его, расхищали церковную собственность и предавали насмешкам и бесчестию иноков его. Братия томились и по временам доходили до уныния; преподобный утешал их надеждами на промысл Божий и на блаженную вечность. Он особенно любил псалмы Давида и ими врачевал скорби братии своей. Повторяйте, говорил он им, повторяйте чаще слова Давида: Господь просвещение мое и Спаситель мой: кого убоюся? Аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю (Пс. 26:1, 3). Раз хищные татары окружили обитель с намерением хищников и грабителей; произведя грабежи в окрестностях, они держали в осаде затворившуюся обитель, так что иноки не могли выходить ни за водою, ни за хлебом. Преподобный молился и наконец в совете с братиями положил выйти на татар с духовным оружием; совершив молебствие в храме, собор иноков с иконами и хоругвями вышел за ворота обители. Татары до того были испуганы тем, что бросились бежать и рассеялись, оставив даже всех больных под стенами обители. Это чудное избавление обители от грозившего ей опустошения исполнило сердца иноков благодарною радостью и одушевило твердостью. После того латиняне вместе с униатами пришли толпою в обитель и вызывали преподобного настоятеля на соединение с ними по духу любви или же на спор с ними о вере. Преподобный отвечал: «Какое общение возможно для нас с вами? Вы оставили правила Вселенских соборов, приняли предания лжи и вместо того, чтобы быть под главою – Христом Господом, преклонились пред властителем земным». Когда противники говорили, что и у них вера Христианская, он отвечал: «Покажите же мне веру вашу в делах. Христианские ли дела ваши, когда убиваете вы людей, истребляете заведения, воспитывающие христианское благочестие? О! воздаст вам Господь судом Своим за дела ваши!» Скоро после того ляхи, наставляемые иезуитами, разорили обитель Макария вместе с городом Овручем и опустошили все окрестности. Иноки Макария рассеялись, кто куда мог.
Черниговский архипастырь Лазарь Баранович, которого известил о своем бедствии блаженный Макарий, писал к отцу архимандриту
Овручскому от 16 мая 1671 года: «Весьма соболезную о том приключении, которого вы и отклонить не могли. В этой скорби ищите утешение в одном Боге, Который кого любит, того и наказывает. Вы находитесь, как роза между шипами: она растет между ними, а они ей ничуть не вредят; будете еще долго процветать в Церкви Божией, как в вертограде, доколе не достигнете небесного. И Христос не легко приобрел тот венец, которым теперь Он украшен: сперва на земле перенес терновые на главе Своей колючки и затем получил на небе венец неувядаемый. Умеет Господь избавлять благочестивых от напасти (см.: 2 Пет. 2:9). Много зол праведнику, но Господь от всех избавит его (см.: Пс. 32:20). Крепко хотелось мне жить по-приятельски с вами у Всемилостивого Спаса (в Новгородсеверском монастыре), или где бы вам понравилось; но теперь этих лык не дерут; прежде гораздо удобнее было отыскать себе место, нежели теперь. В настоящее время и сами едим хлеб в изнурении (см.: Пс. 85:2), но готовы поделиться с вами тем же, потому что другого нигде нет, разве только там, где ни болезнь, ни печаль, ни воздыхание. Желаю вам после многих лет многих обителей на небе и с молитвами моими препосылаю благословение». Попечительный архипастырь много заботился о страдальце. Он писал к гетману: «Его милость отец архимандрит Овручский, будучи не в состоянии покойно жить в своей архимандрии, ограбленный ордами и ляхами, лишенный служителей, которые умерщвлены, между тем как имения забраны, отправился на поклонение святым местам Киевским; будучи постриженцем моим, он посетил меня как сын отца и рассказал мне о своих бедствиях. Благоволите, вельможность ваша, милостиво принять его, как человека достойного и заслуженного в Церкви Божией; выслушайте его с доверием как вполне стоящего веры». По запискам о блаженном Макарии, он жил после того в Киевской Лавре и потом определен в настоятеля монастыря Каневского. Когда бесталанный сын великого отца Юрий Хмельницкий не знал, где преклонить голову, блаженный настоятель Каневский дал ему приют у себя.
Предание сохранило несколько дивных дел преподобного настоятеля Каневского. Раз пришел к нему житель Канева, лишившийся зрения от болезни, покрывшей тело его струпьями. Болезнь при пособии лекарств частью облегчилась; но зрение не возвратилось, и никакие советы врачей не оказали пользы слепцу. По совету родных обратился он за советом к преподобному Макарию. Преподобный отвечал, что лекарств у него нет, но предлагает Евангельский совет: веруй и молись Тому, Кто дал зрение слепому; иди, прибавил преподобный, к навечерию Богоявления Господня и молись. Навечерие совершал сам преподобный, молясь и о слепце. Когда сказал он в молитве храма: «Велий еси, Господи, и чудны дела Твои», слепец ощутил, что мимо очей его прошел резкий луч света, и он стал видеть все. В благодарность построил он храм в честь Богоявления Господня. Другой опыт: сын одной матери, молодой человек, вел жизнь рассеянную. Скорбящая мать открыла скорбь свою преподобному и просила помощи его. Преподобный взялся врачевать больного душою сына и то призывал его к себе, то бывал в доме матери, уговаривая сына прийти в себя. Рассеянный сын, долго не внимавший ничему, раз сказал: зачем принуждают его долго молиться? Преподобный отвечал: «Долгие молитвы совершают иноки по обету, и это к тебе не относится; но вот что относится к тебе: оставаться тебе без молитвы – то же, что осудить душу на голодную смерть; читай одну молитву “Отче наш”, и в ней найдешь все – и свет
Богопознания, и уроки для жизни, и утешение и силу для духа; прочесть эту молитву со вниманием, думаю, не тяжело». Рассеянный сын послушался. И что же вышло? Прочтя раз молитву, он захотел прочесть ее в другой и в третий раз. Молитва до того понравилась ему, что он стал читать ее часто и читая учился добру, – стал трудиться, стал жить внимательно к себе, переменился во всем и был утехою матери до гроба. Третий случай относился к судье-лихоимцу, который, несмотря ни на бедность, ни на слезы, продавал суд свой за деньги. Преподобный каждую субботу посылал то от имени одного, то от имени другого, деньги с запискою, где повторялось одно: «Отдаю последнее, более не имею; пощади себя и меня». Судья, пораженный такою проповедью, не только отстал от лихоимства, но и нажитое неправдою роздал по церквам. Раз по просьбе жителей посетил преподобный Макарий Переяславль. В это время один отец семейства был тяжело болен. Горюющая семья просила преподобного совершить над болящим елеосвящение. Он исполнил просьбу их, и больному возвратилось здоровье.
За два года преподобный предсказал свою страдальческую кончину; он убеждал каневцев твердо держаться Святой Православной веры и говорил: «Приять венец нетленный нельзя иначе, как совершая законно подвиг свой».
В 1678 году султан послал многочисленное войско турок и татар взять Украину для Юрия Хмельниченка. После осады Чигирина «бусуманы, так говорит летописец, 25 августа пошли из-под Бужина вверх по Днепру. Дав себе отдых после военных беспокойств, подошли они к славному казацкому городу Каневу и сентября 4, взяв его, опустошили и умертвили множество людей. Особенно в старинном и прекрасном монастыре Каневском каневцы собрались во множестве и заперлись в большой каменной церкви, надеясь спастись здесь; но турки обложили церковь соломой и дровами, зажгли и задушили всех в церкви». История преподобного Макария передает следующие частности сего страшного события: неприятели окружили монастырь, где преподобный питал каневцев молитвою и постом; они старались выманить каневцев из обители; но это не удалось. Разрушив ворота обители, ворвались они в обитель. Преподобный Макарий стоял у ворот с крестом в руках. Они схватили его, и тогда как прочие рассыпались по кладовым и погребам, варвары начали бить преподобного чем попало и ругались над святым крестом. Преподобный молил их об одном – пощадить заключившихся в храме. Они вытащили его за монастырь и продолжали бить без пощады. Страдалец со взором, обращенным к небу, молился: «Господи! приложи мне веру, да верным окажусь пред Тобою». Варвары, терзая святого, вынуждали сказать, где золото и имущество монастырское? Он отвечал: «Мои сокровища на Небе, – не собирал и не прятал я ничего». Варвары с насмешкой выслушали эти слова и, отпустив тех, которых успели схватить в монастыре, послали сказать заключившимся в храме: пусть сдадутся и выдадут все, иначе ждет их смерть. Преподобный с теми же посланными послал сказать: пусть хранят святую веру и помнят слова Спасителя: аще терпим, с Ним и воцаримся, аще отвержемся, и Той отвержется нас (2 Тим. 2:12). Варвары поставили преподобного между двух столбов и железным оружием стали крутить ноги его. Он молился и терпел. Они били его в грудь и по лицу и хотели было сдирать кожу, но кончили тем, что отрубили голову; тело святого тайно унесено было во храм. Варвары зажгли храм и уморили всех бывших в нем дымом. По уходе их из Канева православные нашли в храме тело преподобномученика во власянице, с крестом на персях и с крестом в руке, – и оно было как бы живое .
С любовью похоронили они его в том же храме, под жертвенником. В 1688 году при возобновлении храма иноки открыли гроб и нашли тело святого совершенно целым. От мощей преподобного тогда же последовали исцеления. Но так как враги Православия не переставали по временам нападать на Каневскую обитель, то в том же году иноки перенесли святое тело мученика в Переяславскую полковую церковь святого Воскресения; когда же Переяславский епископ Захарий Корнилович, по дозволенно Петра Великого, построил кафедральный Михайловский монастырь с храмом, то в 1713 году мощи преподобного Макария перенесены были в храм обители; по ее закрытии они поставлены (4 августа 1786 г.) в соборный храм Вознесенского монастыря, где и поныне почивают.